Как в кино создавали образ инопланетянина. Хроника

. Летающие тарелки, трехпалые пришельцы и загадочный свет
Обновлено 17 февраля 2023, 09:08
Кадр из фильма «Район № 9»
Фото: Key Creatives

Кадр из фильма «Район № 9»

Еще в 2017 году The New York Times опубликовала сенсационную для того времени статью о том, что Пентагон в течение многих лет тайно отслеживал НЛО. По мотивам этого расследования в 2021 году режиссер сериалов «Остаться в живых» и «Мир Дикого Запада» Джей Джей Абрамс выпустил документальный сериал «НЛО» с научными теориями об инопланетянах и свидетельствами очевидцев. Создатели сериала пытались разобраться в том, как теории о существовании внеземного разума влияют на культурную и политическую жизнь нашего мира.

На волне новой популярности темы НЛО и вторжения пришельцев РБК Life вместе с онлайн-кинотеатром PREMIER изучил, как кинематограф создал привычный нам образ летающих тарелок и инопланетян.

«День, когда остановилась Земля», 1951 год

20th Century Fox Film Corporation
Фото: 20th Century Fox Film Corporation

Многие знают фильм «День, когда остановилась Земля» с Киану Ривзом в главной роли. Это ремейк одноименной картины Роберта Уайза 1951 года. Именно оригинал представляет наибольший интерес. Фильм стал одним из первых на уфологическую тематику и по сути породил целый поджанр кинематографа. Но, как часто это бывает, киноделы еще многие годы не могли превзойти оригинал ни в качестве визуала, ни в качестве режиссуры и сценария.

Едкий и злой комментарий авторов на тему человечества, холодной войны и самоуничтожающей природы нашего биологического вида ударил тогда в самую точку. Фильм даже получил специальную награду «Золотой глобус» за «развитие международного понимания». Призов с такой формулировкой не получала больше ни одна картина.

Дизайн летающей тарелки, на которой прилетел инопланетянин Клаату, стал своего рода эталоном для будущих фильмов. Сама концепция летающей тарелки плотно вошла в наше сознание, и плоские круглые космические корабли появлялись на экранах даже полвека спустя. Такой дизайнерский успех обусловлен во многом сотрудничеством художников картины Томаса Литтла и Клода Карпентера с великим архитектором Фрэнком Ллойдом Райтом. Внешний облик корабля — идея Райта. Многие даже отмечали его некоторое сходство со зданием главного штаба компании S. C. Johnson and Sons, которое Райт спроектировал во второй половине 1930-х годов.

«Близкие контакты третьей степени», 1977 год

EMI Films Ltd.
Фото: EMI Films Ltd.

Фильм Стивена Спилберга, который является воплощением его давней мечты о съемках картины про контакт пришельцев с человеком. Фильм «Близкие контакты третьей степени» стал хитом, окупив бюджет в десятки раз, был номинирован на восемь премий «Оскар» и вошел в историю как один из важнейших научно-фантастических фильмов.

Помимо интересной истории и важных тем, которые поднимает картина, поп-культурным феноменом стал материнский корабль пришельцев. Его спроектировал Ральф Маккуори, который по совету Спилберга создал не только огромное и устрашающее, но и красивое, сверкающее зрелище. В основе дизайна лежит все та же летающая тарелка, правда, дополненная многочисленными деталями. Уровень детализации корабля ничуть не уступал «Звездным войнам», а добавление многочисленных светящихся разноцветных огней придало образу грандиозность и масштаб. Реалистичность происходящего на экране была достигнута технологиями, использованными в «Звездных войнах», благодаря которым удавалось предельно точно рассчитывать движение камеры для создания правильного эффекта движения объекта.

Сейчас макет материнского корабля выставлен в Музее авиации и космонавтики Смитсоновского института в Вашингтонском аэропорту имени Даллеса.

«Инопланетянин», 1982 год

Universal Pictures
Фото: Universal Pictures

История дружбы инопланетного существа с мальчиком от режиссера Стивена Спилберга, которая тронула сердца людей и стала настоящим символом не только 1980-х, но и 1990-х годов. И как знать, может быть, если бы департамент спецэффектов не смог создать куклу пришельца такой, какой мы ее знаем, соответствующего эффекта фильм бы не произвел.

