Прирожденная бунтарка: как Кристен Стюарт одолела проклятие «Сумерек»

. Актрисе с «Сезаром» и номинацией на «Оскар» исполнилось 34 года

Звезде «Сумерек» Кристен Стюарт исполнилось 34 года

Обновлено 09 апреля 2024, 18:30
<p>Кристен Стюарт&nbsp;поступила смело, согласившись сыграть Беллу Свон, героиню подросткового бестселлера про вампиров. Голливудский хит о созависимых отношениях, полный&nbsp;глупых диалогов и&nbsp;кринжовых персонажей с не самым удачным гримом&nbsp;сделал из Стюарт мировую знаменитость. Потом ей пришлось еще десять лет избавляться от последствий этой славы.&nbsp;На фото: актриса на Парижской неделе моды 22 января 2019 года&nbsp;</p>
Фото: Pascal Le Segretain / Getty Images

Кристен Стюарт поступила смело, согласившись сыграть Беллу Свон, героиню подросткового бестселлера про вампиров. Голливудский хит о созависимых отношениях, полный глупых диалогов и кринжовых персонажей с не самым удачным гримом сделал из Стюарт мировую знаменитость. Потом ей пришлось еще десять лет избавляться от последствий этой славы. На фото: актриса на Парижской неделе моды 22 января 2019 года

9 апреля Кристен Стюарт отмечает 34-летие. Она стала звездой мирового масштаба благодаря роли Беллы Свон в вампирской франшизе «Сумерки». И проклятие роли старшеклассницы, влюбившейся в вампира, долгое время преследовало актрису и не позволяло ей покорять новые вершины.

Однако Стюарт, начинавшей карьеру с серьезных драматических работ, постепенно удалось добиться звания иконы независимого кино. Бунтарка на экране и в жизни одинаково свободно играла легендарных личностей и женщин с травматическим прошлым. Она стала первой американкой, удостоенной французской премии «Сезар», и получила номинацию на «Оскар» за роль принцессы Дианы.

Рассказываем о творческом пути Кристен Стюарт, вышедшей из «Сумерек» и превратившейся в одну из лучших актрис своего поколения.

Кино и конфеты

Кристен Стюарт родилась в пригороде Лос-Анджелеса Вудленд-Хиллз в семье работников кино. Отец будущей звезды «Сумерек» был менеджером на съемках, продюсером и директором различных шоу на телеканале Fox, а мать — редактором сценариев. Стюарт уверена, что желание стать актрисой появилось у нее еще в начальной школе.

Родители часто возвращались домой поздно, но всегда радовали дочь конфетами, которые тайком таскали со съемочной площадки. Упрямая Кристен не могла заснуть, пока не набьет желудок сладостями и не наслушается историй из мира кино. Энергия съемочной площадки с ее сумасшедшим графиком и слаженным рабочим процессом так и манила маленькую Стюарт, и уже во втором классе она окончательно определилась с будущей профессией.

<p>Кристен Стюарт на съемках фильма &laquo;Комната страха&raquo;</p>
Фото: Richard Corkery / NY Daily News Archive via Getty Images

Кристен Стюарт на съемках фильма «Комната страха»

Она дебютировала в школьной праздничной постановке — исполнила ханукальную песенку о дрейдле. Трогательное выступление покорило будущего агента актрисы, который в тот момент находился в зрительном зале. Он познакомился с Джоном и Джулс Стюарт и заявил, что у их дочери большой потенциал, чтобы стать кинозвездой. Родители сначала отнеслись к этим словам с подозрением, но в итоге прислушались к шестилетней Кристен, которая хотела попытать счастья в актерстве. Стюарты отвели амбициозное чадо на семинар, где детей учили проходить прослушивания на телевидении и в кино.

Весь следующий год Кристен провела на кастингах в рекламные ролики, но получила только одну роль. Она сыграла расчетливую девочку, которая специально опаздывала на школьный автобус, чтобы папа отвозил ее на занятия на своем шикарном Porsche 911.

