Чего ждать от театра в 2024 году: от Мейерхольда до Годунова

. Свежие постановки и грядущие премьеры — по классике и оригинальным идеям
Обновлено 07 февраля 2024, 17:05
<p>Сцена из спектакля &laquo;Борис Годунов&raquo;</p>
Фото: theatreofnations.ru

Сцена из спектакля «Борис Годунов»

Мейерхольд, Богомолов, «Пиковая дама» и «Крем»: РБК Life делится подборкой будущих премьер и свежих постановок, на которые стоит обратить внимание в 2024 году.

«Мейерхольд. Чужой театр»

Валерий Фокин, Александринский театр, Санкт-Петербург

alexandrinsky.ru
Фото: alexandrinsky.ru

Сезон 2023–2024 — особенный для всего театра: в этом году празднуют 150 лет со дня рождения реформатора Всеволода Мейерхольда. С этого года Новая сцена Александринского театра носит имя режиссера и весь сезон на площадке идет «Мейерхольдоведение» — фестивали и перформансы, посвященные мастеру и его реформам в театре.

9, 10 и 11 февраля состоится премьера Валерия Фокина «Мейерхольд. Чужой театр» по документальным свидетельствам времен работы и закрытия Государственного драматического театра имени Мейерхольда (1937 год). Название спектакля отсылает к критической статье «Чужой театр», в которой театр обвиняли в формализме и требовали закрыть. На экспериментальной сцене театра в «7 ярусе» пройдет премьера второго спектакля, посвященного Мейерхольду, — «Мейер» Кирилла Люкевича. В его основе мистический роман Сергея Кемпо, актера Театра Ермоловой. По сюжету монтировщик сцены встречает призрак Мейерхольда и ведет с ним беседы.

«Мать»

Константин Богомолов, Александринский театр, Санкт-Петербург

<p>Режиссер Константин Богомолов</p>
Фото: Pavel Kashaev / Global Look Press

Режиссер Константин Богомолов

Художественный руководитель Театра на Бронной Константин Богомолов представит премьеру по роману Максима Горького «Мать» на сцене Александринского театра. Четырехчасовой спектакль должны были показать в начале сезона, в рамках международного фестиваля «Александринский», но по неизвестным причинам показы перенесли на открытие сезона — 30, 31 августа и 1 сентября 2024 года. В команду спектакля входит художник по костюмам и сценограф Лариса Ломакина и художник по свету Иван Виноградов. Богомолов собирается перенести действие романа в наше время и добавить авторского переосмысления.

В итоге, как принято в постановках режиссера, должно получиться смелое авторское высказывание на злобу дня. «Мне кажется, что сегодня этот роман как никогда интересен, как поле, в котором по-новому можно посмотреть на какие-то коллизии внутрисемейной жизни, отношений родителей и детей. Я перечитал роман и понял, что он дает огромные возможности для сочинения. Это будет авторское сочинение по мотивам романа», — поделился Богомолов.

«Комната Адлера», «Крем»

Театр Ермоловой, Москва

<p>Сцена из спектакля &laquo;Комната Адлера&raquo;</p>
Фото: ermolova.ru

Сцена из спектакля «Комната Адлера»

В этом сезоне Театр Ермоловой щедр на премьеры: от лаконичной постановки «Комнаты Адлера» с Олегом Меньшиковым и Евгением Ткачуком в актерском составе до экспериментального спектакля с секретом в названии «Крем».

В основу пьесы Анастасии Букреевой «Комната Адлера» легла известная в театре история болезни Билли Миллигана (в независимом театре Петербурга «Такой театр» идет крайне успешный спектакль «Билли Миллиган»). По сюжету постановки Театра Ермоловой психиатр Петр Алексеевич Адлер (Олег Меньшиков) пытается разобраться в мотивах преступлений, совершенных его пациентом с диагнозом «множественная личность» (Евгений Ткачук). Для такого мощного актерского дуэта выбрана лаконичная сценография с упором на геометричность форм и черно-белые цвета.

«Крем» же, напротив, эпатирующая комедия с яркими сценическими решениями. Сюжет прост: богатая, но несчастная женщина получает от мужа после развода ресторан под названием «Крем». Странно, но из кухонной утвари в помещении есть только печь, а персонал слишком «мрачный» для желаемого уровня сервиса. Режиссер Алексей Золотовицкий, предпочитающий черный юмор и эстетику «сказок» Тима Бертона, поставил жизнеутверждающий спектакль о силе человеческой предприимчивости, не смотря на тему смерти и крематорий как место основных действий постановки.

