Лента новостей
Пользователи пожаловались на масштабный сбой в Facebook и Instagram 16:42, Технологии и медиа Лавров допустил «новые неадекватные действия» США против России 16:38, Политика Легализация близко: в Индии зимой представят законопроект о криптовалютах 16:35, Крипто Почему нельзя вводить налог на газировку: мнение эксперта 16:32, Потребрынок  Как создаются культовые кинотрюки с автомобилями на льду 16:29, РБК и Toyo В Минобрнауки предложили защитить аттестаты профессоров QR-кодом 16:21, Общество СМИ узнали о желании Ибрагимовича перейти в «Милан» 16:21, Спорт Кабмин обсудит передачу контроля за проектами на шельфе одному органу 16:20, Экономика В Петербурге выставили на продажу квартиру Максима Горького 16:11, Недвижимость Россиянам разрешили получать электронные военные билеты 16:10, Политика МВД увидело попытки дискредитировать кандидата на пост главы Интерпола 16:08, Политика Певца Евгения Осина похоронили на Троекуровском кладбище 16:04, Общество Какой ноутбук для разъездов стоит купить и почему 15:55, РБК и Lenovo Литва пригрозила выйти из Интерпола при избрании его главой россиянина 15:46, Политика Счетная палата проверит расходование выделенных Фондом кино средств 15:40, Общество Ужин за 15 минут: персональный рецепт итальянской кухни 15:21, РБК и Barilla В ОЗХО отвергли идею России по контролю за поиском виновных в химатаках 15:20, Политика Курс биткоина обновил годовой минимум 15:20, Крипто Песков переадресовал МИДу вопрос о позиции ЕС по Азовскому морю 15:19, Политика В Интерпол вступили две тихоокеанские республики Кирибати и Вануату 15:13, Политика Киев ответил на статью о родстве постпреда в ОБСЕ с генералом из России 15:10, Общество МТС зарезервировала ₽56 млрд под компенсацию за взятки в Узбекистане 15:09, Технологии и медиа Полиция задержала подозреваемого в ограблении дома экс-главы ФТС 15:06, Общество Самый хоккейный тест для настоящих болельщиков 15:03, РБК и Mastercard Анонс матча России против Швеции и Лига наций: обзор спортивных событий 14:56, Спорт «Победа» пригрозила установить «смешные габариты» ручной клади 14:48, Бизнес Московские рестораны Starlite Diner закрыли из-за гепатита 14:46, Общество Суд отказался отменить штраф в ₽22 млн журналу The New Times 14:43, Технологии и медиа
Сооснователь BlaBlaCar — РБК: «Россия во многом похожа на Европу»
Технологии и медиа, 25 авг 2015, 09:47
0
Сооснователь BlaBlaCar — РБК: «Россия во многом похожа на Европу»
Один из основателей и операционный директор BlaBlaCar Николас Брюссон рассказал РБК, как россияне относятся к поездкам с незнакомцами, почему в России сервис бесплатный и почему компания не выходит в США и Китай
Сооснователь компании BlaBlaCar Николас Брюссон (Фото: Предоставлено пресс-службой)

Сервис для совместных поездок на автомобиле BlaBlaCar придумал француз Федерик Мазелла (сегодня гендиректор BlaBlaCar). Через сайт или мобильное приложение BlaBlaCar путешественники могут найти водителя, который едет в нужном им направлении, а водители — попутчиков. Такой вид сервиса называется райдшерингом — от английского ride (поездка) и share (делить). Основатели BlaBlaCar уверяют, что эта схема позволяет сэкономить и тем и другим: путешественникам поездка может обойтись гораздо дешевле билета на поезд или автобус, а водителю как минимум возместят расходы на бензин.

