От «Крепости» до «Феррари»: фильмография режиссера Майкла Манна

. Его триллеры и биографии заняли важное место в мировом кино
Обновлено 21 декабря 2023, 11:45

Майкл Манн давно не нуждается в отдельном представлении: его «Али», «Схватка», «Джонни Д.», а еще продюсерские «Авиатор» и «Хэнкок» хорошо знакомы зрителям. С 21 декабря в российских кинотеатрах показывают новый фильм режиссера — спортивный байопик «Феррари» с Адамом Драйвером и Пенелопой Крус.

Кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema по этому поводу предлагает вспомнить фильмографию 80-летнего режиссера, который явно испытывает страсть к байопикам.

«Крепость»

Год: 1983

Жанр: триллер, ужасы

Актеры: Скотт Гленн, Гэбриел Бирн, Иэн Маккеллен

<p>Кадр из фильма &laquo;Крепость&raquo;</p>
Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Крепость»

Почти неизвестный триллер Майкла Манна, который он снял на заре своей карьеры, но авторский почерк в нем просматривается хорошо. Двумя годами ранее Манн выпустил криминальную драму «Вор» со звездой «Крестного отца» Джеймсом Кааном по роману Фрэнка Хохаймера «Взломщики домов: исповедь вора-домушника». Это был стандартный жанровый детектив про медвежатника, который выйдя из тюрьмы, попадал в самую гущу криминальных разборок. «Вор» получился настолько бесхитростным, но дерзким, что оказался одновременно номинированным на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и на антипремию «Золотая малина» (правда, за худший саундтрек, что научило Манна основательно подходить к выбору музыкального сопровождения). При этом сам режиссер настаивает, что в работе не любит вдохновляться проектами коллег. «Если я снимаю фильм о воре, я не смотрю другие фильмы о ворах. Я разговариваю с настоящими ворами», — однажды заявил он.

<p>Кадр из фильма &laquo;Вор&raquo;</p>
Фото: MGM

Кадр из фильма «Вор»

Но после «Вора» Манн взялся за рискованный проект, в котором сублимировал свою любовь к историческим сюжетам и пугающим героям. События «Крепости» развернулись в 1941 году в Карпатах. Третий рейх намеревается захватить весь мир, небольшой отряд немецкой армии останавливается в затерянной где-то высоко в горах деревушке. Переждать они решают в старинной крепости, имеющей дурную славу среди местных. По существующей легенде, здесь таится древнее зло, которое своим присутствием потревожили нацисты. Солдаты гибнут, и для расследования загадочного происшествия отправляется новый отряд СС во главе с майором Кампффером (Гэбриел Бирн). Уверенные, что их однополчане погибли от рук партизан, нацисты вырезают всю деревню.

В то же время в Греции таинственный воин, узнав о пробуждении древнего зла, отправляется в Карпаты, чтобы сразиться с ним. По ходу развития сюжета возникают большие сомнения, в том, кто же страшнее: потусторонняя злая сила или люди в нацистской форме? «Крепость» — мрачный предшественник будущего «Охотника на людей», в котором ужас обретет конкретные черты и из мистического монстра превратится в живого человека, несущего в мир зло.

«Охотник на людей»

Год: 1986

Жанр: триллер, ужасы

Актеры: Брайан Кокс, Уильям Петерсен, Том Нунэн

<p>Кадр из фильма &laquo;Охотник на людей&raquo;</p>
Фото: Red Dragon Productions S.A.

Кадр из фильма «Охотник на людей»

Поклонники литературной серии писателя Томаса Харриса знают, что до оскароносного «Молчания ягнят» вышла первая экранизация франшизы — «Охотник на людей». В ней роль Ганнибала Лектера до Энтони Хопкинса сыграл Брайан Кокс — ныне известный как Логан Рой в «Наследниках». До того как начать поглощать крупные финансовые компании, он примерил на себя образ людоеда.

«Охотник на людей» во многом уступает «Молчанию ягнят» — более полнокровной экранизации серии, но именно фильм Манна определил ключевые ориентиры для всей франшизы. Маньяк в фильме (его сыграл Тон Нунэн) эталонно ужасен. Своими девиациями и поступками он ничем не уступает убийце из фильма с Джоди Фостер. А представленный Коксом образ Лектера задал тон экранному образу героя: сдержанного, загадочного и напоминающего опасного зверя, выжидающего свою добычу.

