«Женщина, которая поет». Вспоминаем яркие высказывания Аллы Пугачевой

. Примадонне сегодня исполнилось 75 лет

Опубликованы яркие высказывания Аллы Пугачевой, которая отмечает 75-летие

Обновлено 15 апреля 2024, 10:56
<p>Алла Пугачева на съемках новогодней программы на &laquo;Первом канале&raquo;, 2016 год</p>
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Алла Пугачева на съемках новогодней программы на «Первом канале», 2016 год

Народная артистка СССР Алла Пугачева 15 апреля отмечает 75-летие. У певицы десятки государственных и еще больше музыкальных наград. Она почти полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» — у певицы три степени награды «за большой вклад в развитие отечественной культуры», орден Дружбы народов и многочисленные музыкальные премии — от «Золотого граммофона» до «Овации».

<p>Алла Пугачева и вокально-инструментальный ансамбль &laquo;Веселые ребята&raquo;, 1976 год</p>
Фото: Александр Макаров / РИА Новости

Алла Пугачева и вокально-инструментальный ансамбль «Веселые ребята», 1976 год

Примадонна российской эстрады выступает на сцене с середины 60-х годов. Дискография певицы насчитывает десятки сольных пластинок, которые, помимо стран СНГ, издавались за рубежом. Официальную точку в своей музыкальной карьере она поставила в 2010 году после прощального тура. Правда, время от времени Пугачева все же выступала на фестивалях, больших концертах, помогала «зажигать» новых звезд. В марте этого года она выпустила новый альбом P.S., первый с 2008 года.

В день рождения Аллы Пугачевой РБК Life собрал ее высказывания о семье, голосе, жизни, эстраде и ностальгии.

О детстве

«С детства я была так закомплексована и застенчива — типичный интроверт. Общение давалось мне с большим трудом. То, что у меня было прозвище «дикарка», я уже говорила. Мне некогда, честно говоря, было общаться. Меня все время заставляли учиться, учиться, учиться. Один месяц в году разрешали отдыхать. А я не знала как. И для того чтобы преодолеть себя, я шла в компанию ребят и внушала себе: «Ты главная, ты крутая» (из интервью художественному руководителю театра имени М.Н. Ермоловой Олегу Меньшикову).

О воспоминании из детства

«Если вы имеете в виду что-то из драматично-трагических событий, то, я считаю, самое ярчайшее из них, которое, можно сказать, пнуло меня в сердце, — это когда отец ударил мать. Единственный раз в жизни. И это было на моих глазах. Не знаю уж, что тогда на него нашло. Естественно, он потом извинялся и все такое, но... Я пережила тогда настоящее потрясение, и этот кошмар оставил след в моей душе на всю жизнь.

До конца своих дней отец знал, что я этот случай помню, хотя ни разу в жизни не напомнила ему… С той поры у меня внутренняя установка: мужчина, ударивший женщину, для меня перестает существовать» (из интервью изданию «7 дней»).

О матери и бабушке

«По сути своей бабушка моя была такая, знаете ли, образованная гувернантка, знающая французские песенки, стишки. Сдержанная, на вид суровая, ко мне с братом относилась строго — редко смеялась, улыбалась, шутила. Но к ней всегда шли за советом, и к ее мнению прислушивались. А мама была кокеткой, вся из себя такая пампушечка, обожала красиво одеваться, прекрасно готовила, петь любила, всегда собирала вокруг себя толпы людей, которые ее обожали. Романтическая, словом, натура. В течение многих лет мама не работала. Но когда с отцом случилось несчастье, плакать, стонать не стала, а немедленно устроилась на работу, причем быстро поднялась вверх по карьерной лестнице, получила диплом инженера. Удивительный человек… Так получилось, что о смерти мамы в 86-м году я узнала в день концерта в Самаре» (из интервью изданию «7 дней»).

О призвании

<p>Алла Пугачева, 1976 год</p>
Фото: Александр Макаров / РИА Новости

Алла Пугачева, 1976 год

«Я с самого начала и была драматической актрисой. Петь я не собиралась. Я даже певицей себя никогда не называла, я — женщина, которая поет. А женщина — как? Плохое настроение — плохо поет. Горло болит — все равно поет. Но ей простительно — она же не певица» (из интервью художественному руководителю театра имени М.Н. Ермоловой Олегу Меньшикову).