Идея сервиса возникла у Мазеллы во время учебы в Стэнфорде, когда ему приходилось много путешествовать автостопом. А однажды он тщетно пытался уехать из Парижа к родственникам в Вандею по разумной цене и в удобное время — в итоге билет на отправляющийся в пять утра поезд обошелся в 115 евро. В 2006 году совместно с партнерами Мазелла запустил BlaBlaCar.

В России BlaBlaCar заработал в феврале 2014 года. К тому моменту французский стартап уже обрел популярность в Европе, а Россия стала первой страной за ее пределами, куда вышла компания. Сегодня у BlaBlaCar около 20 млн пользователей во всем мире, которые ежемесячно совершают через сервис около 4 млн поездок.

«Мы набрали 1 млн пользователей за первые десять месяцев работы»

— Почему вы выбрали именно Россию, а не, скажем, Бразилию для выхода за пределы Европы?

— Когда мы решили выйти на российский рынок, у нас не было ни малейшего представления о том, как в России будут пользоваться BlaBlaCar. Мы развивались во Франции, Германии, Италии и других европейских странах. При этом думали, что Россия во многом похожа на Европу — по распределению доходов среди населения и по организации транспортной системы. Это оказалось действительно так. Например, после России мы вышли в Индию, и эта страна оказалась совсем другой: транспортное сообщение внутри страны очень плохое, есть огромный разрыв между богатыми и бедными и совсем небольшая прослойка среднего класса.

Второй причиной, конечно, был объем рынка: Россия — один из крупнейших интернет-рынков с более чем 80 млн пользователей старше 16 лет.

И, наконец, главная причина — это наша встреча с Алексеем [Лазоренко — основателем сервиса по поиску попутчиков «Подорожники», ныне руководителем BlaBlaCar в России и на Украине] и его командой. Нас впечатлила их работа. По сути, они занимались тем же самым, что и BlaBlaCar. Мы встретились, начали общаться и быстро поняли, что хотим работать вместе. Таким образом, у нас появилась возможность быстрее запустить BlaBlaCar в России и на Украине. Эта встреча стала триггером процесса — мы купили «Подорожники» [январь 2014 года; сумма сделки не раскрывалась] и перевели всех пользователей на площадку BlaBlaCar.

— Ваши ожидания от российского рынка оправдались?

— Реакция россиян стала большим сюрпризом для нас. С момента запуска и по сегодняшний день пользовательская база BlaBlaCar росла в России гораздо быстрее, чем в других странах. Точные цифры дать не могу, но могу сказать, что мы набрали 1 млн пользователей за первые десять месяцев работы. Обычно в других странах такого показателя мы достигаем за полтора-два года. С момента выхода на рынок по количеству регистрирующихся пользователей наш каждый месяц успешнее предыдущего.

— C чем вы связываете такой быстрый рост в России?

— Если я скажу, что у нас есть железное объяснение нашей популярности в России, это будет ложью. Это абсолютный сюрприз для нас. Несколько лет назад в таком масштабе рынка райдшеринга [поездки совместно с попутчиками на одном автомобиле] в России не существовало. Конечно, здесь работал сервис «Подорожники», но сам рынок как экосистема был в зачаточном состоянии.

При этом люди иногда объединялись для поездок с попутчиками, например из пригородов в Москву или между крупными городами. Тот же автостоп для россиян и украинцев более привычное явление, чем для европейца. Я думаю, в этом заключается отличие России от других стран: люди изначально были готовы к тому, чтобы договариваться и садиться в чужую машину. В других странах нужно было убеждать людей в том, что это безопасно, что незнакомым водителям можно доверять.

— Сколько поездок в России совершают с помощью BlaBlaCar в день или в месяц?

— Сложно сказать. В нашем бизнесе есть сезонность, один день от другого сильно отличается: люди чаще пользуются BlaBlaCar по выходным, чем в будние дни, путешествуют гораздо активнее летом, нежели зимой. Точно могу сказать, что сообщество в России очень активно: если вы зайдете на сайт в пятницу, чт​обы найти попутчика для поездки на выходные из крупного или небольшого города, наверняка обнаружите массу предложений от водителей.

