«То интеллигент, то плейбой». Олегу Янковскому исполнилось бы 80 лет
. Вспоминаем яркие роли выдающегося актераОлегу Янковскому исполнилось бы 80 лет: самые яркие роли выдающегося актера

Олег Янковский
23 февраля главному волшебнику советского кино, «тому самому» Олегу Янковскому исполнилось бы 80 лет. Богатая фильмография актера насчитывает порядка 100 фильмов. Параллельно артист играл в театре — на сцене Ленкома он был Тригориным («Чайка»), Лениным («Синие кони на красной траве»), Петром Первым («Шут Балакирев») и, конечно, Гамлетом («Гамлет»).
Олега Янковского не стало в 2009 году, он продолжительное время боролся с серьезным заболеванием. РБК Life вспоминает творческий путь актера и его самые яркие роли.
Семья
Олег Янковский родился 23 февраля 1944 года в казахском городе Джезказгане, куда в конце 1930-х годов власти выслали его семью. Отец Янковского — дворянин польского происхождения и белый офицер, штабс-капитан лейб-гвардии Семеновского полка Иван (Ян) Павлович Янковский. Он погиб в лагерях ГУЛАГа.
После смерти Иосифа Сталина семья Янковских смогла уехать из Средней Азии в Саратов. У актера было два старших брата, Ростислав и Николай, первый вскоре переехал в Минск и забрал к себе Олега, чтобы снять с семьи часть материальных забот.
Людмила Зорина и Олег Янковский
Свою семью Олег Янковский создал еще в студенческие годы — в Саратове он женился на актрисе Людмиле Зориной. Когда Янковского пригласили работать в Москву, она последовала за ним. Актер впоследствии говорил, что его жена пожертвовала многим ради семьи.
«Я испытываю чувство вины, что не помог ей совместить роли в жизни и на сцене, но лучшая ее роль — это та, которую она играет, — роль жены и матери...» — вспоминал актер.
В семье родился сын Филипп, который стал актером и режиссером. По стопам деда пошли и внуки Олега Янковского, Иван Янковский и Елизавета Янковская.
Творческий путь
В театре
Дебют на сцене состоялся еще в Минске: будучи школьником Олег Янковский заменил заболевшую исполнительницу эпизодической роли мальчика в спектакле «Барабанщица». После окончания школы Янковский-младший вернулся в Саратов и в 1965 году окончил Саратовское театральное училище. Затем его приняли в труппу Саратовского драматического театра. На протяжении восьми лет работы на сцене в Саратове актер играл ведущие роли. После успеха его князя Мышкина в спектакле «Идиот» (по Федору Достоевскому) в 1973 году Марк Захаров пригласил Янковского в Московский театр им. Ленинского комсомола (Ленком).
«Я стою на позиции: чем разнообразнее ты, тем лучше, а в нас каждом 22 молодца. Разбудить этих 22 молодцов — актер этим и занимается. Все заложено в тебе, но вот найти это и использовать — это, наверное, режиссура. И наверное, Марк Захаров, работая со мной в театре, доверял мне вещи, которые, казалось бы... «Синие кони на красной траве» — роль Ленина без грима. За мной был шлейф красивых героев, и вдруг такая неожиданная работа в этом спектакле, причем он был действительно достойный», — говорил Янковский в программе «Час пик», отвечая на вопрос об амплитуде мастерства.
В Ленкоме Олег Янковский играл самые разноплановые роли и был задействован во множестве спектаклей: «Автоград XXI», «В списках не значился» по Борису Васильеву, «Ясновидящий» по Лиону Фейхтвангеру, «Синие кони на красной траве» и «Диктатура совести» Михаила Шатрова, «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского, «Карманный театр» Жана Кокто, «Гамлет» Шекспира, «Школа для эмигрантов» Дмитрия Липскерова, «Tout pay?, или Все оплачено» Ива Жамиака. В последние годы артист играл также в постановках «Чайка» по Антону Чехову, «Шут Балакирев» по Григорию Горину и «Женитьба» по Николаю Гоголю.
Кадр из фильма «Щит и меч», 1968 г
На экране
В кино Олег Янковский впервые снялся в 1968 году в картинах «Щит и меч» и «Служили два товарища». В середине 70-х актер снимался у Андрея Тарковского в фильме «Зеркало», эта лента стала одной из знаковых в фильмографии Янковского. Впоследствии режиссер и Янковский вновь встретились на съемочной площадке в 1983 году. Тарковский пригласил актера сыграть писателя Андрея Горчакова, который приезжает в Италию для изучения биографии композитора XVIII века («Ностальгия»).
Расцвет творчества пришелся на 1970-е и 1980-е годы, в этот период он активно снимался в картинах Марка Захарова. В кино их первой совместной работой стал фильм «Обыкновенное чудо» (1978) по пьесе Шварца, где Янковский сыграл Волшебника.
