Обзор хоррор-комедии «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца»

. «Бэлла и Эдвард наоборот»: какие они — новые вампиры для нового поколения

Вышел обзор хоррор-комедии «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца»

Обновлено 03 апреля 2024, 06:33
<p>Иногда одних клыков для счастливого взросления&nbsp;недостаточно. Кадр из фильма &laquo;Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца&raquo;</p>
Фото: Art & Essai

Иногда одних клыков для счастливого взросления недостаточно. Кадр из фильма «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца»

В российский прокат вышел фильм «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» — эксцентричная романтическая комедия от канадки Ариан Луи-Сейз. Премьера прошла еще на Венецианском кинофестивале, картина снискала награды.

Дебютная режиссерская работа Луи-Сейз идеально вписывается в новую волну популярности кино о вампирах, переосмысливает любимые поколением миллениалов «Сумерки» и всячески вторит заветам новой этики. Правда, в достаточно саркастическом ключе.

Кинокритик Оля Смолина считает, что фильм про клыки и декаданс балансирует на грани мейнстримного кино и фестивального артхауса и дарит зрителям неразбавленное синефильское наслаждение.

Сюжет разворачивается вокруг молодой вампирши Саши (Сара Монтпети), которая, в отличие от своих кровожадных родственников, решила отказаться от убийства людей ради пропитания. Произошло это в результате глубокой психологической травмы — когда Саша была маленькой, родители (Стив Лапланте и Софи Кадьо) зверски убили клоуна прямо на ее глазах. С тех пор Саша отвергает свою вампирскую сущность.

<p>Кадр из фильма &laquo;Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца&raquo;</p>
Фото: Art & Essai

Кадр из фильма «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца»

Тем не менее постоянное чувство голода приводит молодую вампиршу к депрессии и измождению, а давление со стороны родителей и вовсе доводит до суицидальных мыслей. Все меняется, когда Саша отправляется на закрытую терапевтическую группу, где встречается с закомплексованным старшеклассником Полом (Феликс-Антуан Бенар), который буквально мечтает расстаться с жизнью и с радостью готов подставить ей свое горло. Отношения Саши и Пола быстро перерастают в нечто романтическое, однако семья в очередной раз все портит — вампир и человек не могут быть вместе, а значит, кто-то кого-то должен все-таки убить.

С начала 2020-х годов кинематограф накрыла так называемая новая вампирская волна: кино о мифических кровососущих хищниках, похороненное где-то на задворках нулевых, постепенно возвращает свою актуальность.

Мастер современного хоррора Роберт Эггерс («Ведьма», «Маяк») переосмысляет «Носферату», Lionsgate готовит анимированный ремейк «Сумерек», HBO Max выпускает новую экранизацию «Жребия Салема» Стивена Кинга. Только в прошлом году в мировой прокат вышли черная комедия «Ренфилд» по мотивам вампирского комикса Роберта Киркмана и хоррор «Последнее путешествие «Деметра», основанный на классическом романе Брэма Стокера. Не отстают и стриминги — культовый чилийский кинематографист Пабло Ларраин превратил диктатора Аугусто Пиночета в вампира в номинированном на «Оскар» байопике «Граф», вышедшем прошлой осенью на платформе Netflix.

Образ вампира на широком экране также пережил существенную трансформацию — на смену привычной романтизации пришел старый добрый юмор. Вампиры образца 2020-х годов — преимущественно постироничные («Реальные упыри» Тайки Вайтити и Джемейна Клемента) и рефлексирующие (новая экранизация «Интервью с вампиром» от AMC) существа, стремящиеся к интеграции в человеческое общество, отрицающие свое темное прошлое либо обесценивающие его.

«Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» канадской постановщицы Ариан Луи-Сейз очень точно отражает дух времени — что само по себе удивительно для режиссерского дебюта. Автор совмещает элементы традиционного подросткового ромкома (бунтарство и поиск себя) с жанровыми приметами постхоррора (метафора травмы) и даже неонуара, который выражается через непогрешимую принципиальность главной героини, чей кодекс чести абсолютно нерелевантен ее хищной природе.

<p>Кадр из фильма &laquo;Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца&raquo;</p>
Фото: Art & Essai

Кадр из фильма «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца»

Беря отовсюду понемногу, Луи-Сейз создает кино благостно хаотичное, спонтанное, непредсказуемое и одновременно понятное и привычное. Сюжет о влюбленных подростках, выступивших против несправедливости внешнего мира, можно увидеть и в авторском кино («Пустоши» Терренса Малика, «Королевство полной луны» Уэса Андерсона), и в мейнстриме («Конец *****ного мира» от Netflix, вампирская сага «Сумерки»). Причем из последних Луис-Сейз черпает больше всего, буквально меняя Беллу (Кристен Стюарт) и Эдварда (Роберт Паттинсон) местами.

Теперь она — депрессивная вампирша, исполняющая грустные фортепьянные сонеты, а он — скованный и чудаковатый подросток с повадками школьного изгоя. При этом «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца» — фильм, куда более кровожадный, чем «Сумерки», хоть и кажется поначалу безобидным. Луи-Сейз принципиально не обходит острые углы, попеременно шокируя зрителей кровавыми сценами и откровенными диалогами на тему подросткового суицида.

Важно понимать, что крики и кровь в «Вампирше-гуманистке» — саундтрек атмосферы любви, но не ужаса. Романтизация насилия как самого желанного, но запретного плода, выходит на первый план, а нежность, сантименты и комфорт сведены к нулю.

Играя на психологических контрастах, Луи-Сейз тем не менее снимает кино в достаточно статичной манере, избегая резких поворотов камеры и любого подобия джампскейров. При этом постановщице очень близок неон, игра с освещением — основной и, кажется, единственный визуальный прием фильма, большая часть которого снята в безжизненной, затемненной палитре. Впрочем, своеобразная эстетика «Вампирши-гуманистки» только в очередной раз подчеркивает настроение главных героев: вынужденных изгоев общества, которое их не понимает.

Утешение, как ни странно, оба находят в смерти, однако даже такое на первый взгляд трагическое и безрадостное понятие получает в картине Луи-Сейз своеобразное прочтение. Саша и Пол — своего рода жертвы новых этических стандартов, продвигающих «жизнь в позитиве» и полный отказ от токсичных паттернов поведения, абьюзивной природы своего естества. В стремлении быть «хорошими» главные герои сакраментально утрачивают самих себя, превращаясь в подобие вампира и тень человека, в существ, не готовых не то чтобы видеть, но даже соприкоснуться с темной стороной своего нутра.

<p>Кадр из фильма &laquo;Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца&raquo;</p>
Фото: Art & Essai

Кадр из фильма «Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца»

Именно по этой причине оба так жаждут смерти — не настоящей, но метафорической, — способной принести свободу и дать выход застоявшейся внутри боли. Ведь только так они смогут обрести покой, гармонию высшего разума и животного естества, которая является фундаментальной основой не только вампирской, но и вполне обычной человеческой личности.

По итогу «Вампирша-гуманистка в поисках отчаянного добровольца» кажется фильмом не о романтической любви, но о злости как части этого амбивалентного чувства, способного как возвысить, так и уничтожить каждого, кто окажется слишком слаб, чтобы принять все свои грани. В мире, где понятие любви к себе все дальше уходит от понятия самоуважения, «Вампирша-гуманистка» и вовсе выглядит идеальным уроком нравственности для зумеров, критикующих те же «Сумерки» за токсичность и абьюз.

Поделиться
Авторы
Теги