Люди иногда не понимают, в чем суть BlaBlaCar. Это не просто сервис, с помощью которого можно добраться до двух-трех больших городов. Мы движемся вслед за водителями: если многие ездят в маленький город в двух-трех часах езды от Москвы по выходным, значит, так тому и быть. Иногда маршруты наших водителей проложены в такие места, куда не ходят ни автобусы, ни поезда. Но это маршруты наших пользователей, они их назначают сами, мы на это никак не влияем.

— Какие маршруты в России особенно популярны? Вы заметили резкий рост поездок в Крым в этом году?

— Самые популярные направления — из Москвы в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, из Нижнего Новгорода в Казань. За ними следуют маршруты вокруг других городов-миллионников, что предсказуемо. Летом в западной части России популярно южное направление, в сторону Черного моря, например, по направлению Москва — Сочи с захватом попутных городов — Ростов-на-Дону, Краснодар, Анапа. Еще мы заметили одну интересную вещь: многие люди выезжают на выходные за город из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Екатеринбурга, причем очень далеко, на расстояние одного-двух часов пути. Особенно высока эта активность весной и летом.

Что касается Крыма, то мы видим, как поток с Украины по этому направлению сократился, в то же время из России увеличился. Очевидно, на эти показатели повлияла в том числе политическая обстановка.

Фото: Предоставлено пресс-службой

О компании

BlaBlaCar — это французский стартап, соединяющий водителей с попутчиками через сайт и мобильное приложение. BlaBlaCar представлен в 19 странах, в том числе за пределами Европы, — в Мексике, Индии, России, Турции, на Украине. По данным базы Crunchbase, за время существования стартап привлек $110 млн инвестиций в двух раундах от фондов Accel Partners, Index Ventures, ISAI, Cabiedes & Partners. BlaBlaCar зарабатывает на комиссии с транзакции — она составляет около 10%. В России компания пока не зарабатывает: BlaBlaCar сначала набирает пользовательскую базу на новых рынках, вводит систему онлайн-бронирования, а потом начинает взимать комиссию.

«Есть два основных рынка в мире, на которые мы не собираемся выходить»

— Как вы выбираете новые страны для экспансии?

— Смотрим на разные факторы: число жителей и владельцев автомобилей, степень развитости дорожной инфраструктуры, расстояние между крупными городами, стоимость топлива, много ли путешествуют люди… Но, конечно, важно смотреть на местные команды. Приведу пример Мексики, последней страны, где мы запустились. В нашем запуске в Мексике не было особенной логики — можно было начать с Бразилии или какой-либо крупной страны в Азии. Но мы нашли классную команду из трех человек — стартап Rides — и решили, что нет причин откладывать партнерство в долгий ящик. В идеале должны сойтись два основных фактора: перспективный рынок и интересный стартап, который можно приобрести.

Я считаю, что наша концепция универсальна: BlaBlaCar может прижиться везде, где люди ездят на автомобилях и хотят путешествовать. Мы служим очень простой и универсальной потребности людей — дешево перемещаться между городами. Конечно, есть страны, где присутствие BlaBlaCar нерационально: например, совсем крошечные страны, где люди мало пользуются автомобилями. Но в 80% стран существует рынок для BlaBlaCar, и наша цель в долгосрочной перспективе — быть всюду, где работа нашего сервиса целесообразна.

— Какой вариант выхода на новый рынок для вас предпочтительнее: покупка местного игрока или самостоятельный запуск?

— Мы совмещаем две стратегии. Примерно в 50% случаев выход на зарубежные рынки мы начали с покупки компаний. Мы покупали стартапы в Италии, Польше, Мексике, России, на Украине и в некоторых других странах. А в Великобритании, Испании, Индии, Турции мы наняли региональных менеджеров и стартовали с нуля. Очевидно, что от наемного сотрудника не стоит ожидать того же уровня вовлеченности и страсти, как от стартапера.

