Balenciaga оказался в центре скандала. Почему люди сжигают вещи бренда

. Пересказываем хронологию главного конфликта в модной индустрии
Обновлено 01 декабря 2022, 19:51
Balenciaga
Фото: Balenciaga

Главный скандал недели разразился вокруг Balenciaga: люди со всего мира обвиняют модный дом в пропаганде педофилии, призывая отказаться от покупок, сжигая и разрезая уже купленные вещи и возмущаясь молчанием звезд. РБК Life пересказывает хронологию конфликта и разбирается, что стало первопричиной — источники вдохновения дизайнера, умышленное вредительство конкурентов или всемирный заговор.

Начало

Все началось с выпущенной 16 ноября коллекции предметов для дома Balenciaga Object. В нее вошли мебель, придуманная вместе с художником Тежу Реми, посуда, созданная в коллаборации с Ginori 1735, а также скульптуры, вазы, домашний текстиль и товары для питомцев. Для рекламной съемки всех этих разнообразных вещей компания привлекла документального фотографа National Geographic Габриэля Галимберти, широко известного своей серией снимков Toy Story («История игрушек»). В ней собраны фотографии детей из разных уголков планеты, от Малави и Албании до США и Италии, которые демонстрируют свои любимые игрушки. Контраст между снимками, сделанными в бедных и развитых странах оказался впечатляющим — «История игрушек» стала ярким высказыванием на тему неравенства и чрезмерного консюмеризма.

Этот известный проект Габриэля Галимберти и стал отправной точкой для съемки модного дома. «Я получил имейл от Balenciaga, где они писали мне: «Демна узнал о вашей книге, ему понравился ваш стиль, и мы хотим работать с вами», — рассказал Галимберти. По его словам, компания обещала, что вокруг детей будут разложены фирменные новинки «в стиле панк». Однако идея и реализация оказались неудачными, что сразу заметили пользователи.

Так, на части снимков дети держат в руках сумки, показанные этой осенью в рамках коллекции Balenciaga сезона весна—лето 2023, — они выполнены в виде плюшевых игрушек, одетых в черные портупеи, ошейники и наручники. Очевидные ассоциации с БДСМ-эстетикой и их неуместность в руках дошкольников привели к первой волне скандала: бренд обвинили в сексуализации детей.

Balenciaga
Фото: Balenciaga

«Я редко бойкотирую, но Balenciaga теперь для меня не существует. Я потратила на них тысячи долларов, но отныне пожертвую все эти вещи ближайшему приюту для бездомных», — написала Блэр Уайт, американский блогер и политический обозреватель с почти 500 тыс. подписчиков в Twitter (заблокирован на территории России). Это лишь один пост из множества. Подобные публикации сделали тысячи людей. Критика привела к тому, что бренд удалил снимки со своего сайта и из социальных сетей, а также принес первые публичные извинения.

Продолжение скандала

Спустя пять дней, 21 ноября, Balenciaga опубликовал рекламную кампанию своей новой линии Garde-robe и масштабной коллаборации с Adidas. На снимках известные модели и актрисы — в том числе Белла Хадид, Изабель Юппер и Николь Кидман — позируют в офисе, окруженные привычной атрибутикой: компьютерами, принтерами, книгами, дипломами в рамках и различными документами. В них внимательные пользователи обнаружили детали, которые заставили усомниться в случайности опубликованной ранее съемки с детьми.

Так, на одном из кадров под сумкой Balenciaga x Adidas Hourglass стоимостью $3 тыс. разбросаны бумаги, одна из которых — судебное дело. Поначалу многие решили, что это страница из дела «Эшкрофт против Коалиции за свободу слова» 2002 года, когда Верховный суд США фактически отменил запрет на «виртуальную детскую порнографию» (смоделированную или нарисованную в 3D). Один из пользователей Twitter, который поделился фотографиями сразу обеих съемок, написал: «Бренд Balenciaga недавно провел э-э… интересную… фотосессию для своих новых продуктов, в которой был намеренно плохо спрятан судебный документ о «виртуальном детском порно». Нормально». Этот твит среди прочего вызвал волну обвинений в том, что Balenciaga продвигает «кампанию по детской порнографии» и рекламирует насилие в отношении детей.

Balenciaga
Фото: Balenciaga

Позднее, впрочем, стало известно, что на снимке документ 2008 года — дело «Соединенные Штаты против Уильямса», которое, наоборот, криминализировало распространение детской порнографии, ужесточив наказание за сексуальную эксплуатацию детей. Спустя некоторое время это подтвердили представители Balenciaga, также подав в суд на продюсерскую компанию North Six и сценографа Николаса Де Жардена на $25 млн. В иске утверждается, что бренд не знал об этом документе и не давал разрешение на его использование в рекламной кампании. «Все предметы, включенные в эту съемку, были предоставлены подрядчиками, которые письменно подтвердили, что этот реквизит был поддельными офисными документами, — сообщается в иске. — Их попадание в кадр было результатом безрассудной небрежности или злонамеренных действий».