«Последний из могикан»

Год: 1992

Жанр: историческая драма, боевик

Актеры: Дэниэл Дэй-Льюис, Мэделин Стоу, Рассел Минс

<p>Кадр из фильма &laquo;Последний из могикан&raquo;</p>
Фото: 20th Century Fox Film Corporation

Кадр из фильма «Последний из могикан»

Благодаря этой работе Манн входит в небольшой круг избранных режиссеров, которым посчастливилось поработать с Дэниэлом Дэй-Льюисом — актером, известным своей избирательностью в выборе ролей. События фильма, основанного на романе Джеймса Фенимора Купера, развиваются в 1757 году — в разгар англо-французской войны за американские колонии. В центре истории — выросший среди индейцев белый человек с индейским именем Соколиный Глаз (Дэй-Льюис). Во время войны он переживает гибель близких, обретение первого значимого опыта романтической любви и испытывает себя на прочность в бою, оказавшись между двух огней.

Фильм принес Дэй-Льюису номинацию на премию Британской киноакадемии (BAFTA). А сама картина получила «Оскар» во второстепенной категории «Лучший звук». С одной стороны, приятно. С другой — это вовсе не то, на что рассчитывал Манн, замахиваясь на масштабный и сложный исторический сюжет. После этого опыта режиссер отказался от подобных историй-реконструкций и сконцентрировался на современности. Но к заслугам «Последнего из могикан» можно отнести крепкую режиссуру, хороший актерские работы и динамичный сюжет, в котором, как это часто бывает с историческими голливудскими эпосами, много намеренных неточностей в угоду художественному видению автора.

«Схватка»

Год: 1995

Жанр: криминальная драма, боевик

Актеры: Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Вэл Килмер, Натали Портман, Эшли Джадд

<p>Кадр из фильма &laquo;Схватка&raquo;</p>
Фото: Warner Bros.

Кадр из фильма «Схватка»

В 2025 году этот фильм отпразднует 30-летие, и за все эти годы он не только не утратил своей грандиозности, но еще сильнее утвердился в культовом статусе. Но мало кто знает, что «Схватка» — вторая по счету попытка Манна снять историю судьбоносного противостояния сотрудника полиции Винсента (Аль Пачино) и бандита Нила (Роберт Де Ниро), который измеряет жизнью 30 секундами, за которые, по его мнению, стоит уметь оставить все позади и отправиться в бега, если того требуют обстоятельства. Еще в 1989 году Манн снял картину «Сделано в Лос-Анджелесе» ровно с тем же сюжетом, но с другими актерами. Тот фильм еще малоизвестного постановщика имел скромный бюджет, но большой потенциал. Манн впоследствии воспринимал эти съемки как дорогую (во всех смыслах) репетицию будущего шедевра. Проведя работу над ошибками и набрав профессионального веса, он вернулся к проекту мечты и полностью его переснял (хотя многие сцены воспроизвел покадрово).

Получилась живая классика жанра криминальных драм, в которой Манн вывел личную формулу успеха: взял на главные роли лучших актеров поколения, выстроил сюжет вокруг сложной моральной дилеммы о невозможности дружбы двух противников, похожих друг на друга сильнее, чем им бы хотелось, а саму историю снабдил серией зубодробительных сцен, в которых экшен выплескивается через экран. Например, сцена ограбления банка с последовавшей за этим уличной перестрелкой — каноничная и до сих пор изучается в киношколах.

«Свой человек»

Год: 1999

Жанр: биография, триллер

Актеры: Аль Пачино, Рассел Кроу, Кристофер Пламмер

<p>Кадр из фильма &laquo;Свой человек&raquo;</p>
Фото: Touchstone Pictures

Кадр из фильма «Свой человек»

Манн взялся за реальность. «Свой человек» основан на истории доктора Джеффри Уайгэнда (в фильме его сыграл Рассел Кроу) — инициатора крупнейшего в истории США корпоративного скандала, произведшего мировой резонанс. Проработав много лет в табачной компании Brown & Williamson, входящей в состав British American Tobacco, доктор Уайгэнд узнал много инсайдерской информации о деятельности корпорации, утаивавшей от общественности реальные данные о вреде курения.

