«Материнский инстинкт»: обзор фильма с Энн Хэтэуэй и Джессикой Честейн

. В кино снова показывают стильные 1960-е, за которыми прячется драма

Вышла рецензия на ретротриллер «Материнский инстинкт» с Хэтэуэй и Честейн

Обновлено 04 апреля 2024, 06:39
<p>Прически, маникюр, патриархат и страдания: психотриллер во времена бэби-бумеров&nbsp;украшают Джессика Честейн и Энн Хэтэуэй.&nbsp;Кадр из фильма &laquo;Материнский инстинкт&raquo;</p>
Фото: Freckle Films

Прически, маникюр, патриархат и страдания: психотриллер во времена бэби-бумеров украшают Джессика Честейн и Энн Хэтэуэй. Кадр из фильма «Материнский инстинкт»

В российском прокате идет «Материнский инстинкт» — американский ремейк одноименного европейского психологического триллера. Главные роли в режиссерском дебюте оператора Бенуа Деломма блестяще исполнили Энн Хэтэуэй и Джессика Честейн. Действие происходит в начале 1960-х, а в центре внимания оказываются две идеальные домохозяйки, чьей дружбе положила конец страшная трагедия.

Кинокритик Мария Ракитина увидела в «Материнском инстинкте» стильный портрет эпохи и предсказуемый детективный триллер.

Соседки — бывшая журналистка Элис (Джессика Честейн) и бывшая медсестра Селин (Энн Хэтэуэй), — давно дружат. После удачного замужества обе завершили карьеры и полностью посвятили себя домохозяйству. Их прелестные сыновья не разлей вода и вечно находят приключения себе на голову. Однажды Элис, копаясь в саду, заметит, как соседский мальчишка пытается водрузить скворечник на дерево, стоя на самом краю балкона. Испугавшись, она попытается предупредить подругу, но за шумом работающего пылесоса Селин ничего не услышит, и случится трагедия. Дальше — все как в тумане. Селин похоронит единственного ребенка, облачится в траур, а спустя некоторое время начнет искать повод подружиться с сыном Элис.

Психологический триллер «Материнский инстинкт» — режиссерский дебют маститого французского оператора Бенуа Деломма («Мальчик в полосатой пижаме», «1408», «Один день», «Аромат зеленой папайи»).

<p>Кадр из фильма &laquo;Материнский инстинкт&raquo;</p>
Фото: Freckle Films

Кадр из фильма «Материнский инстинкт»

Новоиспеченный постановщик не претендует на звание самобытного творца, несущего зрителю оригинальный продукт. Деломм никого обманывать не собирается и констатирует факт: он взялся за леденящую душу историю, описанную в романе бельгийки Барбары Абель и тонко переосмысленную в европейском «Материнском инстинкте» 2018 года. Главным отличием двух экранизаций от литературного первоисточника стало время действия. Оба фильма обращаются к эпохе 1960-х и погружаются во внешне безмятежный мир идеальных домохозяек, в то время как в романе события разворачивались в наши дни.

Режиссерское решение преподнести опасное противостояние двух безупречных жен и матерей в формате ретротриллера «под Хичкока» выглядит оправданно. В романе детективная линия не блещет витиеватостью и вообще легко предугадывается еще в первых главах. Винтажное обрамление на экране придает сюжету объем и зловещую тревожность.

Взяв пример с Оливье Массе-Депасса, отвечавшего за франко-бельгийскую адаптацию «Материнского инстинкта», Деломм сделал ставку на ностальгию, но за океаном. Даже за референсами режиссер-дебютант далеко ходить не стал. Еще в первых сценах, упивающихся пригородным лоском, угадывается влияние сериалов «Почему женщины убивают» и «Отчаянные домохозяйки». Со вкусом одетые главные героини, подражающие Джеки Кеннеди и Эве Мари Сейнт (реже — Мэрилин Монро), посвящают себя заботе о доме, мужьях и сыновьях.

<p>Кадр из фильма &laquo;Материнский инстинкт&raquo;</p>
Фото: Freckle Films

Кадр из фильма «Материнский инстинкт»

Селин и Элис наслаждаются привилегированной размеренной жизнью. Утром они провожают детей в школу, а супругов — на работу. Днем ухаживают за цветочными садами и продумывают меню семейных ужинов. По праздникам устраивают торжества на заднем дворе, на которые приглашают подруг и их обеспеченных мужей. Вечера проходят в гостях за коктейлями, танцами и непринужденным обсуждением политики. «Некоторые считают, что Тедди Рузвельт был нашим лучшим президентом», — сообщает подвыпившая Элис, и в течение минуты разглагольствует о достижениях республиканца.