На самом деле мы редко находим стартапы нужного уровня. Смотрим в первую очередь на команду и пытаемся понять, одинаково ли мы мыслим. Мы никогда не покупаем компанию просто для того, чтобы получить доступ к базе пользователей или технической платформе. Когда мы понимаем, что у нас одинаковое видение, что команда хочет развивать BlaBlaCar, мы полностью переводим стартап под бренд BlaBlaCar. Мы не допускаем ситуации, когда в России работаем под одним брендом, в Индии — под другим. Мы делаем ставку на единый бренд и общее для всех рынков качество сервиса. Некоторые «фичи» могут отличаться в разных странах, но в целом это один и тот же сервис.

— В какие страны собираетесь выйти в ближайшее время?

— Сейчас наш основной фокус — Латинская Америка. Мы хотим выйти в большинство стран этого региона — Бразилию, Колумбию, Аргентину… Потом мы будем смотреть на Азию — может быть, начнем с Японии и Кореи, может быть, с Индонезии, одного из самых крупных рынков в Азии. Есть лишь два основных рынка в мире, на которые выходить не собираемся: США и Китай.

— Почему так категорично?

— Китай — это как другой мир, во многом непонятный. Я не считаю Китай единой страной: это огромный регион, на который мы можем постепенно выйти, а можем и не выйти никогда. ​

Что касается США, есть две причины. Основной мотив использования нашего сервиса — желание сэкономить: люди видят, насколько дорого совершать междугороднюю поездку традиционным способом, и переходят на BlaBlaCar. Наличие такого стимула зависит от стоимости бензина, цены владения самим автомобилем, от того, сколько люди зарабатывают. Для большинства европейцев длинный переезд на автомобиле слишком обременителен. В США картина противоположная: это страна, где очень дешево водить машину и почти каждый взрослый человек имеет свою машину.

Другая причина — инфраструктурная. Пользователям BlaBlaCar нужно обращаться к водителю и договариваться, где он их подхватит и где высадит. Это значит, что два или три пассажира, которые забронировали места, должны найти способ добраться до определенной точки сбора. В Москве и других городах Европы жители пользуются для этого общественным транспортом, в городах США, в сущности, такого нет. Чтобы добраться из точки А в точку Б в Лос-Анджелесе, обычно нужно сесть за руль автомобиля. Это усложняет нашу модель: до места отправления нужно ехать на своей машине или от пункта прибытия брать такси. Это проблема «первой или последней мили», которая рушит все концепцию удобной райдшеринговой поездки.

Недостаточная плотность общественного транспорта в США — это большой челлендж. Потенциально можно адаптировать продукт под местные условия, но пока это никому не удалось. В США нет аналогов BlaBlaCar. Некоторые компании, например Lyft, пытались сделать что-то подобное, но эти попытки провалились. Поэтому нам кажется логичным сфокусироваться на странах, где внедрить наш сервис легче.

— BlaBlaCar часто сравнивают с приложениями для вызова такси — Uber, Lyft и другими. Насколько я понимаю, вам это сравнение не нравится...

— Да, нас время от времени путают с такси-сервисами, к счастью, в последнее время реже. Uber — это сервис, который работает по модели on demand (по запросу клиента): нажимаешь кнопку — приезжает такси. В BlaBlaCar нужно планировать поездку заранее: это сервис с расписанием. Uber нужен для поездок на расстояние от 1 до 20 миль, то есть внутригородских поездок, а BlaBlaCar — на 50 и более миль, то есть для междугородных. Вы никогда не вызовете Uber, чтобы доехать из Москвы в Петербург: ценовые модели полностью отличаются. На Uber нужно платить от $1 до $2 за милю, на BlaBlaCar — около 5 центов. Средняя цена поездки на BlaBlaCar из Москвы до Санкт-Петербурга — 900 руб. За эту цену таксист из центра Москвы вас в лучшем случае довезет до ближайшего аэропорта.

