«Присцилла. Элвис и Я». Обзор фильма о супруге короля рок-н-ролла

. Почему картину Софии Копполы нужно посмотреть в кинотеатрах

Вышла рецензия на фильм «Присцилла. Элвис и Я» Софии Копполы

Обновлено 19 февраля 2024, 12:17
<p>Кейли Спэни и Джейкоб Элорди. Кадр из фильма &laquo;Присцилла. Элвис и я&raquo;</p>
Фото: American Zoetrope

Кейли Спэни и Джейкоб Элорди. Кадр из фильма «Присцилла. Элвис и я»

В конце января на всех экранах страны выходит новый фильм оскароносного американского режиссера Софии Копполы «Присцилла: Элвис и я», производством которого занималась культовая студия А24 («Солнцестояние», «Зеленый рыцарь»).

Новая работа Копполы удачно вписывается в голливудский тренд на музыкальные байопики и фемфокус: «Присцилла: Элвис и я» рассказывает о непростых взаимоотношениях короля рок-н-ролла Элвиса Пресли и его первой супруги, скромной техасской девушки Присциллы. Несмотря на достаточно актуальный сюжет, «Присцилла» не смогла задеть струны души американской киноакадемии — фильм остался без заветной номинации на «Оскар».

Кинокритик Оля Смолина рассказывает, как режиссер создает универсальную женскую историю и почему «Присциллу» точно не стоит пропускать в российском прокате.

Главная героиня фильма — старшеклассница Присцилла Болье (Кейли Спейни) — переезжает вместе с матерью и отцом-военным из консервативного Техаса в немецкий Висбаден. Без друзей и привычного окружения Присцилла чувствует себя как никогда одинокой, однако внезапное знакомство с молодым Элвисом Пресли (Джейкоб Элорди), проходящим службу в этом же городе, существенно скрашивает меланхолию девушки.

<p>Кадр из фильма &laquo;Присцилла. Элвис и я&raquo;</p>
Фото: American Zoetrope

Кадр из фильма «Присцилла. Элвис и я»

То, что должно было стать поверхностным романом, влюбленностью на один час, оборачивается вполне себе взрослыми отношениями. Пресли, который в тот момент уже значительно знаменит и невыносимо популярен у женщин, фактически берет Присциллу под крыло, отдаляя от близких родственников. Упорно не замечая красных флажков, главная героиня вовлекается в жизнь будущего короля рок-н-ролла, превращаясь в степенную супругу, мать, домохозяйку, но только не в саму себя. Многочисленные измены и зависимости суженого в конце концов ставят крест на «образцовом» браке Присциллы, который она хранила, как могла.

<p>Кадр из фильма &laquo;Присцилла. Элвис и я&raquo;</p>
Фото: American Zoetrope

Кадр из фильма «Присцилла. Элвис и я»

Американский режиссер София Коппола, широко известная как автор молчаливых «Трудностей перевода» и авангардной «Марии-Антуанетты», еще на заре голливудской карьеры определила лейтмотивы своего творчества. Темы женского бунта, самоопределения, а также бесконечного поиска свободы сквозят в каждой ее работе: и если сестры Лисбон из «Девственниц-самоубийц» боролись против родительской тирании, то Клео в «Где-то» за право быть любимой собственным отцом. Главная героиня «Марии-Антуанетты» бунтовала против ортодоксальных устоев французской монархии, а девочки-подростки из «Высшего общества» разрывали шаблоны благопристойной калифорнийской субурбии.

В новой работе Копполы «Присцилла», основанной на одноименной биографической книге Присциллы Пресли «Элвис и я», можно найти и размышления о многострадальном женском одиночестве, и о жизни в так называемой золотой клетке, вылететь из которой бывает сложнее, чем выйти из абьюзивных отношений.

<p>Кадр из фильма &laquo;Присцилла. Элвис и я&raquo;</p>
Фото: American Zoetrope

Кадр из фильма «Присцилла. Элвис и я»

Более того, отношения Элвиса и Присциллы в картине весьма многогранны, хоть и в частном, токсичном спектре: новоиспеченный «король» подавляет молодую жену не только материально, но и психологически, превращая девушку в красивый и дорогой аксессуар, декорацию, которая делает дом уютнее, но едва ли имеет право на собственное мнение.

Здесь важно отметить, что «Присцилла» — это в первую очередь фильм о женском видении ситуации: большая часть событий, происходящих на экране, демонстрируется от лица главной героини, в то время как фигура Элвиса остается в тени. Для многих это ощутимое опущение роли Элвиса может показаться досадной ошибкой сценария, однако, поверьте, Коппола сделала это более чем осознанно.