Он выяснил, что от курения и вызванной им онкологии скончалось больше людей, чем от нескольких войн. Заручившись поддержкой журналиста-расследователя Лоуэлла Бергмана (Аль Пачино), Уайгэнд решает сделать эту информацию достоянием общественности и вывести табачных гигантов на чистую воду. Но эта битва оборачивается едва ли не библейским сражением Давида с Голиафом, в ходе которой герой Рассела Кроу теряет семью, работу, дом и подвергает себя смертельной опасности.

«Свой человек» — крепкий, напряженный и пронзительный фильм, который заработал семь номинаций на «Оскар» и стал одним из лучших в творчестве Манна.

«Али»

Год: 2001

Жанр: спортивная драма, байопик

Актеры: Уилл Смит, Джейми Фокс, Джеффри Райт, Джада Пинкетт-Смит

<p>Кадр из фильма &laquo;Али&raquo;</p>
Фото: Columbia Pictures Corporation

Кадр из фильма «Али»

Спортивный байопик про Мухаммеда Али, перезапустивший карьеру Уилла Смита и показавший, насколько многогранным автором является Майкл Манн. С одной стороны, картина следует канону жанра: это привычная история становления героя и его восхождения к личному Олимпу. На этом пути он переживает счастливые и драматические моменты, преодолевает себя, влюбляется и разочаровывается в людях, превращается из обычного смертного в живую легенду, человека-глыбу, вписывающего свое имя в историю. И Майкл Манн, и сыгравший Али Уилл Смит много времени провели, общаясь с первоисточниками и стремясь к максимальной убедительности и достоверности представленных в фильме событий.

Но в то же время в «Али» Манн фокусируется не столько на профессиональной сфере боксера, сколько на его личных взаимоотношениях с жизнью и людьми, которые его окружают. За спиной этого выдающегося и противоречивого человека оказывается не только великая женщина, но и большая семья (родная или приобретенная), которая обеспечила ему крепкий тыл, но принесла немало душевной боли. Выносливый в спорте боксер в фильме представлен человеком не из гранита, а из плоти и крови: как и всем, ему бывает больно, страшно и вселенски одиноко. И чем более высокую вершину он покоряет, тем несчастней там себя ощущает.

«Соучастник»

Год: 2004

Жанр: криминальная драма, боевик

Актеры: Том Круз, Джейми Фокс, Марк Руффало, Джада Пинкетт-Смит

<p>Кадр из фильма &laquo;Соучастник&raquo;</p>
Фото: Paramount Pictures

Кадр из фильма «Соучастник»

После успеха «Али», в один миг превратившего Смита из звезды комедий и блокбастеров в серьезного драматического актера, о перезапуске карьеры задумались многие в Голливуде. Однако быстрее всех к Манну успел пробиться Том Круз. В «Соучастнике» он сыграл непривычную роль антагониста — наемного киллера Винсента с белесой шевелюрой и леденящим взглядом. Для выполнения одного из своих заданий он берет в заложники таксиста Макса (Джейми Фокс), который сопровождает убийцу всю ночь и становится его невольным соучастником.

«Соучастник» — местами герметичный и неуютный криминальный триллер о силе и слабости, умении отстаивать себя и выученной беспомощности. Недолюбленный родителями Макс страдает от неуверенности в себе и долго не может дать отпор Винсенту, который давно разучился что-либо чувствовать. Благодаря этой драматической структуре фильм оказался чем-то большим, чем очередная криминальная история о борьбе добра со злом. Это вдумчивое и неспешное кино, в котором много напряженных моментов, однако главная баталия разворачивается внутри таких непохожих, но связанных общей тайной героев.

«Джонни Д.»

Год: 2009

Жанр: криминальная драма, байопик

Актеры: Джонни Депп, Кристиан Бэйл, Марион Котийяр, Билли Крудап

<p>Кадр из фильма &laquo;Джонни Д.&raquo;</p>
Фото: Universal Pictures

Кадр из фильма «Джонни Д.»