BlaBlaCar обходится так дешево потому, что в его основе равное разделение расходов между водителем и пассажирами, и водитель BlaBlaCar в отличие от Uber не получает выручки. Я часто привожу такой пример: когда я заказываю Uber до аэропорта, я собираюсь лететь, а водитель нет. Когда я подсаживаюсь к водителю BlaBlaCar до аэропорта, это значит, что он, как и я, собирается лететь, ну или встречает кого-то из близких. На BlaBlaCar никто не выполняет работу — водители поехали бы, куда им нужно, в любом случае, но дополнительные пассажиры позволяют им потратить меньше. Другими словами, мотивация использования сервисов Uber и BlaBlaCar у людей совершенно разная.

— Uber в последнее время в центре внимания прессы из-за проблем с властями: Uber POP запретили, в частности, во Франции. А у вас есть проблемы с регуляторами?

— У нас нет таких проблем. Мы постоянно подчеркиваем, что BlaBlaCar — это про совместное использование автомобилей. Водитель не получает прибыли, а лишь компенсирует расходы на топливо. У нас нет коммерческих водителей, которым нужно получать лицензию, делать страховку и прочее. Водитель просто делит стоимость поездки, как сделал бы это с друзьями или семьей. Uber POP запретили в Италии и Франции. Мы тоже работаем в этих странах, но у нас нет никаких сложностей. Все наши пользователи — не водители, а участники сообщества. Причем по статистике около 60% водителей время от времени становятся и пассажирами. У Uber так не бывает.

Николас Брюссон

Николас Брюссон начал свою карьеру в крупной компании из сферы оптоволоконных систем DiCon Fiberoptics в Кремниевой долине. Он провел в Калифорнии шесть лет. Получил диплом MBA престижной бизнес-школы INSEAD, имеет степень магистра в Высшей школе оптики и аналогичную степень по прикладной физике в университете «Париж-Юг XI».

До запуска BlaBlaCar Брюссон работал менеджером лондонского фонда Amadeus Capital Partners, который специализируется на инвестициях в сфере телекоммуникаций и интернета. Он вел сделки по инвестициям в такие проекты, как Secerno (сегодня Oracle) и Linkdex (занимается поисковой оптимизацией).

Сервис для поиска попутчиков BlaBlaCar Брюссон создал в 2006 году вместе с однокурсником из INSEAD Фредериком Мазеллой (гендиректор BlaBlaCar) и другом Франсисом Наппесом (технический директор BlaBlaCar).

«Я не считаю производителей автомобилей нашими конкурентами»

— Какие новые интересные функции у вас появились в последнее время?

— В нескольких странах мы ввели Rides Map — функцию, которая позволяет увидеть на карте, где находится каждый из пассажиров. Зачастую водителю BlaBlaCar нужно забрать трех-четырех человек, и мы заметили, что это проблема: люди делают несколько звонков, пишут в WhatsApp — и все равно не могут найти друг друга, например на большой парковке. А с помощью карты можно увидеть условно, что Джон находится на расстоянии пяти минут, Боб только что пришел, а водитель уже здесь. Похожая функция есть на карте Uber, на которой видно, как подъезжает автомобиль.

Позже мы, скорее всего, внедрим коллективный чат. Сейчас водителям приходится звонить каждому из трех пассажиров и предупреждать, что он, например, немного опаздывает. Чат позволит оповещать всех попутчиков одним сообщением.

— В России Rides Map уже доступна?

— Нет, пока релиза не было. Мы только начинаем тест. В России она появится не сразу — сначала нам нужно ввести онлайн-бронирование, а это будет в начале следующего года. Поэтому на российском рынке Rides Map может появиться не раньше 2016 года. ​

— Каких финансовых результатов вам удалось достичь?