Детали

Однако судебный документ — не единственная деталь, возмутившая общественность. На кадре с Изабель Юппер из все той же офисной съемки пользователи заметили книгу бельгийского художника Михаэля Борреманса — его героями часто становятся дети в страшных обстоятельствах. Например, в серии картин под названием Fire From the Sun («Огонь от солнца») изображена группа младенцев с пятнами крови на теле — намек на насилие и каннибализм — не самый очевидный выбор и для офисного стола, и для фона рекламной модной съемки. Это, впрочем, не все: на других снимках рядом с французской актрисой пользователи обнаружили документ о пропавших детях в Вашингтоне.

Balenciaga
Фото: Balenciaga

Съемка с детьми также полна деталей, которые вызвали ажиотаж и бурные обсуждения у любителей конспирологических теорий и неочевидных взаимосвязей. Так, например, издание The American Conservative вспомнило о существовании pedobear («педомедведь») — персонажа сетевого фольклора, представляющего собой антропоморфного медведя-педофила, — и связало его с мягкими игрушками в рекламе.

Волна отмены достигла и стилистки российского происхождения Лотты Волковой, ранее часто сотрудничавшей с Balenciaga. Пользователи припомнили ее старые публикации: это ребенок с черепом, окровавленные медведи в бандаже, графика с детскими фигурами в оковах. На поверку все оказалось современным искусством или культурными объектами, вырванными из контекста. Например, изображение ребенка с черепом — обложка альбома State Faults 2019 года. В связи со скандалом стилистка была вынуждена закрыть Instagram (принадлежит компании Meta, деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена).

Такой вариант — закрыть аккаунт в соцсетях — вряд ли рассматривала другая героиня скандала, Ким Кардашьян, амбассадор бренда Balenciaga. По мере нарастания возмущения все больше пользователей писали комментарии под фотографиями с ее детьми, требуя не молчать и высказаться о произошедшем.

Frazer Harrison / Getty Images
Фото: Frazer Harrison / Getty Images

28 ноября она впервые дала комментарий: «Последние несколько дней я молчала не потому, что не испытывала отвращения и возмущения недавними кампаниями Balenciaga, а потому, что хотела поговорить с их командой, чтобы понять, как это могло произойти. Как мать четверых детей, меня потрясли эти тревожные кадры. К безопасности детей нужно относиться очень внимательно, любые попытки нормализовать жестокое обращение с детьми не должны иметь места в нашем обществе — и точка», — написала она. При этом звезда уточнила, что пересмотрит отношения с брендом, основываясь на его будущих действиях и готовности взять ответственность «за то, что никогда не должно было случиться». Узнать, насколько такое объяснение удовлетворило подписчиков, невозможно: Кардашьян разместила свое заявление в сториз.

А вот оправдания фотографа Габриэля Галимберти о том, что он не занимался сет-дизайном, точно не вызвали сочувствия у общественности. «Всем фотографам: когда Balenciaga нанимает вас для съемок, а вы приходите и видите дошкольника, лежащего на диване с бокалом вина и плюшевым медведем в бандаже, вы просто разворачиваетесь и уходите. Конец разговора», — прокомментировал один из пользователей Twitter.

Что будет теперь

Ответ на этот вопрос во многом зависит от хода судебного дела. Сама компания заявила, что очень серьезно относится к этому вопросу и «предпринимает юридические действия против сторон, ответственных за создание декораций и включение неутвержденных предметов в фотосессию весенней кампании 2023 года». Издание The Fashion Law предполагает, что в Balenciaga решили начать судебный процесс, чтобы «очистить имя». Так, адвокат Николя де Жардена Габриэла Мусаиефф заявила, что Balenciaga «использует ее клиента в качестве козла отпущения». По ее словам, все сотрудники Balenciaga были на съемках, видели каждый кадр и работали над редактированием фотографий на постпродакшене.

Balenciaga
Фото: Balenciaga

Возможно, этот суд, если он будет публичным, поможет изменить весь творческий цикл: часть изданий, например Dazed, считает, что рекламные кампании, авторы которых не видят, казалось бы, очевидного, — закономерный результат их перегруженности, ведь они постоянно создают все новые коллекции и съемки. Однако в этом скандале есть один важный момент, касающийся не только модной индустрии. Ситуация, когда вместо изначально задуманной иронии над консюмеризмом получается оправдание педофилии, слишком тревожна для общества — настолько, что у всех точно найдутся силы разобраться в причинах.

Поделиться
Авторы
Теги