«Голиаф». Стоит ли смотреть казахстанскую сказку о маленьком человеке

. Новый фильм Адильхана Ержанова вышел в кинопрокат
Обновлено 30 сентября 2022, 13:23
All Media Company
All Media Company

В кинотеатрах с 29 сентября можно посмотреть новый фильм Адильхана Ержанова «Голиаф». О работе одного из главных современных казахских режиссеров, показанной вне конкурса на Венецианском фестивале и открывшей в сентябре смотр «Новый сезон» в Сочи, рассказывает кинокритик, редактор «Кинопоиска» и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев.

О чем фильм

Криминальный авторитет Пошаев (Данияр Алшинов) держит в страхе поселок Каратас. Он позволяет местным зарабатывать, но забирает часть прибыли. Все органы власти по сути сосредоточены в руках одного человека, превращая Каратас в миниатюрное авторитарное государство. Здесь нет закона, есть лишь сила страха.

Со временем люди начинают выражать недовольство методом управления Пошаева. В числе возмущенных — отважная жена бедняка Арзу (Альмира Турсын), которая погибает от рук негодяя. Обдумывая судьбу самого Арзу (Берик Айтжанов), Пошаев оставляет его в живых, но пристально следит — с помощью начальника своей охраны (Дмитрий Чеботарев), который берет его к себе на «работу». Он уверен, что разбитый горем Арзу попробует отомстить. Но кажется, что этому не бывать — заикающийся и слабохарактерный бедняк не представляет угрозы. На первый взгляд.

Обложка видео

Как это снято

Вдумчиво, эстетично, с вниманием к деталям. Ержанов грамотно использует окружающее пространство. Большая часть событий происходит в казахской степи — не только Арзу, но и все остальные на фоне бескрайних ландшафтов кажутся маленькими людьми. Впрочем, почему кажутся? Разборки в маленьком населенном пункте локальны и несущественны. Выдуманное казахское село Каратас, в котором разворачиваются действия фильмов Ержанова, снова предстает микромиром, жители которого решают проблемы подручными средствами.

All Media Company
All Media Company

Им некому жаловаться, социальные институты не работают. Полиция и другие службы — в руках криминала. Это практически бразильские фавелы или, если угодно, районы Парижа, куда никогда не сунется ревизор, не приедет проверка из высших чинов и не доедет патруль правоохранителей. Даже если бы некое подобие социальных служб в Каратасе и существовало, все жалобы оказывались бы на столе у Пошаева.

Впрочем, условности в кадре присутствуют, это все-таки игровое кино. Например, разделение на добро и зло бросается в глаза с первых минут. Сразу понятно, чью сторону займешь, если окажешься в аналогичной ситуации. На темной — богатство и власть, на светлой — бытовые лишения, угроза жизни, но свобода воли и чистая совесть. Возможно, это выбор без выбора, а может, и нет. Режиссер вплетает в динамичный экшен, которым славятся и предыдущие его работы, небольшой, но едкий социальный комментарий. За ширмой противостояния, которое нарастает с каждым эпизодом, всплывают и моральные дилеммы.

Кто снял и снялся

К 40 годам казахстанский режиссер Ержанов отличился особенной плодовитостью: снял 13 полнометражных фильмов, а также несколько коротких метров и игровой сериал «Замерзшие», премьера которого ожидается этой осенью в онлайн-кинотеатре IVI. В русскоязычном сегменте Ержанова знают не очень хорошо, поскольку ни один его фильм (до «Голиафа») не выходил в широкий прокат. Впрочем, его кино почти не показывали и на родине, в Казахстане. Фильмы Ержанова — плоть от плоти авторское кино, которое не нацелено на широкую аудиторию и, как следствие, сверхприбыль.