<p>Кадр из фильма &laquo;Присцилла. Элвис и я&raquo;</p>
Фото: American Zoetrope

Кадр из фильма «Присцилла. Элвис и я»

«Присциллу» можно назвать своего рода ответом постановщицы глянцевому и бестолковому байопику «Элвис» База Лурманна (недаром оба фильма с именами в названии), который в целом сказал о Пресли более чем достаточно, в максимально приукрашенной форме.

Впрочем, «Присцилла» также не обращается к теневой стороне личности музыканта: бегло проходится по его многочисленным любовным интрижкам, страсти к обезболивающим, тотальному отсутствию самоконтроля, но дальше поверхностного образа опьяненной славой знаменитости не заходит. Пресли в фильме — классический абьюзивный супруг, который присутствует в сюжете лишь для того, чтобы оттенять психологические трансформации главной героини. Вот где София и правда преуспела.

<p>Кадр из фильма &laquo;Присцилла. Элвис и я&raquo;</p>
Фото: American Zoetrope

Кадр из фильма «Присцилла. Элвис и я»

По сути, «Элвис и я» — весьма реалистичный, а местами даже трагический каминг-оф-эйдж девочки-подростка, выросшей в 1950-х годах. Роман с Элвисом Пресли выделяет Присциллу среди других женщин лишь номинально — по сути, она, как и многие другие, окована цепями патриархата, который диктует ей удобные для системы ролевые модели: дочь, жена, мать, домохозяйка.

Однако только на фоне такой гигантской знаменитости, как Элвис, можно разглядеть, насколько ничтожной, незначительной и мелкой на самом деле ощущает себя Присцилла. В контексте этих отношений мало кто поднимает тему груминга, однако в случае Пресли она куда более актуальна: музыкант познакомился с будущей женой, когда той едва стукнуло 16 лет. Их полноценный роман начался в то время, когда Присцилла еще ходила в старшую школу.

По большому счету, у девушки просто не было шанса повзрослеть, стать самодостаточной личностью: выйдя из-под опеки отца и матери, она вступила в неравный брак, который во многом дублировал ее детско-родительские отношения. К счастью, отложенное взросление главной героини все-таки наступает, пусть и только после рождения собственного малыша.

<p>Кадр из фильма &laquo;Присцилла. Элвис и я&raquo;</p>
Фото: American Zoetrope

Кадр из фильма «Присцилла. Элвис и я»

Несмотря на красивый значок студии А24 в начале открывающих титров, «Присцилла: Элвис и я» — фильм во многом камерный, снятый в ограниченным локациях и без знаменитых рок-н-ролльных баллад (семья Пресли отказала создателям в использовании его песен в фильме), явно нуждающийся в дополнительном бюджете. В недавнем интервью Wall Street Journal Коппола призналась, что потратила на производство байопика буквально последние деньги. В какой-то момент постановщица даже подумывала разыграть среди фанатов Джейкоба Элорди возможность сыграть с актером в пиклбол, но впоследствии отказалась от этой затеи.

На чем София точно не экономила, так это на дизайне причесок и костюмов — в ее классическом визионерском восприятии винтажные 1950-е раскрываются через шикарные дизайнерские платья, блестки, гигантские начесы, кошачьи стрелки и кукольные накладные ресницы. Таким образом, декоративность персонажа Кейли Спэни ощущается не только метафорически, но и визуально.

Для молодой актрисы из провинциального Спрингфилда, Миссури, получившей кубок Вольпи за лучшую женскую роль на Венецианском кинофестивале, фильм стал очень изящным трамплином в большой Голливуд. И несмотря на невероятную харизматичность Элорди, который во многом переиграл своего предшественника Остина Батлера («Элвис»), именно Кейли Спэни является главной звездой этого фильма.

<p>Актеры Кейли Спэни и Джейкоб Элорди с&nbsp;режиссером Софией&nbsp;Копполой&nbsp;на съемках фильма &laquo;Присцилла. Элвис и я&raquo;</p>
Фото: American Zoetrope

Актеры Кейли Спэни и Джейкоб Элорди с режиссером Софией Копполой на съемках фильма «Присцилла. Элвис и я»

Ведомая уверенной рукой Софии Копполы, она, подобно Присцилле, оказывается в свете софитов, оставаясь, по сути, неискушенным ребенком. Впрочем, в отличие от своей героини, 25-летней актрисе удалось попасть под крыло творческих энтузиастов, а не охваченных жадностью продюсеров.

Поделиться