— Мы не комментируем наши финансовые показатели. Могу сказать только, что у нас более 350 сотрудников в 12 офисах, мы присутствуем в 19 странах.

— Недавно в SkyNews писали, что вы ведет переговоры об инвестициях с фондом Insight Venture Partners. Также называлась оценка, которую компания получила в рамках этого раунда, — £900 млн. Это правда? Вы ищете деньги?

— Это просто слух, а слухи мы не комментируем. Конечно, мы общаемся с разными инвесторами — это нормально для стартапов. Сверх этого я ничего сказать не могу.

«Нам удается организовать встречу людей, которые в обычной жизни не познакомились бы»

— BlaBlaCar — один из пионеров в экономике совместного потребления (sharing economy). Как вы видите будущее этой сферы? Чем еще люди могут начать делиться?

— Большую популярность пока набрали модели, в рамках которых люди делятся дорогими вещами — квартирами (Airbnb), машинами (BlaBlaCar). Но меня очень вдохновляет одна идея, касающаяся образования, — возможность делиться навыками. Когда ты создаешь большое сообщество, ты видишь, что самое ценное, что есть у людей, это либо дорогие в финансовом плане вещи, либо нематериальные, то есть знания и навыки. Когда едешь между городами в машине, проводишь с человеком по 3–4 часа или даже больше. За это время можно получить очень ценную информацию о людях — поговорить с учителем музыки или математики, людьми, которые достигли высот в своем деле.

Люди могут делиться этими навыками. Сегодня, чтобы найти хорошего учителя по русскому языку, нужно сильно постараться. Если построить площадку, где люди могут делиться с друг другом навыками и знаниями, эти будет настоящая революция, которая скажется на традиционном образовании.​

— Чем отличается описанная вами модель от популярных сегодня массовых онлайн-курсов?

— Это в полном смысле взаимодействие людей напрямую друг с другом — peer-to-peer. Можно будет найти репетитора или личного учителя, а не просто стать одним из тысяч учеников. В нашем сообществе есть люди множества профессий — учителя, няни, водопроводчики, и мы могли бы это как-то использовать.

— То есть BlaBlaCar может стать такой площадкой?

— Мы мечтаем внедрить множество вещей. Да, сейчас мы даем возможность ездить между городами дешево, в чем добились впечатляющих результатов. У нас есть большое сообщество пользователей, которые во время поездки проводят вместе несколько часов. В мире очень мало других сообществ, которые бы на такое время связывали между собой совершенно незнакомых людей с самыми разными интересами. Если мы с вами поедем через BlaBlaCar в России или во Франции, мы будем говорить дольше, чем длится наше интервью.

Еще один важный момент: нам удается организовать встречу людей, которые в обычной жизни не познакомились бы. Вероятно, рано или поздно мы запустим нечто подобное, что я описал, но пока все-таки фокусируемся на райдшеринге, закреплении своих позиций на рынках присутствия и выходе в новые страны.

— Вы пытаетесь создавать экосистему sharing economy — заключать партнерства с другими компаниями такого типа, например с Airbnb?

— Пока мы только разговариваем с ними, но никаких реальных договоренностей об интеграции нет.

— Сервисы, сравнения с которыми вы избегаете, Uber и Gett экспериментируют с доставкой посылок и еды. С учетом того, что почта работает не всегда идеально и люди, по крайней мере в России, уже отправляют посылки с автобусами и поездами, вам было бы логично развиваться в этом направлении. Вы будете предоставлять возможность пересылать посылки?

— В планах на ближайшее время у нас этого нет. Но в перспективе, не исключаю, мы можем развивать наше сообщество и таким образом. Конечно, тот факт, что у людей бывает свободное место в машине, можно и нужно использовать. Но пока мы все-таки фокусируемся на масштабировании бизнеса и улучшении основной услуги — райдшеринга.