Кто такая Стася Толстая: она сняла «Тайное влечение» с Найком Борзовым

. «Кино — это возможность создавать свои вселенные»

Кто такая Стася Толстая, снявшая «Тайное влечение» с Найком Борзовым

Обновлено 15 апреля 2024, 14:30
<p>Стася Толстая</p>
Фото: Ксения Угольникова

Стася Толстая

Дебют Стаси Толстой (Венковой) «Тайное влечение» вышел в кинотеатрах 14 февраля. Эротическая мелодрама про поиски себя и силу искусства получила премьеру на ММКФ. Картину 26-летняя режиссер посвятила своему мастеру во ВГИКе Сергею Соловьеву — постановщику «Ассы».

«Тайное влечение» рассказывает о юной Вете (Мария Янычева) — студентке актерского факультета, которая ищет себя в учебе и личной жизни. Девушка проводит дни в студенческих аудиториях, а ночи коротает в компании загадочного иностранного режиссера, якобы приехавшего в Москву по обмену. Но в основе личных поисков Веты ее неразрешенные отношения с отцом (его сыграл Найк Борзов), который когда-то ушел из семьи.

Кинокритик, автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина поговорила с Толстой о первом фильме, планах экранизировать спорное произведение Льва Толстого, замужестве с прапраправнуком писателя, похвале Алексея Учителя и любимых гранях профессии.

Об учебе у режиссера Сергея Соловьева

Сергей Александрович Соловьев — мой настоящий проводник в мир кино, в ту жизнь, которой я сейчас живу. Соловьев полностью перевернул мое сознание, воспитал меня и подарил веру в себя. Именно он был тем человеком, который поддержал меня, когда это было особенно важно, за что я ему буду всегда благодарна.

<p>Стася Толстая</p>
Фото: Ксения Угольникова

Стася Толстая

Очень большое везение, когда на пути 17-летнего человека встречается большая неравнодушная фигура, которая находит правильные ответы, подсказывает нужные ориентиры. Для меня Сергей Соловьев не просто мой мастер, а навсегда мой старший товарищ и даже в некотором смысле моя семья.

Про ощущения от первого фильма

На самом деле на съемках «Тайного влечения» я ощущала себя очень органично, за что отдельное спасибо моему мастеру, потому что на протяжении четырехлетнего обучения во ВГИКе мы на актерском факультете ставили отрывки, фрагменты из спектаклей, в которых сами принимали участие. Если же говорить про ощущения от моего первого режиссерского фильма, то его можно выразить фразой «Наконец-то это случилось!». В свой дебют режиссер вкладывает все, что у него накопилось за прожитый отрезок жизни. Поэтому мне кажется, что самое сложное — это как раз-таки снять не первый, а второй фильм.

<p>Кадр из фильма &laquo;Тайное влечение&raquo;</p>
Фото: ВГИК-Дебют

Кадр из фильма «Тайное влечение»


Трудности в основном связаны с тем, что сам процесс производства уничтожает всю романтику создания картины. По сути, она делается три раза: первый раз — еще на этапе сценария, второй раз — на этапе съемочного процесса и третий — на этапе монтажа. На каждом как прибавляется что-либо, так и отнимается. Например, я считаю, что монтаж как таковой — это настоящий подарок, в первую очередь для актера. Потому что хороший режиссер монтажа может сделать актеру гениальную роль. И точно так же может ее совершенно испортить. Но я не вижу смысла в процессе, если он без трудностей, которые интересно преодолевать, чтобы потом увидеть достойный результат.

<p>Стася Толстая</p>
Фото: Ксения Угольникова

Стася Толстая

Об интересе режиссеров к сюжетам про дочерей и ушедших из семьи отцов

Кинематографу вообще свойственно захватывать какую-то одну тенденцию и в ней развиваться. На самом деле неудивительно, что в наше время на первый план вышла тема отцов и дочерей, потому что я знаю очень много девушек, включая моих подруг и близких, из семей которых уходили папы. И для дочерей это превращалось в большую личную травму. Просто оставленные дочери выросли и стали активно делиться своим опытом, перенося его в кино.