Несмотря на то, что уже в те годы Спилберг был ведущим автором блокбастеров, он соглашался работать с недорогими картинами. Бюджет «Инопланетянина» составил всего около $10,5 млн. Примерно 10% всех затрат ушло на создание куклы инопланетянина, в работе над которой было задействовано огромное количество специалистов. Дизайн инопланетянина поручили Карло Рамбальди, он уже работал со Спилбергом в «Близких контактах третьей степени». Были созданы отдельные конечности инопланетянина, костюм для полноростовых съемок и, конечно же, голова. Продюсер фильма Кэтлин Кеннеди ради создания правдоподобного образа и вовсе посетила институт хирургии глаза, изучила принципы работы глазных протезов и наняла специалистов, которые создали глаза пришельца. В итоге образ инопланетянина получился настолько хорошо, что прочно вошел в массовую поп-культуру.

«День независимости», 1996 год

20th Century Fox Film Corporation
Фото: 20th Century Fox Film Corporation

Блокбастер любителя грандиозных разрушений в кадре Роланда Эммериха «День независимости» запомнился зрителю прежде всего руинами, в которые инопланетяне превратили города землян. Пришельцы управляли гигантскими космическими кораблями и технологично в разы превосходили людей по развитию.

Художник Патрик Татопулос придумал для фильма два варианта инопланетян: один был большой и устрашающий, второй — меньше по размерам и более хрупкий. Эммериху очень понравились оба, и было принято решение их совместить. Так появились усиленные крупные скафандры, в которых сидели небольшие и хрупкие инопланетяне.

В середине 1990-х годов в Голливуде уже стали вовсю использовать компьютерную графику. Например, в «Парке Юрского периода» Спилберга многие общие планы с динозаврами были сделаны с помощью технологии CGI. Однако для крупных планов создатели фильмов до сих пор предпочитали использовать практические эффекты, так как технологии пока не позволяли рисовать настолько реалистично, как сейчас. Для фильма «День независимости» были созданы куклы-аниматроники инопланетян, которые выглядели как живые и делали простейшие движения.

«Война миров», 2005 год

Amblin Entertainment
Фото: Amblin Entertainment

Еще одна крупная работа Стивена Спилберга — вольная экранизация фантастического романа Герберта Уэллса «Война миров». Спилберг перенес действие романа в наше время, но сохранил общую канву истории, а также причину неудачи нападения инопланетян на Землю.

«Война миров» стала первым фильмом мэтра, где он применил исключительно компьютерные эффекты. Пришельцы были полностью анимированными. Тем не менее Спилберг все равно старался придерживаться реализма и поэтому отказался от полноценного использования CGI-кадров. Все CGI-объекты были наложены на живую съемку.

Дизайн пришельцев был основан на цифре три: у триподов было три «глаза», у них было по три трехпалые конечности. Создатели вдохновлялись морскими обитателями Земли, когда прорисовывали движения триподов. Сам Спилберг описывал походку триподов как движения «пугающих балерин».

«Район № 9», 2009 год

Key Creatives
Фото: Key Creatives

В 2009 году вышел самый кассовый фильм всех времен об инопланетянах — «Аватар», спецэффекты которого поразили весь мир. Но мы расскажем о другом фильме этого года, не таком знаковом, но все же популярном. «Район № 9» южноафриканца Нила Бломкампа со временем по праву заработал культовый статус. Эта остросоциальная история о лагере для беженцев, который построили для инопланетян, была номинирована на премию «Оскар» в четырех категориях, включая «Лучший фильм» и «Лучший адаптированный сценарий».

К этому времени практические эффекты почти вымерли. Периодически Кристофер Нолан переворачивал настоящий грузовик или крутил полноразмерную декорацию, но в целом такие спецэффекты сменила технология CGI.

Для «Района № 9» все пришельцы были отрисованы на компьютере, и только в статичных сценах с мертвыми инопланетянами использовались куклы. Дизайном существ и их корабля занималась компания Weta Digital, известная работой над «Властелином колец».

Поделиться