Дали с шестью «а»: почему «Даааааали!» Квентина Дюпье — лучший байопик

. Комедия об испанском художнике уже идет в кино

Вышел обзор комедии «Даааааали!» Квентина Дюпье, которая будет в прокате с 9 мая

Обновлено 10 мая 2024, 01:58
<p>Кадр из фильма &laquo;Даааааали!&raquo;</p>
Фото: France 3 Cinéma

Кадр из фильма «Даааааали!»

9 мая в российский прокат выходит комедия «Даааааали!» Квентина Дюпье, представляющая собой абсурдистский портрет Сальвадора Дали. Мировая премьера картины состоялась на 80-м Венецианском кинофестивале вне конкурса.

Кинокритик Мария Ракитина объясняет, почему фантасмагорический взгляд на жизнь испанского сюрреалиста — лучший из возможных.

Молодая и целеустремленная француженка Жюдит (Анаис Демустье) подалась из фармацевтов в журналистки и теперь готовится к интервью в номере отеля. Она едва заметно нервничает в ожидании величайшего художника-шоумена — самого Сальвадора Дали. Напряженную обстановку разряжает белая коза, которая только что была чучелом, а теперь поедает томящиеся в вазе розы.

<p>Кадр из фильма &laquo;Даааааали!&raquo;</p>
Фото: France 3 Cinéma

Кадр из фильма «Даааааали!»

Ассистентка Дали врывается в номер Жюдит и сообщает, что живописец уже поднимается на лифте. Журналистка выходит в коридор, чтобы встретить живую легенду сюрреализма и эпатажных дел мастера. Однако путь Сальвадора до гостиничного номера длится вечность. С другого конца коридора изнемогающий от жажды Дали (Жиль Леллуш) сообщает, что пьет только газировку, потому что испытывает священный ужас перед водой, в которой нет пузырьков.

Забывчивая помощница художника тотчас звонит на ресепшен и требует от работников отеля срочно предоставить запас питья для гения. Дали добирается до терпеливой Жюдит ровно в тот момент, когда тележка с бутылками газированной воды оказывается рядом с ее номером. Журналистка с облегчением выдыхает: наконец все готово для интервью. Садится в кресло напротив Дали и собирается задать первый вопрос. Художник сразу же прерывает ее. Оказывается, Дали рассчитывал на то, что это будет видеоинтервью. Не увидев «гигантской кинематографической камеры», оскорбленный живописец незамедлительно ретируется из комнаты.

<p>Кадр из фильма &laquo;Даааааали!&raquo;</p>
Фото: France 3 Cinéma

Кадр из фильма «Даааааали!»

Жюдит понимает, что шанс поговорить с Дали выпадает раз в жизни, не собирается опускать руки и, заручившись поддержкой своего продюсера Жерома (Ромен Дюрис), планирует снять фильм о Дали с участием самого Дали. Вот только уговорить высокомерного художника — задача не из легких.

«Даааааали!» — не серьезный байопик и даже не портрет гения, а фантасмагорическая фантазия о неуловимой личности художника. В комедии Квентина Дюпье сновидческий бред обрамляет остроумный анекдот о трудностях поддержания провокационного имиджа. Как известно, самовлюбленный и Avida Dollars («алчный до долларов») Сальвадор Дали мечтал только об одном — лишь бы о нем постоянно говорили.

Дюпье отдает дань уважения испанскому художнику, изображая его рок-звездой от мира искусства, запутавшейся в грезах и теряющей связь с реальностью. Эксцентричный Сальвадор, воплощенный сразу пятью актерами, мечется между мифом о творце-анархисте и приземленной самокритикой.

В одной сцене Дали упивается созданием нового шедевра, о котором все будут говорить, а в другой заявляет, что считает свою живопись никуда не годной. Парадоксальность художника выражается в беспрерывной смене амплуа.

Дали в представлении Квентина Дюпье — вечно перерождающийся актер. «Я уже не тот человек, что был минуту назад», — как будто говорит каждый из представленных зрителю Сальвадоров. Пять ипостасей каталонского провокатора (Эдуард Баэр, Джонатан Коэн, Жиль Леллуш, Пио Мармай, Дидье Фламан) подчеркивают разные грани его экстраординарной личности.

<p>Кадр из фильма &laquo;Даааааали!&raquo;</p>
Фото: France 3 Cinéma

Кадр из фильма «Даааааали!»