О работе с непрофессиональными актерами

Их плюс в том, что они не грешат штампами, к которым любят прибегать профессионалы. К сожалению, часто бывает так, что, когда работаешь с опытным артистом, у него есть свой набор устоявшихся профессиональных инструментов. Например, он знает, какая у него сторона «рабочая», как лучше выглядеть в кадре, как правильнее улыбнуться. И с этим ничего невозможно поделать, особенно молодым режиссерам, которым просто приходится стиснуть зубы и со всем этим соглашаться.

<p>Кадр из фильма &laquo;Тайное влечение&raquo;</p>
Фото: ВГИК-Дебют

Кадр из фильма «Тайное влечение»

В работе с непрофессиональными актерами всегда есть место для их абсолютно уникальной органики, неожиданных эмоций. Думаю, что они, снимаясь в кино, удивляют и режиссеров, и самих себя. И в этом удивлении заключается основной интерес.

О признании Алексея Учителя и творческих связях

На самом деле все довольно просто: существуют кинофестивали, на которых все кинематографисты и знакомятся. Например, Алексей Учитель был председателем жюри на Московском международном кинофестивале, где увидел мою картину (до этого мы не были знакомы). После просмотра он ко мне подошел, похвалил фильм, назвав его очень искренним, что для меня высокая и важная оценка. Потому что я в некотором смысле раскрыла свое сердце, создавая эту картину. Что же касается важных знакомств внутри индустрии: я всегда говорю нашим актерам, чтобы они ходили на премьеры, появлялись на красных дорожках, общались с людьми и занимались самопрезентацией. Это все часть нашей профессии, и это тоже работа. Благодаря этому появляются новые знакомства, которые потом могут перерасти в сотрудничество, совместные проекты.

О замужестве с прапраправнуком Льва Толстого и смене фамилии

Разумеется, когда берешь фамилию Толстая, появляется дополнительная ответственность. Но я и так подхожу к работе ответственно. Фамилия, с одной стороны, будто бы дает какое-то право браться за этот материал (экранизацию «Семейного счастия» по одноименному произведению писателя. — РБК Life), но в то же время и ответственности становится больше.

<p>Стася Толстая</p>
Фото: Ксения Угольникова

Стася Толстая

А что касается фамилии Толстая в творческой среде… Я все еще рефлексирую на тему того, что мой дебютный фильм «Тайное влечение» был снят под моей девичьей фамилией Венкова. И немного жаль уходить в такую творческую биполярку (улыбается) с разными фамилиями, потому что теперь я официально Толстая. Я, кстати, разговаривала с Иваном на эту тему и спросила, будет ли ему комфортно, если я под его фамилией стану снимать свое кино и сниматься в тех проектах, в которых обычно снимаюсь (а я всегда выбираю крайне провокационные истории). Он был не против, даже поддержал меня. Так что я очень спокойно вхожу в новый этап жизни.

Про второй фильм, по роману «Семейное счастие» Льва Толстого

Как такового страха второго фильма у меня нет. Но есть какие-то новые ощущения, потому что я никогда прежде не снимала по чужим сценариям, а у меня за плечами четыре короткометражные работы, сценарии к которым я написала сама или в соавторстве. А в «Семейном счастье», в основе которого роман Льва Николаевича Толстого, конечно, возникает дополнительная ответственность. Но все равно это дико интересно, и фильм по итогу окажется моей авторской работой, ведь наша история будет лишь по мотивам оригинального текста. Тем более что работать я буду с потрясающим режиссером и продюсером Алексеем Учителем, что вселяет в меня некое спокойствие.

