Посмотрите на загадочные экспонаты из музеев, чьи тайны еще не разгаданы

. Откуда в Москве скрипки Страдивари, бюст Неро и ритуальные топоры из Трои
Обновлено 22 июля 2022, 17:56

Журналист и блогер Кирилл Вишнепольский специально для «РБК Life» отыскал несколько интереснейших музейных экспонатов, на которые обязательно стоит посмотреть.

Кирилл ВишнепольскийКирилл Вишнепольскийжурналист, редактор и автор «музейно-познавательного» блога на платформе Яндекс.Дзен

Мы все неправильно ходим в музеи. Я про наш обычный сценарий: ты явился, скажем, в Исторический с твердым намерением «решить вопрос» за один присест — посмотреть все. И часа через три обнаруживаешь себя где-то посреди хаоса вещей и историй. Позади — смутно вспоминаемые портреты, мушкеты, черепа и черепки. Твой ребенок ноет, жена украдкой чатится в смартфоне. И ты хмуро плетешься домой, не заметив (или не дойдя до) самого интересного. Моя идея такова: надо идти смотреть одну конкретную вещь, звезду или изюминку коллекции. Вот о таких экспонатах и пойдет речь.

Что посмотреть: Бородинский клад

Где: Государственный исторический музей, 4-й зал

В том же ГИМе такая изюминка, на мой взгляд, — Бородинский клад, самая крепкая загадка нашей части света. В 1912 году близ села Бородино (это окрестности Одессы) немецкие колонисты таскали камни для хозяйства из какого-то холма — и нашли лепной глиняный горшок с несметным добром. Историки определяют этот клад XVIII в. до н.э. И он странный.

Ритуальные каменные топоры из Бородинского клада очень похожи на те, что нашел Генрих Шлиман в легендарной Трое. Но эти на несколько веков моложе.
Фото: shm.ru

Ритуальные каменные топоры из Бородинского клада очень похожи на те, что нашел Генрих Шлиман в легендарной Трое. Но эти на несколько веков моложе.

Ритуальные каменные топоры до степени смешения похожи на те, что нашел Генрих Шлиман в легендарной Трое (правда, те на пять веков старше). Металл для наконечников копий, как показал анализ, добыт в древнем Никольском руднике на территории Уйского района Челябинской области. Навершия каменных булав были произведены где-то на Северном Кавказе, а предмет из полихромного золота, напоминающий гигантскую заколку, вообще не имеет аналогов и объяснений.

Что это? Добыча какого-то грабителя могил планетарного уровня? Коллекция инопланетянина? Сходите, посмотрите — может, вам будет озарение.

Странный предмет из полихромного золота, напоминающий гигантскую заколку, не имеет аналогов в мире. Теории, конечно же, существуют, но дать точное объяснение его происхождению пока не могут 
Фото: shm.ru

Странный предмет из полихромного золота, напоминающий гигантскую заколку, не имеет аналогов в мире. Теории, конечно же, существуют, но дать точное объяснение его происхождению пока не могут

Что посмотреть: Трофей из Берлина 1945-го

Где: Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина, Итальянский дворик

Этот стереоэкспонат — мой любимый предмет в Пушкинском музее. А конкуренция там, поверьте, высока.

Это всемирно известная работа скульптора позднего Возрождения Джулио Маццони. Внушительный мужчина без рук — Франческо Неро (1487–1563), казначей папы римского. Бронзовый портрет казначея хранился в берлинском музее кайзера Фридриха. Гипсовую копию шедевра для будущего Пушкинского заказали в начале XX века. Вот она, слева.

А в мае 1945 года коллекция музея кайзера Фридриха сгорела. Буквально. Осталось пожарище — слой золы и обломков толщиной в метр. Слава богу, наши все это не бросили — как-то перебрали, упаковали и отправили в Россию. Почти шесть десятилетий ящики лежали в подвале в Сергиевом Посаде. А потом их отдали реставраторам Пушкинского. Неро был без пьедестала, полопавшийся и в дырках: бронза от жара расслоилась и отваливалась кусками. Но! Пара чудес, десяток научных подвигов и годы труда дали результат — вот он, справа. Как живой.

Почти шесть десятилетий бюст Неро лежал в подвале в Сергиевом Посаде. А потом его отдали в Пушкинский. Пьедестала не была, а сам бюст был полопавшийся и в дырках. Но реставраторы совершили настоящий подвиг. Скульптуре вернули практически первозданный вид.
Фото: Кирилл Вишнепольский

Почти шесть десятилетий бюст Неро лежал в подвале в Сергиевом Посаде. А потом его отдали в Пушкинский. Пьедестала не была, а сам бюст был полопавшийся и в дырках. Но реставраторы совершили настоящий подвиг. Скульптуре вернули практически первозданный вид.

Что посмотреть: наши Страдивари

Где: Российский национальный музей музыки, выставочный проект «Коллекция особого назначения»

Часто вижу в статистике своего блога запросы: «Сколько в России скрипок Страдивари? Кому они принадлежат? Где находятся?» Да как это где? Вот же, в Москве, на улице Фадеева, в Национальном музее музыки! И принадлежат они нам, потому что — всенародные.

Государственная коллекция уникальных инструментов — продукт большевистской революции. В 1919-м по распоряжению наркома просвещения Анатолия Луначарского были обобществлены все ценные скрипки, виолончели, контрабасы и альты, принадлежавшие частным лицам. Спецкомиссия тщательно их собрала (отобрала?) и сохранила.

Кирилл Вишнепольский
Фото: Кирилл Вишнепольский

Формально — грабеж и попрание частной собственности. По факту — иначе нежные скрипки погибли бы в пожаре Гражданской. Всего в госколлекции десять скрипок Антонио Страдивари, плюс виолончель и альт. Месяц назад я видел в витринах пять инструментов, остальные, видимо, «на гастролях» (да-да, иногда их отдают в аренду музыкантам).

Моя любимая здесь — «Юсупов» 1736 года. Тот самый князь Феликс Юсупов, который в подвале своего дворца на Мойке застрелил Григория Распутина, в 1917-м бежал в Европу, прихватив с собой фамильные драгоценности и две картины Рембрандта. Предполагали, что уехала и скрипка, но в 1919-м ее нашли — в тайнике, в том самом подвале того самого дворца на Мойке. Сходите поздороваться с ней.

Больше интересных историй можно найти в блоге Кирилла Вишнепольского.

Поделиться
Авторы
Теги