Вышла игра The Lord of the Rings: Gollum. Почему это главный провал 2023

. РБК Life и Артем Дубровский рассказывают подробности

Игра The Lord of the Rings: Gollum стала главным провалом 2023 года

Обновлено 31 мая 2023, 10:29
gollumgame.com
Фото: gollumgame.com

Делать адаптации легендариума Дж. Р. Р. Толкина в других, нелитературных форматах — дело сложное и рискованное. На одну кинотрилогию «Властелин колец» Питера Джексона приходится, например, вторая кинотрилогия «Хоббит» того же Джексона, с десяток откровенно проходных видеоигр и скандальный сериал (привет «Кольцам Власти» от Amazon).

Недавний приключенческий экшен The Lord of the Rings: Gollum не стал исключением — с релиза игры не прошло и недели, а она уже стала самым низко оцененным проектом 2023 года, получив 41 балл от критиков на Metacritic (заблокирован в РФ) и разгромные 2,5 от рядовых геймеров.

РБК Life и Артем Дубровский рассказывают, почему игра о самом неоднозначном персонаже «Властелина колец» провалилась и что ждет проект в будущем.

О чем вообще игра?

События The Lord of the Rings: Gollum разворачиваются спустя 66 лет после событий книги «Хоббит, или Туда и обратно» и незадолго до начала «Братства кольца». Проклятый за свою жадность хоббит Смеагол, который теперь называет себя Голлумом, попадает в плен в темной крепости Барад-дур, где его пытают и допрашивают о местонахождении Единого Кольца.

Под управлением игрока ему нужно будет бороться за жизнь в темных шахтах и подземельях Мордора, встречать знакомых по «Хоббиту» и «Властелину колец» персонажей, а также балансировать между двумя личностями, которые пытаются захватить контроль над телом, — подлым жестоким Голлумом и наивным трусливым Смеаголом.

Почему именно Голлум?

Разработчики из Daedalic Entertainment выбрали Голлума главным героем игры осознанно. По их словам, бывший хоббит хоть и не является абсолютным любимцем всех фанатов, но точно претендует на звание одного из самых интересных персонажей, придуманных Толкином.

«Мы захотели сфокусироваться на Голлуме в первую очередь потому, что это один из самых интересных, хорошо прописанных и детально проработанных персонажей из всех, что придумал Толкин. Он может и не быть всеобщим любимцем, но, несмотря на все его отрицательные черты, он все еще по-своему очарователен», — говорила Сейди Габерстрох, менеджер проекта The Lord of the Rings: Gollum.

По мнению разработчиков, Голлум хорош и тем, что игру про него «очень легко визуализировать». С одной стороны, Толкин наделил своего персонажа выдающимися физическими способностями: невероятной ловкостью, цепкостью пальцев, умением скрываться от врагов и небольшими габаритами — что сразу говорит о необходимости создавать проект в жанре stealth-action (экшен, многие элементы которого основаны на скрытном перемещении и незаметном устранении врагов).

С другой стороны, история Голлума — это история несчастного и психически нездорового существа, в котором борются две противоположные личности. Что, в свою очередь, дает разработчикам богатый простор для создания сюжетно-ориентированной игры, исследующей сложный внутренний конфликт.

«Во время создания идеальной игры про Голлума мы ориентируемся на тот опыт, где геймплей и сюжет будут идти рука об руку. Мы погружаем игроков глубже во внутренний конфликт Голлума, чтобы рассказать очень личную историю на фоне эпических событий, которые влияют на все Средиземье, но при этом переплетенных с этим извращенным персонажем. Нам приходится всегда помнить об особенных чертах Голлума. И через диалоги мы стараемся передать его интриги и манипуляции, но также и его внутреннюю борьбу».

Сейди Габерстрох

В итоге команда Daedalic Entertainment позиционировала свой проект как приключенческий стелс с глубоким нарративом и интересной системой морали, где каждый выбор игрока склоняет персонажа ближе к личности Голлума или Смеагола. Что, в свою очередь, оказывает большое влияние на окружающий его мир.

Как игре удалось провалиться?

Как же с такими вводными могла получиться самая провальная игра 2023 года? Геймеры и критики выделяют несколько причин.

Отсутствие релевантного опыта

Немецкая студия Daedalic Entertainment знаменита прежде всего приключенческими играми с механиками point-and-click (или квестами, как этот жанр принято называть в России). По сути, это сюжетно-ориентированные головоломки про поиск определенных предметов и способов объединить эти предметы для решения задачи. Подобные проекты не могут похвастаться разнообразием сложных механик, фотореалистичной графикой или большими затратами на производство.

The Lord of the Rings: Gollum же — продукт из совсем другой категории. Нацеленная на консоли текущего поколения, основанная на одной из самых дорогих франшиз в истории и претендующая на обилие разнообразных механик и нелинейное повествование, она явно требовала от разработчиков соответствующего опыта в индустрии. Которым, очевидно, Daedalic похвастаться пока не могут. К этому добавились многочисленные сложности в процессе разработки и поиски издателя, из-за чего у игры дважды менялась дата выхода.