Страх и ненависть

Стюарт вспоминает, что, будучи довольно ранимым ребенком, из-за продолжительного отсутствия предложений по съемкам практически потеряла веру в собственный талант. В 1999 году начинающая актриса ненадолго появилась в фэнтези-комедии канала Disney «Сын русалки», но известности эпизодическая роль ей не принесла. «После годового безразличия ко мне со стороны кастинг-директоров я решила: «К черту все это. Я больше не буду заставлять маму ездить со мной в Лос-Анджелес. Я ужасно нервничала на каждом прослушивании. Просто умирала от страха. У меня осталась всего одна встреча, и мама сказала: «Прояви немного терпения и сходи на последние пробы». Это был кастинг в фильм «Безопасность вещей» (2001). Если бы я не получила роль Сэм, со мной было бы покончено», — рассказывала Стюарт.

<p>Кадр из фильма &laquo;Безопасность вещей&raquo;</p>
Фото: Clear Blue Sky Productions

Кадр из фильма «Безопасность вещей»

В инди-драме Роуз Троше одиннадцатилетняя Кристен предельно искренне воплотила девочку-сорванца, потому что сама была такой — грубоватой, беспокойной и достаточно закрытой. Одноклассницы вечно задирали Стюарт, потому что в круг ее ближайших друзей входили только мальчики. Но однажды и приятели стали косо поглядывать на Кристен, которая выделялась из толпы романтичных и нежных девчонок. «Внезапно стало не круто быть одним из мальчиков. «Кристен не девочка. Кто она вообще такая? — говорили они. Тогда я столкнулась с болезненной неуверенностью в себе. В тот момент я подумала: «Я ненавижу себя», — вспоминала Стюарт.

Тревога и испытания

Непопулярность в школе Кристен компенсировала успехами на съемочной площадке. Поворотной актерской работой в ее карьере стала роль девочки-подростка в триллере «Комната страха» (2002) Дэвида Финчера. Режиссер заприметил Стюарт в «Безопасности вещей» и предложил той сыграть сильно нервничающую дочь героини Джоди Фостер.

<p>12-летняя Стюарт&nbsp;на съемках фильма &laquo;Комната страха&raquo;</p>

<p></p>
Фото: Richard Corkery / NY Daily News Archive via Getty Images

12-летняя Стюарт на съемках фильма «Комната страха»

На съемочной площадке юная актриса так сильно боялась подвести старших коллег, что постоянно боролась с приступами тошноты и головокружения. Но, как оказалось, ее страхи были напрасны. Сама Фостер восхищалась самоотдачей и не по годам серьезной игрой Стюарт.

Более того, звезда «Молчания ягнят» уверяла, что двенадцатилетняя актриса напоминала ее в том же возрасте. «Я не могу сказать, что Кристен мой двойник, но мне кажется, что когда я была маленькой, я чувствовала ровно то же, что она испытывает сейчас, и осмысляла многие вещи похожим образом. Кристен прекрасно справляется с демонстрацией эмоций на экране», — признавалась Фостер.

<p>Кадр из фильма &laquo;Комната страха&raquo;</p>
Фото: Columbia Pictures Corporation

Кадр из фильма «Комната страха»

В «Комнате страха» Стюарт была отведена немногословная роль, но девочка удивительно точно попала в эмоциональное состояние героини. Ее Сара, по роковому стечению обстоятельств застрявшая с мамой в специально оборудованном убежище, переживала одну паническую атаку за другой и фактически находилась на грани диабетической комы.

Один только тревожный взгляд Кристен передавал страх ребенка перед возможным нападением грабителей, которые рыскали по дому в поисках сейфа с деньгами. Подросток Сара, которая всего за несколько сцен из стойкой бунтарки превратилась в комок нервов, предвосхитила распространенный типаж среди будущих героинь Стюарт.

Актриса буквально станет олицетворением личности, которая без лишних слов, но с подлинной гримасой боли проходит через уготованные ей часто невыносимые испытания.

В «Добро пожаловать к Райли» (2010) неприкаянная секс-работница Мэллори отчаянно ищет тепла и любви в чужих семьях. Во «Все еще Элис» (2014) Лидия абсолютно теряется перед прогрессирующей болезнью Альцгеймера, обнаруженной у ее матери. В «Месть Лиззи Борден» (2018) служанка Бриджит сталкивается с харассментом со стороны хозяина дома, а героиня «Опасной роли Джин Сиберг» (2019) совмещает алкогольную зависимость с манией преследования.