О характере

«Ну с царем-то в голове я была всегда, видимо, родилась с ним. А взбалмошной раньше могла быть — с друзьями. Вообще-то, во мне соседствуют два совершенно разных человека: один проявляет себя в быту, другой — в работе. В профессии я очень жесткая — ни себе спуска никогда не давала, ни другим. Да, мне надо было всех держать в железном кулаке, и я держала. Только поэтому у меня все получалось и до сих пор что-то продолжает получаться. Кстати, эти же самые черты вижу сейчас в своей дочери, что меня очень радует» (из интервью изданию «7 дней»).

О происхождении звания «Примадонна»

<p>Алла Пугачева во время съемок короткометражного документального фильма-концерта режиссера Тоомаса Ласманна &laquo;Театр Аллы Пугачевой&raquo;, июль 1978 года</p>
Фото: Юрий Венделин / ТАСС

Алла Пугачева во время съемок короткометражного документального фильма-концерта режиссера Тоомаса Ласманна «Театр Аллы Пугачевой», июль 1978 года

Алла Пугачева опровергла слухи о том, что это звание она для себя придумала сама. По словам артистки, «примадонной» ее прозвали поклонники после выступления на Евровидении в 1997 году в Дублине. На конкурсе страну должен был представлять Валерий Меладзе с песней «Примадонна», но поездка не состоялась.

«С этой композицией Валера должен был представлять нашу родину, но перед самим конкурсом мой друг заболел, и я взяла эту большую ответственность на свои плечи. И поехала на конкурс», — рассказывала певица.

Эту композицию Пугачева посвятила народной артистке СССР Людмиле Гурченко.

О своем голосе

<p>Съемки фильма &laquo;Женщина, которая поет&raquo; на киностудии &laquo;Мосфильм&raquo;, 1978 год</p>
Фото: Анатолий Ковтун / ТАСС

Съемки фильма «Женщина, которая поет» на киностудии «Мосфильм», 1978 год

«Мой голос был несильный на первых порах, но действительно обладал какой-то странной, притягательной силой. Впервые я это почувствовала в ранней юности, когда по вечерам бегала в музыкальное училище петь в свободной аудитории — дома я не могла этого делать. Я просто пела для себя, на тарабарщине какой-то, что-то придумывала, импровизировала. И у меня была такая игра. Когда я чувствовала, что кто-то идет по коридору, я начинала петь как бы с расчетом, посылом на тех, кто там идет. Я четко знала, что мой посыл притягивает людей. Я видела и чувствовала, как они подходят к двери, прислушиваются. Тогда я еще больше куражилась, делая вид, что не слышу, не вижу, не знаю, что за дверью стоят люди, но выдавала им по полной программе. Самое потрясающее — когда твой голос послушен твоему желанию, когда он легко и свободно выражает ту интонацию, которую чувствуешь внутри себя. Это — победа» (из интервью журналу «Сноб»).

О черном списке

«В 1972 году, за два года до Всесоюзного конкурса, меня пригласил режиссер снять песню, как сейчас помню, «Король, цветочница и шут» Шаинского. Я надела короткую юбку необыкновенной красоты, сшитую моей теткой из какой-то удивительной ткани — знаешь, черная, золотом расшитая, ну просто произведение искусства! И вот эту запись увидел тогдашний глава радио и телевидения Лапин. И он меня закрыл в черные списки. За юбочку — на два года. Только в 1974 году Всесоюзный конкурс артистов эстрады позволил мне появиться на экране. Я там третье место заняла с песней «Посидим, поокаем» (из интервью журналу «Сноб»).

О других певицах

«Какое-то время была тенденция у некоторых певиц рассказывать, что я им перекрыла кислород. И причем у тех, у кого ничего не получалось. Одна заявляла, что я запретила на телевидении ее появление. Я сама-то дрожала, как бы меня не запретили. Мне так хотелось подойти к ней сказать: «Ты на рожу свою смотрела? Мое личико и твое. Ну ты не телевизионная. Поешь ты хорошо, но ты же...» Почему я должна была тебя запрещать? Никто не хотел тебя видеть» (из интервью художественному руководителю Московского театра имени М.Н. Ермоловой Олегу Меньшикову).

