Что такое дополнение в русском языке, как его найти и подчеркнуть
. Разбираем правила с примерами
Дополнение помогает раскрыть мысль говорящего точнее и объемнее. Без него высказывания нередко остаются неполными или теряют выразительность. РБК Life разобрался с экспертами, как найти дополнение, какие у него бывают виды и каким образом его можно представить.
Что такое дополнение
Дополнение — это второстепенный член предложения, обозначающий предмет, отвечающий на вопросы косвенных падежей и выраженный теми же частями речи, что и подлежащее [1].
Например, в предложении «Я работаю продавцом» дополнение «продавцом» отвечает на вопрос «кем?», оно выражено существительным в творительном падеже. А в предложении «Я встретил доброго» дополнение «доброго» — прилагательное в винительном падеже, отвечающее на вопрос «кого?».
На какие вопросы отвечает дополнение
Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей:
- кого? чего?
- кому? чему?
- кого? что?
- кем? чем?
- о ком? о чем?
Дополнение в большинстве случаев зависит от сказуемого (самого действия) и не может прямо зависеть от подлежащего, потому что подлежащее — это носитель действия [2].
Ученики регулярно путают дополнение и обстоятельство. Например, в предложении «Он пошел в школу» ученики могут принять «в школу» за дополнение, хотя это обстоятельство места. Как отличить? Задать правильный вопрос, ведь обстоятельства отвечают на вопросы «где? куда? когда? зачем? как?».

Дополнение путают с подлежащим — особенно если оно стоит в начале предложения в винительном падеже. Например: «Его не было дома». Здесь «его» — дополнение (кого?), но из-за позиции в начале многие ошибочно принимают его за подлежащее.

Как подчеркивается дополнение
В школьной грамматике дополнение подчеркивают пунктиром.
Дополнение «салат» подчеркиваем пунктиром
Если в предложении есть однородные дополнения, то каждое из них подчеркивают пунктиром отдельно.
Однородные дополнения подчеркиваем одинаково
Способы выражения дополнения
Дополнение выражается теми же частями речи, что и подлежащее.
Способы выражения дополнения
Выделяют два типа дополнений:
- прямые — такое дополнение относится к наречию или переходному глаголу, называет объект, на который направлено действие, и выражается формой винительного падежа без предлога;
- косвенные — все остальные дополнения с предлогами [1].
Прямое дополнение в русском языке также выражается формой родительного падежа. Например, в отрицательных предложениях: «Он не написал отчета». При утвердительной форме мы бы сказали: «Он написал отчет», — где дополнение стояло бы в винительном падеже. Также родительный падеж используется при переходных глаголах с количественным или неполным значением действия. В таких случаях говорящий указывает не на весь предмет, а на часть или неопределенное количество. Например: «Я съел торта» — речь идет не обо всем торте, а лишь о его части. И наконец, в безличных предложениях с определенными наречиями состояния родительный падеж также может выполнять роль прямого дополнения: «Было жаль потраченных сил». В этом случае прямое дополнение оформлено как родительный падеж, поскольку передает объект чувства или состояния, выраженного наречием.

В роли дополнения не могут выступать:
- предлоги;
- союзы;
- частицы;
- глаголы в личной форме;
- деепричастия.
Частая ошибка — выделять только одно слово из составного дополнения. В предложении «Мама попросила брата купить молока» часто называют дополнением только «молока», забывая, что и «брата» — тоже дополнение, зависящее от глагола «попросила». Важно также помнить, что дополнение не может быть выражено предлогом или частицей — это служебные слова, помогающие выразить грамматическую связь. Например, в словосочетании «о книге» дополнением будет только «книге», предлог «о» — это грамматическая связка, а не часть дополнения.

Как найти дополнение
- Прочитайте предложение целиком и поймите его смысл. Определите, на что или на кого направлено действие, выраженное сказуемым. Дополнение обозначает объект, связанный с этим действием.
- Найдите сказуемое, которое выражает, что делает или в каком состоянии находится подлежащее. Затем задайте к нему вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? — это и есть основные вопросы дополнения.
- Посмотрите, чем выражено предполагаемое дополнение: чаще всего это существительное или местоимение.
- Убедитесь, что слово: а) зависит от сказуемого (или от другого члена, выражающего действие); б) обозначает объект действия или предмет мысли, чувства, переживания.
Пример поиска дополнения в предложении: «Добрый мальчик принес учебник».
- Смысл: кто-то совершил действие — принес. Что именно он принес?
- Сказуемое — «принес». Задаем вопрос: принес (что?) — учебник.
- Это слово отвечает на вопрос винительного падежа, обозначает предмет действия, следовательно, это может быть дополнение.
- Зависит от сказуемого, а остальные слова («добрый», «мальчик») не зависят от дополнения, но наоборот, определяют того, кто совершает действие.
Упражнения:
- Найдите дополнение в предложении и подчеркните его: «Учительница проверила тетради».
- Определите, чем выражено дополнение в предложении: «Они ждали ответа».
- В каком из предложений нет дополнения? а) Мы нарисовали пейзаж. б) Он бежал по дорожке. в) Девочка прочитала книгу за вечер.
Ответы на упражнения:
- Дополнение — «тетради»: проверила (что?) — тетради. Подчеркиваем пунктиром. Зависит от сказуемого «проверила», выражено существительным.
- Дополнение — «ответа». Способ выражения: существительное в родительном падеже.
- Правильный ответ: б. В предложении «Он бежал по дорожке» нет дополнения, «по дорожке» — это обстоятельство места (где?).