Плацдарм Адильхана — национальные и международные кинофестивали. За десятилетия карьеры Ержанов со своими проектами объехал основные крупные смотры: Роттердам, Канны, Венеция, Таллин, Польша, Сан-Себастьян и Москва (в конкурсе ММКФ в 2017-м показали его фильм «Ночной Бог»). Обласканный наградами и зарубежной прессой, казахстанский режиссер выработал собственный почерк (особенно за последние три-пять лет): его работы легко узнаваемы по бескомпромиссным приземленным диалогам, подходу к теме и актерам, которых он регулярно снимает в разных амплуа.

All Media Company
All Media Company

Одну из главных ролей в «Голиафе» исполняет Данияр Алшинов, молодой казахстанский артист, по сути открытый Ержановым в «Черном, черном человеке». Примечательно, что в этом блокбастере, который некоторые называют «казахстанским "Братом"», Алшинов выступил в амплуа героя-мстителя и сражался с олицетворением системы. В «Голиафе» же он на другой стороне баррикад; немногословный бандит — в бронежилете на голое тело, с русско-казахским матом в речи и жаждой власти в душе.

Актер Берик Айтжанов в «Голиафе» — антипод Алшинова, тот самый Давид, который набирается воли, сил и возможностей для мести своему врагу. Будучи безобидным со стороны, этот персонаж по ходу событий трансформируется — сначала незаметно, потом все более явно. Как и в жизни, все у Арзу начинается в голове: случайное слово полицейского, недовольного Пошаевым, идея для плана мести, поиск надежного оружия и удачного момента его использовать. Не так много в кадре российского актера Дмитрия Чеботарева, исполняющего роль начальника службы безопасности. Занимая темную сторону, этот герой почти не произносит реплик и действует, как правило, исходя из интересов хозяина.

Плюсы, минусы, подводные камни

«Голиаф» понравится тем, кто знаком с другими лентами казахстанского режиссера. Новая работа Ержанова вплотную приближается по накалу страстей и философско-криминальному настроению к его главному хиту («Черный, черный человек»). Но не привносит в плодотворный микс режиссерского стиля чего-то по-настоящему свежего и непредсказуемого. Это чистая социальная драма, основное орудие в арсенале постановщика, из которого он год за годом «бьет» по ненавистным ему изъянам капитализма, пронизывающей систему коррупции и бюрократической прокрастинации.

All Media Company
All Media Company

Мишура из неовестерна и религиозно-философской патетики может удивить раз или два. Зато цитирования «Государя» Макиавелли кажутся излишними, если не лишенными логики. Драматургия в «Голиафе» опирается на две достаточно конкретные интерпретации, коридор возможностей Ержанова ограничен: «Либо ты умираешь героем, либо живешь, пока не становишься негодяем» — прописные истины Харви Дента из «Темного рыцаря» живут веками.

Олицетворенное сражение Давида и Голиафа здесь не имеет даже намека на надежду. Мы привыкли радоваться, когда слабый с виду воин одолевает сильного и добро побеждает зло. Но что происходит потом? Что останется на месте поверженного врага — чудесным образом возникший прекрасный Каратас будущего? Никто не снимает продолжения ромкомов после «Долго и счастливо». После того, как слабый побеждает сильного, образуется вакуум. Неприятно об этом думать, но Ержанов аккуратно подталкивает к этому выводу.

Возможно, и сам Пошаев, этот «падший богатырь» (как его интерпретирует режиссер), когда-то был слабым и пришел однажды занять нишу, которую приметил ранее. В такой парадигме Арзу-Давид, намереваясь расквитаться за убийство жены, трансформируется в воина-победителя, будучи большую часть хронометража обычным неудачником, каких пруд пруди.

All Media Company
All Media Company

Каким теперь он будет управленцем? Допустит ли восстановление социальных институтов? Станет ли Каратас при Арзу частью государства или превратится в условную республику Галаад, идущую особым путем? Эти вопросы режиссер не поднимает, ведь они требуют новых витков сюжета, к которым и «Голиаф», и, возможно, зритель не готовы.

Поделиться
Материалы к статье
Авторы
Теги