Предыдущая киноверсия «Материнского инстинкта» казалась абстрактной фантазией о 1960-х, а не отражением эпохи. В своей адаптации Бенуа Деломм, напротив, пишет стильный портрет американской элиты в разгар предвыборной кампании Джона Кеннеди. Приметы исторического периода разбросаны тут и там, но ярче всего воплощаются в нарядах героинь. Подруги носят приталенные платья с коротким рукавом и подолом «тюльпан», шляпки-таблетки, узкие капри, облачаются в ткани насыщенных цветов и клетку виши.

<p>Кадр из фильма &laquo;Материнский инстинкт&raquo;</p>
Фото: Freckle Films

Кадр из фильма «Материнский инстинкт»

Энн Хэтэуэй и Джессика Честейн всегда органично вписываются в ретропроекты — достаточно вспомнить роли в «Айлин» и «Прислуге». В «Материнском инстинкте» актрисы уверенно чувствуют себя в декорациях 1960-х, а от элегантных образов их героинь невозможно оторвать взгляд. Похоже, визуальная составляющая картины беспокоила режиссера куда больше смысловой.

Фильм Бенуа Деломма развивается по универсальной схеме развенчания мифа о беззаботном существовании богатых белых людей. За фасадами уютных домов с аккуратным газоном скрываются неразрешенные конфликты и тихие драмы.

Бывшая журналистка Элис периодически скучает по работе в местной газете и прямо в лоб спрашивает свою подругу: «Неужели тебя устраивает эта жизнь?» Та лишь смущенно улыбается в ответ. Мужа Элис, недавно получившего должность главного бухгалтера, совершенно не беспокоит профессиональная нереализованность супруги, ведь она прекрасно справляется с ролью хранительницы очага. О чем еще можно мечтать?

Селин в исполнении Энн Хэтэуэй тоже сталкивается с равнодушием супруга, но не желает это признавать. Отдушину обе героини находят в детях — очаровательных сыновьях-ровесниках. Но материнское счастье не вечно.

<p>Кадр из фильма &laquo;Материнский инстинкт&raquo;</p>
Фото: Freckle Films

Кадр из фильма «Материнский инстинкт»

Деломм-оператор по обыкновению размывает границы между персонажем и зрителем, проявляет пристальное внимание к эмоциям и постепенно сгущает краски. Деломм-режиссер не изменяет этим принципам: в кукольные интерьеры медленно просачивается густой мрак, нервные срывы двух женщин выходят на первый план, заполняя собой все пространство.

Однако вместе со стремительным падением героинь в бездну безумия вырисовывается и главная проблема картины — ее второстепенность. От ощущения, что эту историю вы проживали не раз, будет непросто отделаться.

Эксплуатацию женщин в эпоху «идеальных домохозяек» не менее виртуозно обличал глянцевый хоррор «Не беспокойся, дорогая». В ретроутопии об американской мечте Оливия Уайлд особенно подчеркивала колоссальное психологическое давление, которому подвергались замужние женщины в 1950–1960-х годах. Стремление достичь совершенства в глазах общества буквально сводило героинь с ума.

В «Материнском инстинкте» Элис и Селин так же театрально страдают от внутреннего одиночества и непонимания со стороны мужей. Героини обитают в изолированном, иллюзорно безупречном мире, где дорого обставленные дома свидетельствует о достатке и благополучии, а душевные терзания принято держать в себе. Именно запрет на публичное выражение эмоций человеку, который столкнулся с невыносимым горем, в фильме оказывается фатальным.

Драма об утраченной на фоне трагедии дружбе быстро перерастает в клаустрофобный триллер с хичкоковским саспенсом.

Сюжет о последствиях тяжелейшей травмы потери ребенка впечатляет гротескностью, которая сливается с истеричной атмосферой кино Деломма. Наблюдать за стычками героинь Честейн и Хэтэуэй, которые с каждой сценой становятся все более угрожающими, — довольно интересно. Тревожность Элис прогрессирует, превращаясь в паранойю, а Селин теряет связь с реальностью. Эмоциональное состояние женщин роднит их с героинями «Газового света» и «Головокружения».

<p>Кадр из фильма &laquo;Материнский инстинкт&raquo;</p>
Фото: Freckle Films

Кадр из фильма «Материнский инстинкт»

Однако посредственная детективная линия омрачает психологизм картины. Преждевременно раскрыв карты, «Материнский инстинкт» лишается нуарного очарования. Деломм так увлекается эстетикой эпохи, что пренебрегает жанровой многослойностью и нередко грешит повторами напряженных сцен.

Как камерный триллер о женщинах на грани нервного срыва «Материнский инстинкт» работает исправно, но все же оставляет ощущение незавершенности, будто автор упустил нечто важное. Фанатов тру-крайма криминальные твисты едва ли удивят, но непричастных заставят как следует понервничать. Правда, пара остросюжетных поворотов здесь мало что решает — психологический триллер Деломма все равно рискует затеряться в потоке однотипных ретролент.

Поделиться