После удачных продюсерских проектов «Авиатор» и «Хэнкок» Манн вновь вернулся в режиссуру. И снова взялся за сюжет, основанный на реальных событиях. Картина рассказывает про гангстера Джона Диллинджера, которого сыграл его тезка Джонни Депп и которого в 1930-е годы прошлого века ФБР классифицировало как «врага общества номер один». Совершив успешную серию ограблений, Диллинджер стал локальной американской звездой и попал в орбиту внимания спецслужб. Расследование его преступлений взял на карандаш лично директор ФБР Джон Эдгар Гувер (Билли Крудап).

В «Джонни Д.» на примере личных сюжетных линий героев Манн исследует общую историю своей страны. Возникший в голодные 1930-е годы «народный мститель» Диллинджер стал героем, хотя вел аморальный и бандитский образ жизни. Но во времена всеобщей растерянности и социальной нестабильности он стал символом бесстрашия. И протеста. В то же время сами спецслужбы воспользовались резонансом, вызванным преступной деятельностью банды Диллинджера, чтобы провести историческую реформу существовавшего в то время бюро расследований и превратив ФБР в главную правоохранительную организацию страны.

«Полиция Токио»

Год: 2022

Жанр: криминальная драма, триллер

Актеры: Энсел Элгорт, Кэн Ватанабэ, Ринко Кикути, Коси Уэхара

<p>Кадр из сериала &laquo;Полиция Токио&raquo;</p>
Фото: MAX Originals

Кадр из сериала «Полиция Токио»

После работы над драматическим сериалом «Фарт» с Дастином Хоффманом и неудачным шпионским боевиком «Кибер» с Крисом Хемсвортом Манн взял небольшую паузу в карьере. А отдохнув, вернулся к корням. В апреле 2022 года вышел сериал «Полиция Токио» — еще один проект в портфолио Манна, основанный на реальной истории. На этот раз на автобиографическом романе журналиста Джейка Адельштейна.

По сюжету молодой и амбициозный американский журналист Джейк Адельштейн (Энсел Элгорт) в конце 1990-х переезжает в Японию. Он всегда грезил Страной восходящего солнца, в которую переехал всерьез и надолго. Там же сбывается другая его мечта — он устраивается репортером в главную газету азиатского мегаполиса «Ёмиури симбун». Влиться в коллектив и в культуру кардинально другой страны ему удается не сразу, но новое задание редакции обнажает перед Джейком закулисье Токио. Ему поручают расследовать серию эпизодов с публичным самосожжением жителей столицы, оказавшихся в рядах должников перед японской мафией. Но Адельштейн не сразу замечает, что проявленный им интерес в отношении мафии превращает его самого в мишень.

Майкл Манн выступил шоураннером проекта (уже завершены съемки второго сезона) и снял пилотную серию, задав тон и стиль всему сериалу. Это навеянная криминальными драмами 1990-х история про изнанку привычной жизни и мира, который скрывается от нас при свете дня, но напоминает ад на земле при наступлении ночи.

«Феррари»

Год: 2023

Жанр: байопик, драма

Актеры: Адам Драйвер, Пенелопа Крус, Шейлин Вудли, Сара Гадон, Джек О'Коннелл

<p>Кадр из фильма &laquo;Феррари&raquo;</p>
Фото: Storyteller Productions

Кадр из фильма «Феррари»

Потренировавшись с гоночной тематикой на своем продюсерском проекте «Ford против Ferrari», Манн принялся за собственный байопик о выдающемся итальянце Энцо Феррари (Адам Драйвер). Несмотря на динамичность сюжета, важнее всего в новой картине режиссера то, каким он представляет знаменитого автогонщика и конструктора. События разворачиваются в 1957 году, когда в семье и в карьере Феррари полный разлад. Чтобы вернуть себе контроль над собственной жизнью, он готовится принять участие в предстоящей гонке Mille Miglia.

«Феррари» Майкла Манна — динамичный байопик (любимый жанр режиссера), в котором скорость — лишь внешний фон для перемен, которые происходят внутри главного героя и его близких. Оказавшись зажатым между долгом и велением сердца, как внутри разбившегося болида, он хочет сойти с дистанции, но не может себе это позволить из-за страха потерять все. В лице Феррари Манн исследует предел человеческих сил и ту черту, после которой будет невозможно остановиться, несясь прямиком в пропасть.

Поделиться
Авторы
Теги