«Айсвилль»

Алексей Франдетти, «Приют комедианта», Санкт-Петербург

<p>Сцена из спектакля &laquo;Айсвилль&raquo;</p>

<p></p>
Фото: pkteatr.ru

Сцена из спектакля «Айсвилль»

То ли сказка о ледяной Снегурочке, то ли космический роман советского фантаста Беляева «Ариэль». По сюжету спектакля на холодный остров Айсвилль прибывает с материка для расследования загадочной смерти сыщик. Визуальное решение постановки тоже тяготеет к образам советской фантастики — здесь можно угадать и Солярис, и пустыни из «Кин-дза-дза!».

Прошлая работа Франдетти, мюзикл «Дорогой мистер Смит» на сцене «Приюта комедианта», получила пять номинаций на «Золотую маску», и в этот раз режиссер возвращается с заявкой на хит. Постановка базируется на сильной партитуре, с, а капелла-партиями и в остросюжетном нарративе с любовным треугольником, таинственной смертью и черным юмором. Команда подобралась звездная, от актеров до технических цехов. Музыку к спектаклю написал один из лучших композиторов жанра — Евгений Загот, художником по свету выступил «золотомасочник» Иван Виноградов.

«YouTube/в полиции», «Июльский дождь»

Творческое объединение «а39», Музей Москвы

<p>Сцена из спектакля &laquo;YouTube/в полиции&raquo;</p>
Фото: mosmuseum.ru

Сцена из спектакля «YouTube/в полиции»

Новый театральный проект, сформированный из «Мастерской Кудряшова», теперь базируется в Музее Москвы. В костяке труппы — громкие имена и перспективные новички: Елизавета Янковская, Александр Горчилин, Александр Алябьев, Серафима Гощанская. Название коллектива отсылает к номеру аудитории ГИТИСа, где проходят курсовые показы режиссерского факультета. «А39» стремятся искать и открывать столичному зрителю новые имена, взаимодействуют с выпускниками театральных вузов и молодыми драматургами.

При этом репертуар театра состоит сплошь из хитов: псевдодокументальная драма «YouTube/в полиции», постановка в жанре потока сознания «Приоткрытый микрофон», перформативный спектакль о мире классической музыки «Вот и все, что вам нужно знать о дирижировании». Есть и более классические спектакли: адаптированный для театра трогательный «Июльский дождь» по киносценарию Марлена Хуциева и философский спектакль-диалог о любви и одиночестве «Созвездия». Последний выигрывает не только из-за остроумного сценария Ника Пэйна, но и от мощного актерского дуэта Янковская — Горчилин (в другом составе — Алябьев).

«Кровоизлияние в МОСХ»

Театр «Практика», Москва

<p>Сцена из спектакля &laquo;Кровоизлияние в МОСХ&raquo;</p>
Фото: praktikatheatre.ru

Сцена из спектакля «Кровоизлияние в МОСХ»

Абсурдистский и при этом документальный спектакль о великом рандоме цензуры. В центре постановки — «Голубой огонек» 1963 года. Помимо сценария того самого «Огонька», в основу постановки Алексея Житковского пошли фрагменты газеты «Правда» и стенограмма посещения Хрущевым выставки авангардистов в Манеже «30 лет МОСХ». Страшно скандальная экскурсия с участием первого секретаря запустила процесс заката оттепели и ужесточение цензуры.

Юрий Печенежский — новое имя для Москвы, но внимательному театральному зрителю он будет известен по номинациям на «Золотую маску» за спектакли в других городах. «Пьеса Житковского меня привлекла сочетанием несочетаемого: номенклатурного праздника на «Голубом огоньке» и разгрома авангардистов — переплетаясь, эти события образуют очень ироничную композицию. Наш спектакль о том, как небольшое событие повлияло на судьбу всей страны», — комментирует режиссер замысел постановки.

«Пиковая дама»

Юрий Посохов, Большой театр, Москва

<p>Большой театр, Москва</p>
Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look Press

Большой театр, Москва

Единственный балет в этом списке, обновленная постановка на музыку Юрия Красавина по мотивам партитуры Петра Чайковского. Либретто сочинил Валерий Печейкин. Премьера состоялась в декабре, событие больше характеризуется как музыкальное, нежели драматическое, но новая динамика и вокальные номера делают балет источником неожиданного опыта.

У постановки двухактная структура, сцены, как пояснял режиссер, «в духе английской ballet story», то есть масштабные там, где не ждешь; партию Графини разделили между двумя артистами, а образ получился женским в молодости и мужским в старости.

В «Пиковой даме» танцуют Вячеслав Лопатин, Георгий Гусев, Элеонора Севенард, Маргарита Шрайнер, Макар Михалкин, Ян Годовский и другие артисты. Постановка получила положительные, если не восторженные отзывы: ее называют «блистательной и остроумной интерпретацией» с «логичной и по-классически красивой, но сложной и изобретательной» хореографией.

