«2023-й пройдет под эгидой экономии». Что происходит с EdTech в России
. Сферу образования ждут серьезные перемены![Пресс-служба](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/6/35/756756586128356.webp)
Несмотря на трудный 2022 год для российских компаний из-за неопределенности и постоянных изменений, а также консерватизма в той же системе образования и ухода иностранных брендов, развитие не остановилось. Компании приспосабливаются к новой реальности, выстраивают стратегии роста под влиянием мировых трендов.
РБК Life поговорил с Алексеем Вагиным, основателем и генеральным директором «Эквио», о семи наиболее ярких тенденциях в сфере EdTech.
«Эквио» — российская платформа для управления обучением персонала, мотивацией и коммуникацией.
Тренд № 1. В приоритете — универсальные решения
Для любой компании важно организовать работу сотрудников так, чтобы обучение и функционал с новыми инструментами не были им в тягость. Именно поэтому универсальные платформы, сочетающие в себе несколько функций для проверки знаний и предоставления информации, должны содержать несколько решений.
![Алексей Вагин](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/08/756756569790085.jpeg)
«Все больше компаний будут приходить к мысли, что пользоваться отдельными инструментами невыгодно и неудобно. В приоритете — универсальные многофункциональные решения, которые закрывают большую часть потребностей компании».
Тренд № 2. Экономия на покупке образовательного контента
В 2022 году началось падение продаж образовательного контента. На рынке остались только разработчики качественных курсов для требовательных клиентов. Тенденция по самостоятельной разработке обучающих курсов сохранится — 2023 год для многих пройдет под эгидой экономии.
Бюджеты компании будут расходовать осторожно. И одной из приоритетных задач станет возможность получить максимум пользы при минимуме затрат. А значит, спрос на понятные, недорогие и простые инструменты по работе с учебным контентом будет только расти.
Тренд № 3. Микролёнинг в корпоративном обучении
![Алексей Вагин](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/08/756756569790085.jpeg)
«Микролёнинг — это разновидность обучения, при которой информация подается небольшими частями. Этот формат активно обсуждался предыдущие годы, а в 2023 году у него есть все шансы стать массовым сегментом в сфере образования».
Основные причины популярности микролёнинга:
- выход на работу нового поколения, активно потребляющего контент в соцсетях;
- молодые специалисты привыкли к дробной подаче материала, что не требует дополнительных усилий для его усвоения.
Обучающие занятия будут делиться на трехминутные ролики с титрами и интерактивными вставками. В дальнейшем длинные обучающие видео и слайды будут терять популярность, а в топе окажутся те форматы, которые можно быстро создавать и легко просматривать с мобильного телефона.
Тренд № 4. Гибридное обучение
Формат получил популярность в пандемию и оказался настолько удобным, что сохранил актуальность и после ее окончания:
- гибридное обучение состоит из занятий, на которых часть аудитории находится в одном помещении с преподавателем, а часть присутствует онлайн;
- гибридное обучение позволяет проводить курсы для распределенных команд и обучать одновременно большое количество сотрудников;
- компании не нужно искать площадку, которая вместит всех сотрудников, и тратиться на командировки.
Но нужно понимать, что создание подобного типа занятий для сотрудников требует доработки программы под этот формат. Также компаниям понадобится платформа, на которой можно одновременно организовать онлайн- и офлайн-обучение.
Тренд № 5. Программы микроквалификации
Программы микроквалификации — это краткосрочные программы, включающие 3–4 курса узкой специализации для переподготовки или повышения уровня сотрудников.
![Алексей Вагин](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/08/756756569790085.jpeg)
«Их популярность вызвана сужением горизонта планирования до нескольких месяцев. Многие компании не могут позволить себе выделить средства и время на долгосрочное обучение сотрудников. Бизнес-стратегия может измениться в ответ на изменение рынка. Поэтому в приоритете будут программы, которые позволяют закрывать самые актуальные потребности компании».
Эксперт подчеркнул, что компании будут вкладываться в обучение сотрудников, чтобы поручить им выполнение практических задач.
Развитие ради развития за счет корпоративного бюджета уходит в прошлое.
Тренд № 6. Связь теории и практики
Практическое обучение подразумевает связь теоретических знаний с практическими занятиями. Все больше компаний стремится выработать в процессе занятий полезные навыки и умения. Сотрудников обучают теории и сразу предлагают опробовать новые знания в работе: так сразу лучше усваивается материал для применения в работе.
Новый формат обучения требует от HR и преподавателя способности связать учебный процесс с актуальными бизнес-потребностями компании.
Тренд № 7. Импортозамещение
Тренд на импортозамещение появился несколько лет назад. До 2022 года многие компании продолжали пользоваться привычными решениями мировых производителей.
![Алексей Вагин](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/08/756756569790085.jpeg)
«После ухода из России зарубежных корпораций крупный бизнес оказался отрезан от необходимых для работы инструментов. Поэтому место зарубежных решений быстро начали занимать отечественные продукты».
Плюсы импортозамещения:
- компании начали переходить на платформы российских разработчиков, которые не уйдут с рынка и не попадут под санкции;
- создание благоприятных возможностей для современных отечественных решений, которые не могли конкурировать с иностранными гигантами с многолетней историей.
![Алексей Вагин](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/5/08/756756569790085.jpeg)
«В 2022 году рынок EdTech вырос примерно на 15–20%. «Эквио» при этом выросла на 37%. Ожидаем в 2023 году примерно таких же темпов роста, так как российские компании продолжат переходить с зарубежных платформ на отечественные решения. Если организации со штатом до 300 сотрудников еще могут отказаться от корпоративного обучения, то в более крупных компаниях это может привести к падению продаж.
Поэтому перед принятием каждого решения бизнес будет стараться отслеживать результаты своих действий. Для этого нужна система аналитики. В ответ на запрос рынка мы запустили аналитический модуль, с помощью которого можно создавать любые виджеты и коррелировать обучающие процессы с результатами продаж и бизнес-результатами.
Несмотря на постоянно меняющиеся условия, мы продолжаем развиваться и гибко подстраиваться под требования клиентов».
Реклама. Общество с ограниченной ответственностью «Эквио», https://e-queo.com/