Эмоции без слов

После заметной роли в фильме Финчера Стюарт начала регулярно сниматься как в проходных приключенческих картинах для подростков («Запретная миссия», «Затура: Космическое приключение»), так и в независимом кино («Говори»), поэтому времени на изучение актерского мастерства у нее просто не было. Кристен, что называется, все схватывала на лету и придумала собственный метод перевоплощения в персонажа.

<p>Кристен Стюарт на премьере фильма &laquo;Говори&raquo; на кинофестивале &laquo;Сандэнс&raquo;, 20 января 2004 года</p>
Фото: Carlo Allegri / Getty Images

Кристен Стюарт на премьере фильма «Говори» на кинофестивале «Сандэнс», 20 января 2004 года

Актриса заучивала реплики на площадке, прямо перед съемками, чтобы на камере казалось, будто произносимые слова только что пришли ей в голову. Сосредоточенность на реальных чувствах, а не на эффектном способе их выражения, по словам Стюарт, позволяет ей пропустить историю персонажа через себя и выплеснуть эти переживания на камеру без фальшивого надрыва.

Самой важной из драматических работ актрисы до «сумеречного периода» стала роль школьницы Мелинды Сордино в камерной инди-картине «Говори» по роману Лори Холс Андерсон. Четырнадцатилетняя Стюарт пронзительно воплотила образ девочки-подростка, которая перестала разговаривать после того, как пережила сексуализированное насилие на вечеринке.

<p>Кадр из фильма &laquo;Говори&raquo;</p>
Фото: Speak Film Inc.

Кадр из фильма «Говори»

Хотя Мелинда не произносит ни слова, она ведет саркастичный, часто душераздирающий внутренний монолог, а ее терзания резонируют с напряженной мимикой и раздражительной жестикуляцией. Хейтерам, которые, оглядываясь на «Сумерки», продолжают обвинять Кристен Стюарт в «картонности», однозначно стоит обратить внимание на драму «Говори», где юная актриса одним лишь кивком головы дает понять, что с ней произошло нечто ужасное.

Критика вампиризма

До старта вампирской эпопеи, растянувшейся на пять фильмов, Кристен снялась в небольшой роли бродячей девушки в роуд-муви Шона Пенна «В диких условиях» (2007).

Постановщицу первых «Сумерек» Кэтрин Хардвик зацепила меланхоличная тоска в глазах героини Стюарт. Режиссер провокационных «Тринадцати» (2003) решила, что именно такую печальную и погруженную в себя Беллу Свон она хочет видеть в своем фильме. На первой встрече с Хардвик Стюарт рассказала, что «выросла с волками», которые жили на ранчо родителей. Постановщица восприняла эту историю, как знак свыше, ведь во франшизе по романам Стефани Майер должны фигурировать и оборотни.

<p>Кадр из фильма &laquo;Сумерки. Сага. Новолуние&raquo;</p>
Фото: Millennium Films

Кадр из фильма «Сумерки. Сага. Новолуние»

Роль неприметной старшеклассницы Беллы Свон, вступившей в созависимые отношения с вампиром, которому уже сто лет как 17, превратила Кристен Стюарт в кумира тинейджеров. Девочки-подростки видели в неуклюжей, угловатой и противоречивой героине свое отражение, завуалированный в вампирской метафоре страх взросления казался им до боли знакомым.

Аудитория постарше, напротив, посмеивалась над нарочито несуразной игрой Стюарт и сделала из актрисы ходячий мем. Позже Кристен объясняла, что стремилась максимально приблизить свою Беллу к книжной версии, хотя киностудия Summit Entertainment категорически настаивала на том, чтобы на экране героиня выглядела «жизнерадостной и веселой». В итоге Стюарт раскритиковали за «угрюмую игру» во всех пяти фильмах франшизы, закрепив за ней ярлык бездарной актрисы с «харизмой вареной картошки».

Костер публичного внимания

Кристен подвергалась нападкам со стороны прессы не только за роль Беллы Свон, но и за сдержанное общение с журналистами. На протяжении четырех лет, пока на экранах показывали вампирскую сагу, актрисе прилетало за то, что она мало улыбалась и казалась недостаточно вежливой на пресс-конференциях.