Ужасное техническое состояние

Главная претензия всех, кто успел поиграть в «Голлума», — непригодное для релиза техническое состояние. Пользователи и критики пишут об ошибках, вылетах, падениях частоты кадров и удаляющихся сохранениях.

«На текущий момент The Lord of the Rings: Gollum совершенно не готова к тому, чтобы в нее играли. За те 11 часов, что я успел поиграть в режиме «Качество» на PlayStation 5, игра вылетела свыше 120 раз (да, я считал), выдавая примерно по одному вылету каждые 5 минут. А после моего 20-го вылета я получил ужасающее сообщение «сохраненные данные повреждены» и выяснил, что я потерял половину своего игрового прогресса за тот день».

Источник: издание GameSpot

Рецензенты также рассказывают и о проблемах со звуком и анимацией героев.

«Технических проблем и ужасной реализации здесь в изобилии. Звук микшируется так, что голоса очень сложно разобрать. Лица персонажей (за исключением только лица самого Голлума) очень бедно анимированы или не анимированы вовсе. Модели на экране двигаются так синхронно, словно это одна из ранних игр с PlayStation 2. Текстуры грязные и с очень слабой детализацией. И, помимо всего этого, не раз мне требовалось выполнить сюжетную цель, которая не функционировала должным образом или не появлялась вовсе, — проблему решал только перезапуск всего уровня целиком».

Источник: издание Game Informer

Устаревший геймплей

Другая проблема, работающая в тесной связке с предыдущей, — подход к игровому дизайну. Многие критики пишут, что игра не выглядит как проект 2023 года, а геймплей быстро наскучивает из-за своей архаичности.

Ситуацию усугубляют также «деревянное управление» и недружелюбная к игроку система сохранения.

«Основа такого геймплея использовалась в индустрии уже огромное количество раз. Но даже если бы игровой процесс не был таким типовым, то играть в «Голлума» не стало бы веселее. Во многом из-за того, что простейшие действия вроде прыжков или бросания камней ощущаются деревянными и громоздкими. А без системы прогрессии или новых полезных предметов, которые будут встречаться в процессе прохождения, способности Голлума вообще никак не меняются. Это значит, что ваш Голлум из начала игры не будет ничем отличаться от Голлума из конца игры».

Источник: издание GamesRadar+

::: :::div{class="article__special_container"}

«Это не попытка сделать что-то с оглядкой на любимые игры прошлого, это просто устаревшая игра. Ничтожная попытка воспроизвести классику вроде Prince of Persia».

Источник: издание IGN.

Слабый сюжет и отсутствие возможности повлиять на историю

Не сыграла и ставка Daedalic Entertainment на сюжет и внутренний конфликт Голлума. Многие рецензенты пишут, что вновь оказаться в любимой вселенной и даже познакомиться с некоторыми новыми персонажами было приятно, но все эти события не оказывают никакого влияния на историю легендариума Толкина. А основной сюжет можно описать всего одной фразой: «Голлум бежит из плена».

Механику выбора личности — Смеагола или Голлума — называют интересной, но она также не оказывает существенного влияния на мир вокруг персонажа. Рецензенты даже пишут, что, возможно, этого влияния и нет вовсе.

«Одной из основных фишек Gollum называли возможность выбирать действия — время от времени игроку предлагают ответить как Голлуму или как Смеаголу, то есть быть агрессивным или вежливым, показать злобу или продемонстрировать доброту. В некоторых случаях недостаточно просто выбрать один из вариантов — бывает, что после этого нужно убедить Голлума/Смеагола в правильности решения, выбирая корректные ответы на его вопросы. Как бы то ни было, довольно трудно понять, на что именно влияют эти действия и что изменилось бы при ином выборе. Есть подозрение, что в любом случае сюжет продолжился бы точно так же — просто либо охранник вас не ударит, либо одного сокамерника накажут вместо другого и так далее. Поскольку последствия не бросаются в глаза, на эти моральные дилеммы вскоре перестаешь обращать внимание».

Источник: издание 3DNews

Разработчики уже рвут на себе волосы?

Команда Daedalic Entertainment не стала молчать и уже выпустила официальное письмо с извинениями перед игровым сообществом. Впрочем, никаких откровений в нем нет — разработчики сожалеют о текущем качестве игры и обещают выпускать патчи, которые подтянут ее техническое состояние. Это означает, что со временем производительность проекта вырастет и ошибок станет меньше, но основа геймплея вряд ли изменится. Соответственно, комментарии о том, что The Lord of the Rings: Gollum похожа на игру эпохи PlayStation 2, останутся актуальными.

Что будет дальше

Примечательно, что тотальный провал «Голлума» не испортил планов Daedalic Entertainment по дальнейшей работе с франшизой «Властелин колец». Немецкое издание Games Wirtschaft пишет, что студия уже делает новую игру о Средиземье — якобы разработка ведется с 2022 года, а сам проект расскажет о персонаже, который еще не был должным образом раскрыт в книгах и фильмах Питера Джексона. Более того, в разработку проекта активно вложилось Федеральное министерство экономики и защиты климата Германии, поддержав Daedalic суммой свыше €2 млн.

Что из этого получится, узнаем уже в 2024 году.

Поделиться
Авторы
Теги