Об отношении к деньгам

«У меня, конечно, с деньгами абсолютно неправильные отношения были. Я никогда не знала, сколько у меня денег, куда они уходят. И еще я очень любила делать подарки, особенно тем, кто мало имеет. Музыкантам, например. Потом бац — деньги кончались. Но я знала, что работаю и что деньги у меня должны быть» (из интервью журналу «Сноб»).

О возрасте

<p>Алла Пугачева с дочерью Кристиной Орбакайте, 1978 год</p>
Фото: Рудольф Алфимов / РИА Новости

Алла Пугачева с дочерью Кристиной Орбакайте, 1978 год

«Вот тут пошла тенденция обвинять меня в старости, как будто люди сами не будут стареть. А я-то выросла «Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет». И вот эта вот тетенька 70 лет, выросшая на таких правилах, читает: «Старуха, такая-рассякая. Смотрите, какая она без краски, без всего».

Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России) — это так интересно, поиграть можно, когда скучно. И так мне надоело, что пишут «она же старая». Да, я старая и ничего с этим поделать не могу. И говорить о том, что у меня душа молодая, я тоже не буду. Да, я старею, уже ложишься и думаешь, проснешься ли… Да плевать я хотела на комментарии. Главное — другое: желание жить сегодняшним мгновением. Каждый день, каждая минута, каждое мгновение… Это время, когда ты начинаешь думать не годами, а днями» (из интервью художественному руководителю Московского театра имени М.Н. Ермоловой Олегу Меньшикову).

О ностальгии по СССР

«Я прошлым вообще не живу. Единственное, у меня есть поле, васильки-ромашки. Когда я не могу заснуть, то я мысленно иду по этому полю с бабушкой, малину собираем справа в подлесочке. И мне так спокойно, хорошо, я знаю, что там будет дом, мы придем, будем пить чай с печеньем или молоко. Ой, как это хорошо! Говорят же, что старость плоха тем, что… Что такое старость? Это мысли о молодости. Может быть, у меня это уже началось? Потому что я успокаиваю себя — ну, не молодостью, детством. Детство очень хорошее было, безмятежное какое-то. Может, доживу до старости, опять впаду в детство. А вы обратили внимание, что чем тяжелее жизнь в стране, тем больше хихикают, да? Юморят. Уже был такой период» (из интервью Владимиру Познеру).

О современной музыке

«Я не знаю. Сейчас профессии все… Авторы текста, композиторы… Мне тяжело сказать. Я ничего не слышу интересного. Что-то надломилось. Что-то мне в общем не нравится. Я буду брюзжать сейчас, как стареющая певица на пенсии. Что-то происходит. И мне кажется, что мы стоим на краю падения какого-то… Я не знаю. Но я ничего не сделаю, понимаете, для того, чтобы от этого края кого-то увести. Мы, наверное, должны упасть. Упасть, сильно удариться для того, чтобы понять, что выбираться из этого дерьма надо. Понимаете? Оно везде. Что в эстраде, что там, что тут. Что-то произошло. Время такое. В воздухе что-то творится. Не знаю» (из интервью Владимиру Познеру).

О своей популярности

<p>Алла Пугачева и Владимир Кузьмин выступают в музыкальной программе &laquo;Звуковая дорожка&raquo;, 1988 год</p>
Фото: Роман Подэрни / Сергей Серегин / ТАСС

Алла Пугачева и Владимир Кузьмин выступают в музыкальной программе «Звуковая дорожка», 1988 год

«Я не анализировала никогда свою жизнь и популярность. Но последнее время я подумала тоже, я задавала себе вопрос, думаю: «Боже мой, вроде бы и ничего особенного, как я считала. Что же произошло в моей жизни?» Вы говорите «Высоцкий». Он — мужчина-мужчина. А я — женщина-женщина. Никогда себя певицей-то не называла, а именно женщиной, которая поет. И все женские темы были в моих песнях, скорее всего, выражены более доступно, более незавуалированно, а по-человечески простым, женским языком. И это как-то откликалось в душе именно женщин. Мне кажется. И поэтому такой отклик был. А многие вообще думали, что у меня какие-то подтексты. «Все могут короли» вспомните. То есть пытались все время что-то приписать. И поэтому популярность все время подпитывалась не мной, а какими-то выдумками, предположениями» (из интервью Владимиру Познеру).

Обложка видео
Поделиться