«Знаете, у меня с Марком Захаровым отношения сложились как в хорошей семье. Много на свете красивых женщин, но разрушать семью все же не надо. Я как-то не очень верю в студийность. Это часто быстро разваливается. Это как первые годы брака. А у нас не студийность, а стабильность. Мы столько лет уже вместе, а не переругались. И это при том, что тут потрясающая команда. Думаю, ни в одном другом театре такого нет. И старшее поколение, и среднее, и молодежь. И все уживаемся как-то. Так что я не уходил из этических скорее соображений. Это была бы измена», — говорил Янковский о работе под руководством Марка Захарова в театре и на съемочной площадке.
Затем был великий выдумщик барон Мюнхгаузен в еще одной картине Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» (1979). Автор пьесы Григорий Горин признавался, что сначала в кандидатуре Янковского на эту роль сомневался.
Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»
«Он до этого играл прямых, жестких, волевых людей — волжские характеры, выдающие его происхождение. Я не верил в его барона. Началась работа, он влезал в характер, на наших глазах менялся. Врастал в роль, и явился Мюнхгаузен — умный, ироничный тонкий. Какая была бы ошибка, возьми мы другого актера!» — говорил писатель.
Между тем артисту были подвластны самые разные характеры: партийного функционера («Премия», 1974; «Обратная связь», 1978), декабриста Кондратия Рылеева («Звезда пленительного счастья», 1975), неустроенного Тихона в фильме «Сладкая женщина» (1977) и сомневающегося Виктора Веденеева в «Повороте» (1979).
Кинокритик Олег Сулькин писал о Янковском, что «оценки его актерского образа никак не приводили к общему знаменателю». По его словам, актер умел совмещать в характере своих героев несовместимое.
«Он — то лидер, то аутсайдер, то интеллигент, то плейбой, то «лишний человек», то успешная звезда. Необыкновенная пластичность и интуиция позволяли ему удерживать равновесие. Режиссеры приглашали Янковского, когда в персонаже нужна была неоднозначность образа — «плохой-хороший человек». Он всегда существовал «на грани», совмещая черты человека, хорошо устроенного в жизни и, наоборот, «лишнего». Он играл и цельных, мужественных людей, и мятущихся, тех, кто не видит цели в жизни, с изломанной судьбой. Меняясь от роли к роли, актер сумел создать «представление о русском интеллигенте в самых что ни на есть идеальных очертаниях».
Запоминающимися также стали работы с режиссером Романом Балаяном, тот снял Янковского в своих фильмах «Полеты во сне и наяву» (1983), «Поцелуй» (1983), «Храни меня, мой талисман» (1987), «Филер» (1988). Также Янковский сыграл в социально-эксцентричной драме Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся» (1981), в мелодраме Сергея Микаэляна «Влюблен по собственному желанию» (1982), в «Крейцеровой сонате» по произведению Льва Толстого режиссеров Софьи Милькиной и Михаила Швейцера (1987).
Олег Янковский
Янковский активно снимался до конца жизни. В 2000-е с его участием вышли сериалы «Доктор Живаго» (2005)», «Анна Каренина» (2008), а также фильмы Валерия Тодоровского «Любовник» (2002) и «Стиляги» (2008) и Павла Лунгина «Царь» (2009). Роль митрополита стала последней в кино для актера. Всего Олег Янковский снялся более чем в 100 фильмах.
Здоровье
Артист длительное время страдал раком поджелудочной железы, о чем сам поначалу не догадывался. Не помогло и лечение в Германии.
К театру актер относился по-особенному, поэтому выходил на сцену вопреки предостережениям врачей. Спектакль «Женитьба» стал единственным, в котором Олег Янковский играл в последние месяцы жизни. Последний раз в образе моряка Жевакина он вышел на сцену в апреле 2009 года.
Олег Янковский
«Зритель в театре обладает удивительной энергетикой. Люди сидят рядом — волнуются, заряжаются друг от друга, и все это переходит на сцену. Это любопытный механизм. Откуда что берется! Вчера был спектакль «Шут Балакирев». Сегодня утром руки поднять не хотелось. Роль Петра I довольно тяжелая. Она требует дополнительной какой-то — слово нехорошее — вздрюченности. Кроме психологической нагрузки, там ведь еще и физическая. А вот через час мне надо опять играть, и откуда силы возьмутся — черт его знает. Выходишь на сцену, и от зрительного зала тепло идет. Его ощущаешь прямо физически. Ну если болезни проходят. Зубная боль проходит. Это какой-то выброс серьезный», — рассказывал Янковский.
Актер умер 20 мая 2009 года в одной из московских клиник на 66-м году жизни.