<p>Стася Толстая</p>
Фото: Ксения Угольникова

Стася Толстая

Мне хочется снять живую историю живых людей и под микроскопом понаблюдать за их отношениями. Для меня тема их разницы в возрасте (имеется в виду история любви 17-летней девушки и 35-летнего мужчины. — РБК Life) не кажется такой уж критичной. Если Лев Николаевич акцентирует на этом моменте свое авторское внимание, то моя история в фильме будет точно не об этом. Я обожаю фильм Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни». И мне бы хотелось двигаться в этом направлении, потому что меня в первую очередь интересует тема семьи, поразмышлять о том, что из себя представляет семья, семейное счастье. И мне кажется, я могу предложить свой ответ.

О съемках у других режиссеров

Я абсолютно счастливый человек, потому что могу выбирать, с кем из режиссеров работать. И я действительно выбираю себе роли, снимаясь довольно редко. Но те фильмы, в которых я недавно снялась, заняли большую часть моего сердца.

Расскажу про две картины. Первая — это «Возвращение Робинзона» Григория Константинопольского. Фильм мы снимали в Таиланде, и я в нем играю девушку-мечту. Причем такую девушку-мечту, которая могла возникнуть в голове только этого режиссера. (Смеется.) Это в некотором смысле «Голубая лагуна», но в трактовке Константинопольского. Кстати, он довольно тираничен в работе, хоть и старается относиться к актерам с заботой. Но чисто по-актерски ты его боишься. Константинопольский — тот режиссер, работа с которым напоминает качели: он и кнутом, и пряником, и потом кнутом, кнутом, кнутом. (Смеется.) Но опыт работы с ним просто незабываемый.

<p>Стася Толстая</p>
Фото: Ксения Угольникова

Стася Толстая


А второй фильм — это картина «Монохром» Ольги Городецкой. Мы его снимали этой осенью в Петербурге. В этом проекте я играю роль «на вырост», потому что моя героиня Дина обладает такими чертами характера, которые мне еще только предстояло раскрыть в себе. В ней мне было интересно разбирать ее внешнюю агрессию, которая, как оказалось, вызвана ее внутренней ранимостью. Ее реакции мне несвойственны, и тем было интереснее разбираться в этом образе. И вообще с Ольгой Городецкой отлично работалось: она тот режиссер, за которым хотелось следовать и решаться на профессиональные эксперименты.

О главной ценности в профессии

Мне вообще кажется, что актеры — счастливые люди, потому что основная учеба у нас происходит не в институте, а непосредственно на съемочной площадке.

Наблюдая за тем, как работают Алексей Серебряков, Владимир Мишуков, Роман Мадянов и многие другие коллеги, понимаешь, что уровень мастерства — это ежедневная и ежечасная работа, что нет предела совершенству. Для меня самое главное в профессии — это реакция зрителей и обратная связь.

<p>Кадр из фильма &laquo;Тайное влечение&raquo;</p>
Фото: ВГИК-Дебют

Кадр из фильма «Тайное влечение»

Когда состоялся показ «Тайного влечения» на ММКФ, я почувствовала себя абсолютно счастливым человеком, потому что зал смеялся в тех моментах, где я закладывала что-то смешное, а в конце плакал. И мне интересно видеть, что мой фильм попал в разные точки. Кто-то благодарил меня за сюжетную линию про отца и дочь, кто-то — за линию с экранным мастером, роль которой сыграла Роза Хайруллина. А вообще кино — это возможность создавать свои вселенные, преобразовывая этот мир во что-то прекрасное и мирное.

О гендерных предрассудках в киноиндустрии

Конечно, я сталкивалась с гендерными предрассудками. Когда ты режиссер-дебютант, тебе 21 год, а твоя команда условно состоит из 50 взрослых мужчин, разумеется, тебе потребуется время, чтобы завоевать доверие и заслужить уважение. Но мне кажется, что на съемках «Тайного влечения» мне это удалось.

Поделиться
Авторы
Теги