Только в 2012 году, уже после премьеры заключительной части саги, Стюарт призналась, что с детства испытывала проблемы с публичностью: «Люди подходили ко мне, когда я обедала с семьей в ресторане или где-то еще, и я всегда просто нелепо сворачивалась калачиком. Мои родители были так смущены и спрашивали: «Кристен, что ты делаешь? Просто будь вежливой и поздоровайся». И я, честно говоря, не знаю, в чем была моя проблема».

<p>Роберт Паттинсон и Кристен Стюарт на премьере фильма &laquo;Сумерки&raquo;, 30 октября 2008 года в Риме</p>
Фото: Franco Origlia / Getty Images

Роберт Паттинсон и Кристен Стюарт на премьере фильма «Сумерки», 30 октября 2008 года в Риме

Несмотря на то что благодаря «Сумеркам» Стюарт получила статус самой высокооплачиваемой актрисы в мире, ей пришлось пережить тяжелую личную драму. В 2010-х их с Робертом Паттинсоном отношения фанаты вампирской саги возводили в культ, а папарацци повсюду преследовали пару, не давая влюбленным насладиться обществом друг друга.

К разочарованию поклонников и на радость таблоидам, дуэт Robsten распался из-за измены Кристен Стюарт. В 2012 году фотографы запечатлели актрису на свидании с женатым режиссером «Белоснежки и охотника» (2012) Рупертом Сандерсом. Желтая пресса еще год травила Стюарт за то, что она завела роман на стороне. Давление на Кристен оказалось настолько сильным (масла в огонь в своем Twitter подлил Дональд Трамп), что ей пришлось публично извиняться перед Паттинсоном.

Партнеры по «Сумеркам» разошлись, а три года спустя Кристен заявила, что травматический опыт расставания превратил ее в «уверенную в себе взрослую личность». «Мне казалось, что я подожгла свою вселенную и смотрела, как она горит. Говоря очень откровенно, это был действительно тяжелый период, но в то же время он пробудил во мне… нечто дикое. Публика как будто пыталась сжечь меня на костре, но я смогла это принять. По крайней мере, я тогда не умерла», — говорила Стюарт.

Рок-н-ролл и артхаус

Освободиться от проклятия «Сумерек» и образа Беллы Свон актриса пыталась еще во время работы над «Затмением» (2010). Съемки в третьей части вампирской франшизы Стюарт совмещала с байопиком «Ранэвэйс» (2010), в котором неожиданно дерзко воплотила образ Джоан Джетт — фронтвумен женской панк-рок группы The Runaways. Чтобы «слиться» с легендарной рокершей, актриса не только радикально сменила имидж (сделала стрижку маллет и перекрасилась в черный цвет), но и тонко скопировала манеру речи, жестикуляцию и даже походку певицы.

<p>Кадр из фильма&nbsp;&laquo;Ранэвэйс&raquo;</p>
Фото: Blackheart Films

Кадр из фильма «Ранэвэйс»

Проникнуться личностью персонажа Стюарт помогли записанные на пленку письма, которые Джетт сочинила, когда ей было тринадцать. Роль непримиримой рок-звезды пошла актрисе на пользу и стала важным шагом на пути к званию иконы независимого кино.

Правда, карьера в европейском артхаусе у Стюарт едва бы сложилась без участия Оливье Ассайаса. Второстепенную роль в драме «Зильс-Мария» (2014) режиссер буквально бросил Кристен как спасательный круг. У Ассайаса Стюарт с невиданным доселе энтузиазмом сыграла ловкую и шуструю ассистентку знаменитой актрисы (Жюльет Бинош).

<p>Кадр из фильма &laquo;Зильс-Мария&raquo;</p>
Фото: CG Cinéma

Кадр из фильма «Зильс-Мария»

Склонный к иронии режиссер также добавил в фильм линию старлетки (Хлоя Грейс Морец), которая стала известной благодаря роли в дурацком подростковом блокбастере. Несложно догадаться, что прототипом героини была сама Стюарт. Талантливый перформанс в «Зильс-Марии» принес актрисе премию «Сезар» (за лучшую женскую роль второго плана). Так Кристен Стюарт стала первой американкой в истории, получившей французский аналог «Оскара», и фавориткой Канн.

