«Убойный монтаж» — безумный микс зомби-хоррора с комедией. Рецензия

. О чем фильм, как он снят и кто в ролях
Обновлено 21 декабря 2022, 11:11
Кадр из фильма «Убойный монтаж»
Фото: ENBU Seminar, France 2 Cinéma, GAGA, Getaway Films, La Classe Américaine

Кадр из фильма «Убойный монтаж»

3 августа в российский прокат выходит «Убойный монтаж» (Coupe) — французский ремейк японского треш-хоррора «Зомби одним планом» 2017 года. Премьера пройдет в московском кинотеатре «Художественный».

Кинокритик и автор Telegram-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев уже посмотрел фильм, открывший в этом году Каннский кинофестиваль, и объясняет, отчего ремейк внутри ремейка — формат, до сих пор себя не изживший, но в случае режиссера Мишеля Хазанавичуса проигрывающий оригиналу. Впрочем, в вечном споре, курица или яйцо, победителей не существует.

О чем фильм

Окровавленный зомби нападает на беззащитную девушку и театрально кусает ее в шею, будто вампир, желающий испить крови несчастной девственницы. «Стоп!» — кричит некто за кадром. Оказывается, зомби — актер, зубы у него вставные, кровь ненастоящая, а укус — импровизация. Все происходит на съемочной площадке зомби-хоррора, на которой всем заправлять пытается горе-режиссер Реми (Ромен Дюрис). Но «крокодил не ловится, не растет кокос» — актеры играют из рук вон плохо, им не верит и сам автор, а значит, не сможет поверить и зритель.

Кадр из фильма «Убойный монтаж»
Фото: ENBU Seminar, France 2 Cinéma, GAGA, Getaway Films, La Classe Américaine

Кадр из фильма «Убойный монтаж»

Спустя некоторое время на площадке начинает происходить странное: на актеров нападают настоящие зомби. Команда вынуждена спасать свою жизнь любой ценой, прибегая к любым подручным средствам — от единоборств до топоров. Оказывается, во всем «виноват» Реми — именно он открыл секретный подвал, где таились живые мертвецы, которые наводнили площадку. Или все-таки это тоже актеры, а представление с кровью и отрубленными конечностями — лишь часть хорошо продуманного плана безумных японских продюсеров? Кто знает, может, и так.

Как это сделано

Двухчасовой «Убойный монтаж» балансирует на грани правды и вымысла, но лишь первые 10–15 минут хронометража. Довольно быстро обнаруживается: все это — безудержный фарс, конца и края которому не видно. Опираясь на японский первоисточник, Хазанавичус практически полностью переснял его, но с французскими актерами, парой национальных юморесок и легким стебом над оригиналом.

Это художественный мир, в котором придуманные кинопроизводственные ходы обретают любительское воплощение. По сути, мы смотрим ремейк фильма о зомби, который становится фильмом о зомби, являясь производственной драмой о съемках.

Кадр из фильма «Убойный монтаж»
Фото: ENBU Seminar, France 2 Cinéma, GAGA, Getaway Films, La Classe Américaine

Кадр из фильма «Убойный монтаж»

«Когда у тебя бессонница — все нереально, все очень далеко от тебя. Все — копия, снятая с копии, которая, в свою очередь, снята с копии», — говорил Рассказчик в «Бойцовском клубе». Кажется, Хазанавичус решил воплотить такой сон в жизнь: «Убойный монтаж» похож на первоисточник, который, в свою очередь, навевает весь пул зомби-треша второго сорта. При этом режиссер позволяет себе и пожалеть своих героев, и изрядно посмеяться над ними, балансируя между комедией и толикой драмы. Будто «Мылодраму» Ильи Куликова скрестили с пародией на «Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро.

Кто снял и снялся

Автор картины — Мишель Хазанавичус, 55-летний французский режиссер, который работает в самых разных жанрах, но определенно знает толк в кинопроизводстве и юморе. На родине постановщика знают прежде всего как автора шпионско-криминальной дилогии «Агент 117» с Жаном Дюжарденом (своего рода французский иронический ответ британцу Джеймсу Бонду). Дуэт Дюжардена и Беренис Бежо («История рыцаря») принес Хазанавичусу в начале 2010-х премию «Оскар» за стилизованную под 1920-е производственную мелодраму о Голливуде «Артист».

Бежо возвращается на площадку к Хазанавичусу и в «Убойном монтаже»: актриса появляется в образе Нади, жены главного героя, которая оставила актерство из-за проблем с самоконтролем. «На площадке с Ван Даммом она укусила его за палец!» — рассказывал один из участников съемочного процесса то ли байку, то ли трагичный эпизод ее биографии.

Кадр из фильма «Убойный монтаж»
Фото: ENBU Seminar, France 2 Cinéma, GAGA, Getaway Films, La Classe Américaine

Кадр из фильма «Убойный монтаж»

На первом плане в фильме торжествует Ромен Дюрис — талантливый артист, чья карьера стартовала еще в конце 1990-х (дважды самый многообещающий актер, по версии национальной премии «Сезар»), но не добралась к высотам. Увы, именно над героем Дюриса труднее всего иронизировать. Наблюдение за терзаниями режиссера-любителя, что согласился сделать зомби-хоррор одним кадром ради того, чтобы впечатлить дочь, вызывает скорее эмпатию, нежели приступы неконтролируемого смеха.

Плюсы, минусы, подводные камни

«Убойный монтаж» звезд с неба не хватает. Режиссер «Артиста» и «Молодого Годара», кажется, решил отдохнуть на площадке — серьезным социальным подтекстом, какого ждешь от зомби-хоррора, или душещипательными откровениями о темной стороне кинопроизводства фильм обделен. Так что относиться к нему надо проще — так, можно получить больше кайфа от просмотра.

В то же время фильм стоит в тени оригинала; это не хорошо и не плохо — просто факт, который точно заметят знатоки японского хоррора. Если вы видели «Зомби одним планом» или другие творения режиссера Синъитиро Уэда, большая часть которых лавирует на грани треша, то «Убойный монтаж» просто не сработает — там дно достигнуто, тема закрыта. Хазанавичус же пытается оттуда постучать.

Обложка видео

Не вписывается картина в нишу «трагического» кино о зомби вроде «Обители зла», «Войны миров Z» или «28 дней спустя». «Убойный монтаж» — европейское торжество примитивизма; юмор здесь элементарен, реплики героев предсказуемы, а эмоции более чем очевидны. Закадровые трюки, которые проделывает съемочная команда (снимающая съемочную команду!) в режиме лайф-съемки одним дублем, заслуживает восторгов от тех, кто хорошо знаком с работой производственного цеха. Но вряд ли среднестатистический зритель, который мало задумывается о внутренней кухне кинематографа, обратит на это внимание.

Фильм Хазанавичуса — как скользкая меташутка, спрятанная в коробку из пенопласта: смешно (и одновременно грустно) тем, кто на одной волне с автором и по-настоящему проникся сатирой на грани фола. Но еще минута, и все рассыплется.

Поделиться
Авторы
Теги