Ученые установили, почему у слонов длинные хоботы. Подробности

. Все дело в эволюции

eLife: раскрыта вероятная причина, почему у слонов длинные хоботы

Обновлено 21 декабря 2023, 23:44
Unsplash
Фото: Unsplash

Хоботы слонов в длину могут превышать 2 м, в них более 40 тыс. отдельных мышц и нервных волокон. Благодаря хоботу слон может аккуратно подобрать один арахис и поднять более 270 кг. Какие биологические факторы привели к подобной эволюции животных, долгое время оставалось загадкой. Одну из вероятных причин установили ученые из Китая и США. Их исследование опубликовал eLife, вкратце о нем сообщает Live Science. Среди авторов — Чуньсяо Ли из Университета Китайской академии наук.

Оказывается, эволюцию хобота сложно проследить. Мягкие ткани — мышцы и кожа — плохо окаменевают. Так что трудно найти прямые доказательства того, как мог бы выглядеть хобот на ранних этапах эволюции.

Ученые сравнили три основных семейства гомфотериевых млекопитающих в Северном Китае, живших 11 — 20 млн лет назад. Это Amebelodontidae, Choerolophodontidae and Gomphotheriidae.

Исследователи уточнили, что в ходе эволюции и роста хобота нижние челюсти некоторых хоботных животных становились короче. Неясно, была ли связь между этими фактами. У изученных ими гомфотериевых были отличающиеся (differentiated) длинные нижние челюсти. Чтобы выяснить, чем питались и в каких условиях жили эти хоботные, ученые проанализировали их зубную эмаль.

Unsplash
Фото: Unsplash

Choerolphontidae, вероятно, обитали в лесах, Amebelodontidae населяли более открытые местности, например луга. Среда Gomphotheriida, скорее всего, представляла собой некий промежуточный вариант между теми территориями, которые предпочитали Choerolphontidae и Amebelodontidae. Гипотезы в дальнейшем проанализировали посредством математического моделирования движения челюстей слоноподобных.

Choerolphontidae питались листвой. Выяснилось, что их челюсти были адаптированы для того, чтобы нажимать на пищу сверху и снизу. По мнению экспертов, хоботы этих животных были относительно примитивными и неуклюжими.

Челюсти Gomphotheriida и Amebelodontidae оказались приспособлены для питания вертикально растущими растениями — злаками и травой. Носовая часть их черепов больше похожа на то, как выглядят головы современных слонов. Ученые предположили, что хоботы таких животных могли сворачиваться и подносить пищу ко рту.

Эксперты заметили, что в годы существования этих древних слонов заметно изменилась палеосреда. В то время, когда гомфотериевые начали использовать длинные хоботы в процессе питания, стало холоднее и суше, появилось больше открытых пространств. Так что выпас на открытой местности способствовал эволюции хобота.

Ранее сообщалось о том, что британская биотехнологическая и генно-инженерная компания решила к 2028 году воссоздать шерстистых мамонтов. По задумке ученых, популяцию нужно поселить в тундре. Ученые считают, что пищевое поведения мамонтов хорошо скажется на этих территориях.