Путь к леди Ди

После «Зильс-Марии» актриса несколько лет металась между инди-драмами («Все еще Элис», «Анестезия», «Несколько женщин») и посредственными блокбастерами («Лагерь «X-Ray», «Равные», «Ультраамериканцы»). В 2016 году вышли две значимые работы для Стюарт, заново открывшие драматические и — неожиданно — трагикомедийные грани ее таланта.

<p>Кадр из фильма &laquo;Персональный покупатель&raquo;</p>
Фото: Detailfilm

Кадр из фильма «Персональный покупатель»

В психологическом триллере Оливье Ассайаса «Персональный покупатель», получившем приз за режиссуру на Каннском кинофестивале, актриса исполнила ведущую роль. Стюарт вжилась в образ американской стилистки Морин, которая выбирает вещи для французских знаменитостей, а еще обладает даром медиума. На первый план в фильме выходят текстинг (единственно комфортный способ общения для героини) и гипнотическая отрешенность актрисы. С каждой сценой невротично-сосредоточенная Стюарт все больше погружается в себя, а ее внутренняя боль просачивается наружу.

В 2016-м Стюарт появилась в кино еще у одного именитого режиссера — Вуди Аллена. В его глянцевой «Светской жизни» Кристен переживала забавную трансформацию из наивной и неловкой секретарши Вонни в гламурную и высокомерную диву, но несколько терялась на фоне других, более харизматичных актеров.

<p>Кадр из фильма &laquo;Светская жизнь&raquo;</p>
Фото: Gravier Productions

Кадр из фильма «Светская жизнь»

После «Светской жизни» Стюарт бросилась покорять биографическое кино. В основанной на реальных событиях «Мести Лиззи Борден» она кротко сыграла служанку и подругу знаменитой американской преступницы, зарубившей своего отца-тирана и мачеху топором. После блокбастеров «Под водой» и «Ангелы Чарли» Стюарт полностью отдалась роли актрисы Джин Сиберг, но несколько переборщила с параноидальным психозом. В 2021 году актриса воплотила образ принцессы Дианы в биографической драме Пабло Ларраина «Спенсер».

Несмотря на полное отсутствие внешнего сходства с леди Ди, Стюарт удалось уловить манеру ее поведения и передать внутренний надлом. Чтобы точно попасть в образ принцессы на грани нервного срыва в канун Рождества, Кристен изучала бесконечное множество архивных фотографии и видео Дианы. Актриса чутко перенесла на экран дискомфорт и одиночество, которые леди Ди испытывала в присутствии королевской семьи. За титаническую актерскую работу в «Спенсер» Стюарт удостоилась номинаций на премию «Оскар» и «Золотой глобус».

<p>Кадр из фильма &laquo;Спенсер&raquo;</p>
Фото: Shoebox Films

Кадр из фильма «Спенсер»

Нормально, что ненормально

Актриса не привыкла делать громких заявлений, а ее феминизм проявляется в выборе сложных героинь (Тимлин из «Преступлений будущего» Кроненберга не в счет) и поддержке женщин-режиссеров.

В интервью к выходу романтического триллера Роуз Гласс «Любовь истекает кровью» (2024) Стюарт рассказала, что всерьез увлеклась гендерной теорией и сейчас отдает предпочтение писательницам, а не писателям. Актрису особенно волнует проблема системного насилия, хотя движение #MeToo ее не коснулось, и токсичные паттерны, навязанные женщинам патриархатом.

<p>Кадр из фильма&nbsp;&laquo;Любовь истекает кровью&raquo;</p>
Фото: Film Four Ltd.

Кадр из фильма «Любовь истекает кровью»

Сама Кристен давно не стремится кому-либо угодить и живет так, как ей нравится. Она может выйти из дома с грязной головой и в растянутых трениках или рассказать журналистам, что выпивала весь локдаун. Стюарт не ведет соцсети, но любит лишний раз позлить хейтеров. Критикуют за «вульгарные» фотографии в Rolling Stone? Что ж, тогда она появится на премьере в более провокационном виде.

Кристен Стюарт давно отреклась от благородного амплуа Беллы Свон, дала волю самовыражению и, подобно настоящей рок-звезде, ни в чем себя не ограничивает. В планах у актрисы реализация режиссерских амбиций и, вероятно, безграничное бунтарство.

Поделиться
Авторы
Теги