Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Как за два года изменились продажи «с рук» в Рунете Pro, 20:00 Harvard Business Review назвал самых эффективных глав компаний в мире Бизнес, 19:59 «Зенит» играет с «Лейпцигом» в Лиге чемпионов. Онлайн Спорт, 19:55 Военная полиция России начала патрулировать сирийско-турецкую границу Политика, 19:49 Граждан Украины снова признали самыми бедными жителями Европы Общество, 19:45 Алексей Васильчук — о фудмолле «Депо.Москва» и как удержаться на плаву РБК Стиль и Henderson, 19:38 Россия предложила провести заседание комитета ГА ООН не в США Политика, 19:35 Появилось видео полета российских стратегических бомбардировщиков в ЮАР Политика, 19:31 «Русский Букер» сообщил о закрытии премии из-за отсутствия денег Общество, 19:27 Боксер Кузьмин проведет бой против Жанга в Монте-Карло Спорт, 19:27 Федотов озадачился из-за связи нового главы СПЧ с «Единой Россией» Общество, 19:23 США сняли санкции с Минобороны и Минэнерго Турции Политика, 19:15 «Зенит» назвал стартовый состав на матч Лиги чемпионов с «Лейпцигом» Спорт, 19:15 «Россия 1» опровергла снятие с эфира программы Малахова о прорыве дамбы Технологии и медиа, 19:15
Технологии и медиа ,  
0 
Юрий Мильнер — РБК: «Давайте сделаем космический корабль весом в грамм»
Инвестор Юрий Мильнер вложит $100 млн в проект полета к альфе Центавра. Для этого будет построен корабль, способный развить скорость 160 млн км/ч. В интервью РБК Мильнер рассказал о подробностях межзвездного проекта
Инвестор Юрий Мильнер (Фото: Bloomberg)

— Почему вы хотите строить нанокорабль, а не обитаемый звездолет, например?

— Когда люди представляют себе межзвездное путешествие, это видится им примерно как в «Звездных войнах»: огромный корабль, летящий через какую-то кротовую нору со скоростью света, на котором много интересных вещей происходит. Но эта тема заранее непроходная, потому что такого огромного размера вещь невозможно ускорить. Даже при наличии тех источников энергии, которых у нас пока нет.

В чем основная проблема межзвездных путешествий — не было двигателя, который был бы адекватен поставленным задачам. Люди думали на тему термоядерной энергии, антиматерии, там есть всего три-четыре варианта. Один из них — солнечный парус, фотонный. Проблема во всех прочих вариантах — у нас просто нет научной базы. Мы не можем пока, даже на земле, использовать термоядерную энергию, пока не получается, и у нас нет идеи, где взять столько антиматерии, где ее хранить и так далее. Мы упираемся в принципиально научные проблемы.

С парусом принципиально научных проблем не было, были технические проблемы: собственно парус и весь космический корабль были всегда очень тяжелые. И где взять столько фотонов, непонятно, а солнца для этого недостаточно. Вся тема была в замершем состоянии, и считалось, что на протяжении нескольких сотен лет об этом можно было не беспокоиться.

— Что изменилось сейчас?

— Решение проблемы лежит в неожиданном направлении, а именно: давайте сделаем космический корабль очень маленьким. Настолько маленьким, что он будет весить несколько граммов или один грамм. А также сделаем очень легкий парус. И вот если это удается сделать, проблема становится принципиально решаемой. А почему это удается — за последние 15 лет произошел прогресс в области микроэлектроники, который в основном применялся к мобильным телефонам и другим устройствам.

Берем фотокамеру — она за последние десять лет в 100 раз подешевела и в 100 раз уменьшилась в размерах, примерно. На Amazon сейчас можно купить фотокамеру за $10, которая будет весить несколько граммов. Это произошло не только с камерами, но и с другими приспособлениями, которые должны находиться на любом уважающем себя космическом корабле. Мини-двигатели, которые работают на фотонах, батарейка, навигационное оборудование. Все это, согласно нашему анализу, можно сделать в пределах одного грамма — кумулятивно.

— Когда может быть построен такой аппарат?

— Аппарат уже сегодня можно сделать, тут 20 лет ждать не надо. Наиболее сложная часть — это фотонный двигатель, комплекс лазеров — это намного превосходит то, что мы можем делать сегодня. Но с другой стороны, это вопрос масштабирования. Идея в том, что для того, чтобы сделать этот проект, ничего нового изобретать не надо, все было изобретено за последние 15 лет. Берем последние достижения и пытаемся их масштабировать и применять именно к космонавтике. Применение закона Мура к космонавтике — это свежая идея, мне кажется.

— У вас есть понимание, сколько лет понадобится для реализации проекта?​

Такого понимания, к сожалению, нет, как в любом большом проекте. Мы говорим, что в принципе такой проект можно осуществить на протяжении жизни одного поколения. Все-таки выйти за пределы Солнечной системы — это была давняя мечта человечества, и то, что мы ее можем в принципе реализовать, это уже нетривиально.

Первый этап — исследования, второй — прототип. Что касается корабля, у меня особых сомнений нет. Дальше по сложности идет парус, здесь нужны будут дополнительные исследования. Ну и наиболее сложная часть — вот эта лазерная конструкция. Безусловно, какие-то результаты мы можем показывать, можем делать пробные запуски и так далее. Я думаю, это не дискретный проект, а постепенный. Не сразу же переходить к скорости 100 млн км/ч, можно постепенно. Главное, что это можно сделать — это просто обычная физика, здесь споров быть не может.

Но если вы что-то отправляете куда-то во Вселенную, нужно всем между собой договориться. И это требует построения какого-то глобального консенсуса, и это тоже может занять 20–30 лет, чтобы просто договориться. Даже если мы докажем, что это технически возможно, дальше вопрос: поддержит ли нас общественность, понимаете? (смеется)