«Сны русской литературы»

Театр Маяковского, Москва

<p>Сцена из спектакля &laquo;Сны русской литературы&raquo;</p>
Фото: mayakovsky.ru

Сцена из спектакля «Сны русской литературы»

Юбилейные даты, связанные в Мейерхольдом, не обошли и эту площадку. Осенью художественный руководитель театра Егор Перегудов с шумным успехом показал «Лес» по пьесе Островского. В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения драматурга и 100 лет с премьеры постановки пьесы Всеволодом Мейерхольдом. В качестве оммажа Перегудов применял творческие принципы биомеханики Мейерхольда в своей постановке.

Также в театре готовят премьеру экспериментальной саунд-драмы «Сны русской литературы» музыканта и режиссера Петра Айду, задуманной как трехмерный иммерсивный радиоспектакль. А в конце сезона Сцена на Сретенке покажет результат лаборатории современного театра под кураторством Дмитрия Крестьянкина. Взят за планку самый успешный спектакль режиссера — документально-музыкальный «Квадрат» о детстве и юности в 90-е. В мае-июне, на исходе сезона, Крестьянкин покажет театральный «рок-концерт» о нулевых.

«Король Лир»

Лев Додин, МДТ, Санкт-Петербург

<p>Сцена из спектакля &laquo;Король Лир&raquo;</p>
Фото: mdt-dodin.ru

Сцена из спектакля «Король Лир»

Додин уже ставил «Короля Лира» 17 (!) лет назад — в 2005 году. Этой осенью зрителям представили ремастеринг спектакля: прежними остались декорации и мизансцены, но акценты сместились. Постановка стала заметно короче — полтора часа вместо трех. Из спектакля будто удалили цвет и сантименты, присущие романтизму Шекспира. Додин наложил на прежнего «Короля Лира» фильтр Достоевского, высушив постановку до черно-белого психологического театра.

«Когда добро и зло живет и сталкивается в одном и том же человеке, и борется с добром и злом другого — вот тут и возникает трагедия. Потому, что из этого нет выхода. И тут мы с вами лицом к лицу с природой человека», — описывает конфликт спектакля режиссер.

«САШАШИШИН»

Гарик Сукачев, «Современник», Москва

<p>Сцена из спектакля &laquo;САШАШИШИН&raquo;</p>
Фото: sovremennik.ru

Сцена из спектакля «САШАШИШИН»

В начале зимы в «Современнике» состоялась премьера Гарика Сукачева по роману Александры Николаенко «Убить Бобрыкина». Саша Шишин — главный герой романа и постановки — аутист. Перед зрителем раскрывается его внутренний мир в виде воспоминаний: жизнь с властной матерью, влюбленность в соседку, проблемы с задиристым одноклассником Бобрыкиным. Трогательный спектакль про внутреннего ребенка и искреннюю веру в чудо окажется близким любому зрителю.

Сюжет спектакля обозначается лишь по мотивам романа, самостоятельным его делают не только отличия в сюжете, но и яркие театральные приемы: видео-проекция внутреннего мира героя на задник сцены и гигантские куклы от мастеров театра Образцова как альтер эго главного «злодея» Бобрыкина.

«Борис Годунов»

Петр Шерешевский, Театр Наций, Москва

<p>Сцена из спектакля &laquo;Борис Годунов&raquo;</p>
Фото: theatreofnations.ru

Сцена из спектакля «Борис Годунов»

Новая экстравагантная постановка Петра Шерешевского решена привычными для режиссера способами: классическая обстановка перенесена в наше время, пространство спектакля — своеобразная аллюзия на сон, видеопроекция работает как основной художественный прием постановки. Историческая драма Александра Пушкина очищена от историзма и поставлена с фокусом на психологизм и внутренний мир героя. Зритель наблюдает за предсмертной агонией Годунова, оказывается в его бредовом сне-чистилище. В роли царя-безумца выступил Игорь Гордин — одинаково успешный актер в авторском кино и на драматической сцене.

Несмотря на сновидческое пространство, спектакль решен гиперреалистично, с вниманием к телесности и физическим деталям, что характерно для Шерешевского. Герои «заперты» в замкнутом пространстве спортзала и все действие драмы их окружают спортивные снаряды — козлы, турникеты, маты. Режиссер так объясняет это решение: «Мы попадаем в этом спортзале в некое безвременье — то ли это наши детские годы, то ли сегодняшний день. Согласно логике сна, в спектакле нет линейной истории, в нем одно наслаивается на другое, и это позволяет более широко взглянуть на вопрос совести и посмертного воздаяния».

Поделиться
Авторы
Теги