На картине Рембрандта «Ночной дозор» нашли ранее неизвестный слой

. Ученые использовали метод рентгеновской флуоресценции

Science Advances: на картине Рембрандта «Ночной дозор» нашли неизвестный слой

Обновлено 20 декабря 2023, 14:58
<p>Картина&nbsp;Рембрандта &laquo;Ночной дозор&raquo;</p>
Фото: Sylvia Lederer / Xinhua / Global Look Press

Картина Рембрандта «Ночной дозор»

Исследовательская группа из Нидерландов и Германии обнаружила неизвестную ранее деталь в картине Рембрандта «Ночной дозор», которая была написана в 1642 году. Один из слоев на полотне состоял из вещества, содержащего свинец, говорится в результатах исследования, которые публикует Science Advances.

Образец краски проанализировали с помощью метода рентгеновской флуоресценции и птихографии (сканирующей техники). Это позволило исследователям идентифицировать химические соединения в нижних частях слоя. Как выяснили ученые, он был нанесен на холст еще до первого покрытия из грунта.

«В этом исследовании мы сосредоточились на «подготовительных» слоях, которые были нанесены на холст «Ночного дозора» до того, как Рембрандт начал писать сцену. Это было впервые, когда он попробовал в работе грунт из кварцевой глины, который впоследствии будет использовать до конца своей карьеры, чередуя с другими типами грунта», — говорится в научной работе.

По мнению ученых, побудить художника использовать такой материал мог размер полотна — «Ночной дозор» является самой большой (363х437 см) сохранившейся картиной Рембрандта. В стремлении сэкономить он нашел самую дешевую и менее тяжелую альтернативу грунту, считают исследователи.

<p>Полное название картины Рембрандта &laquo;Ночной дозор&raquo; в оригинале иное: &laquo;Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга&raquo;</p>

Полное название картины Рембрандта «Ночной дозор» в оригинале иное: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга»

Этот раствор был нанесен крупными мазками. В одном месте даже сохранился отпечаток сита, на которое была натянута ткань для пропитки.

Еще одной причиной для использования свинца могла послужить, по мнению исследователей, сырость. Повесить картину собирались на длинной внешней стене, обращенной к окнам, в зале Кловенирсдолена (штаб городских стрелков) в Амстердаме. Возможно, именно цель защитить полотно от влаги и подтолкнула художника на эксперименты с такой пропиткой.

Хотя метод пропитки холста с содержанием свинца широко не используется, он был описан в трудах по живописи врачом женевского происхождения Теодором де Майерном (1573–1654/1655), подытожили исследователи.

Ранее считавшаяся утерянной картина «Сусанна и старцы», написанная итальянской художницей Артемизией Джентилески в 1610 году, была обнаружена в Хэмптон-корте. Выяснилось, что шедевр более 100 лет пылился в кладовой дворца. В XIX веке полотно принадлежало королю Карлу I, известному коллекционеру и покровителю искусства. Вплоть до 1860-х годов она висела в Сомерсет-хаусе (художественный музей в Лондоне), однако позднее картина канула в безвестность.

Поделиться