В одной сцене Дали страдает муками творчества и рисует, стоя под зноем испанского солнца. В следующей — присваивает себе чужую картину, просто поставив на ней экстравагантную подпись под аплодисменты восторженной публики, а впоследствии надменно заявляет, что «никогда не писал подобного дерьма». Один Дали нарушает личные границы и дотрагивается до груди визажистки, потому что он художник, ему все можно. Так режиссер обличает вседозволенность «гениев», которой люди из сферы искусства публично оправдывали харассмент вплоть до эпохи #MeToo. Другой Дали ищет нелепые отговорки от интервью с Жюдит и жалуется, что у него за окном идет дождь из дохлых собак. В этой отвратительной сцене специфические фантазии художника, которыми он дозированно шокирует поклонников, достигают апогея.

Картина Дюпье, подобно творчеству самого Дали, лишена логики и здравого смысла. С каждой минутой история об охоте проворной журналистки за вечно ускользающим художником делается «все страньше и страньше, все чудесатее и чудесатее».

Режиссер намеренно отказывается от упорядоченности видений творца и отправляет нас в захватывающую Одиссею по подсознанию Сальвадора, который ужасно боится двух вещей — старости и смерти. Дюпье повсюду разбрасывает отсылки к сказочным мирам Дали. В открывающей сцене изящно оживает картина «Некрофильский источник, забивший из рояля»; белый лебедь непременно мелькает в одном кадре с женой и музой художника Галой (Катрин Шоб-Абкариан), вызывая ассоциации с «Атомной Ледой». Из знаковых атрибутов творчества Дали в фильме встречаются яйца (на крыше дома Сальвадора в Кадакесе и на сковородке). А вот мягкие, стекающие часы так и не появляются.

<p>Кадр из фильма &laquo;Даааааали!&raquo;</p>
Фото: France 3 Cinéma

Кадр из фильма «Даааааали!»

Относительность пространства и времени Дюпье иллюстрирует через поток бессвязных грез провинциального священника, с которым ужинает художник. Сновидения отца Жака о путешествии через огненный Ад, продаже фальшивой картины Дали на аукционе и фатальном выстреле ковбоя со временем превращаются в самосбывающееся пророчество.

Причудливую драматическую структуру картины Дюпье отчасти заимствует у фильма Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии» (1972), в котором трапеза голодных гостей званого обеда все время прерывается потоком бредовых увеселений. Таким образом, в «Даааааали!» французский постановщик переосмысляет наследие сразу двух выдающихся сюрреалистов XX века.

Квентин Дюпье — не первый режиссер, замахнувшийся на художественную картину о Дали. До него постичь магию каталонского шоумена пыталась Мэри Хэррон, которая экранизировала «Американского психопата». В драме «Быть Сальвадором Дали» (2022) постановщица показала испанского живописца личностью культовой, но неуравновешенной и трагической. Одним словом, предсказуемой. Дюпье же избегает энциклопедических подробностей и опускает нелестные факты из биографии Дали вроде активной поддержки диктатора Франко и его фашистского режима. Но сосредоточивается на скандальной непостижимости Сальвадора, за которой на протяжении всего фильма гоняется журналистка.

<p>Кадр из фильма &laquo;Даааааали!&raquo;</p>
Фото: France 3 Cinéma

Кадр из фильма «Даааааали!»

Французский кинематографист-сюрреалист Квентин Дюпье прославился своими метаироничными комедиями. В «Шине» агрессивная покрышка мстила человечеству. В «Оленьей коже» замшевая куртка заставляла своего владельца совершать преступления. В «Жвалах» два друга-раздолбая приручили огромную муху. В «Невероятно, но факт» супруги омолаживались, попадая в прошлое через подвал дома, а в «Курение вызывает кашель» за спасение мира отвечала команда супергероев «Табачная сила», которая пародировала «Могучих рейнджеров».

«Даааааали!» наследует специфический юмор картин Дюпье и улавливает тот самый хулиганский дух испанского художника. Интуитивный подход к истории Дали наверняка оценят его фанаты, а непосвященные зрители от души повеселятся. В любом случае «Даааааали!» — абсурдистский аттракцион, на котором стоит прокатиться каждому.

Купить билеты в кино
Купить билеты в кино
Найти сеанс «Даааааали!»
Поделиться