Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Путин призвал учесть возможность сдерживания угроз в программе вооружений 20:13, Политика IIHF пригрозила КХЛ санкциями за запрет на участие игроков в Олимпиаде 20:11, Спорт Киев рассказал о службе задержанного в Минске «шпиона» в разведке Украины 20:08, Политика Тиньков продаст акции своего банка на $236 млн 19:58, Финансы Экологи пожаловались Чайке на проект очистки Байкала на ₽5,9 млрд 19:54, Бизнес МИД России сообщил об обстреле российского посольства в Дамаске 19:44, Политика Глава Нового Уренгоя отреагировал на выступление гимназиста в бундестаге 19:37, Общество Девелоперская компания ВТБ решила уйти с Лондонской биржи 19:35, Бизнес Распродажа с подвохом: как не прогадать в «черную пятницу» 19:32, Деньги РЖД продали больше полумиллиона билетов за один день 19:31, Бизнес CNN сообщил об обнаружении шумов пропавшей аргентинской подлодки 19:30, Общество Глава Минкомсвязи пообещал никогда не легализовывать биткоины в России 19:14, Экономика Суд арестовал фигурантов дела о ДТП с пятнадцатью погибшими в Марий Эл 19:11, Общество Фонд кино выделил 1 млрд руб. кинотеатрам в малых городах 19:06, Технологии и медиа Прогульщиков в Госдуме начали искать на уровне комитетов 19:00, Политика Королева Елизавета II и принц Филипп отметили платиновую свадьбу 18:59, Общество В Госдуме узаконят отношения роботов и людей 18:49, Технологии и медиа Плотницкий уволил ставшего фигурантом дела главу МВД ЛНР Корнета 18:49, Политика В Житомирской области у предпринимателей похитили 30 кг золотых украшений 18:46, Общество Рост инвестиций в третьем квартале замедлился вдвое 18:41, Экономика В Пензе рухнул второй подъезд аварийного дома 18:27, Общество Два игрока ЦСКА получили переломы в матче при температуре -17 18:21, Спорт Чем опасен недостаток белка в организме 18:20, Спецпроект РБК PINK Налоговую реформу в нефтяной отрасли отложили на год 18:19, Бизнес Сокольническую площадь закроют на два года из-за строительства метро 18:12, Общество Началось предсерийное производство автомобилей серии «Кортеж» 18:05, Общество Росгвардия разоружила вступивший в перестрелку в «Москва-Сити» ЧОП 17:59, Общество От рисунков до iPhone X: зачем смартфонам нейросети 17:51, Общество 
Юрий Мильнер — РБК: «Давайте сделаем космический корабль весом в грамм»
Технологии и медиа, 12 апр, 2016 19:12
0
Юрий Мильнер — РБК: «Давайте сделаем космический корабль весом в грамм»
Инвестор Юрий Мильнер вложит $100 млн в проект полета к альфе Центавра. Для этого будет построен корабль, способный развить скорость 160 млн км/ч. В интервью РБК Мильнер рассказал о подробностях межзвездного проекта
Инвестор Юрий Мильнер (Фото: Bloomberg)

— Почему вы хотите строить нанокорабль, а не обитаемый звездолет, например?

— Когда люди представляют себе межзвездное путешествие, это видится им примерно как в «Звездных войнах»: огромный корабль, летящий через какую-то кротовую нору со скоростью света, на котором много интересных вещей происходит. Но эта тема заранее непроходная, потому что такого огромного размера вещь невозможно ускорить. Даже при наличии тех источников энергии, которых у нас пока нет.

В чем основная проблема межзвездных путешествий — не было двигателя, который был бы адекватен поставленным задачам. Люди думали на тему термоядерной энергии, антиматерии, там есть всего три-четыре варианта. Один из них — солнечный парус, фотонный. Проблема во всех прочих вариантах — у нас просто нет научной базы. Мы не можем пока, даже на земле, использовать термоядерную энергию, пока не получается, и у нас нет идеи, где взять столько антиматерии, где ее хранить и так далее. Мы упираемся в принципиально научные проблемы.

С парусом принципиально научных проблем не было, были технические проблемы: собственно парус и весь космический корабль были всегда очень тяжелые. И где взять столько фотонов, непонятно, а солнца для этого недостаточно. Вся тема была в замершем состоянии, и считалось, что на протяжении нескольких сотен лет об этом можно было не беспокоиться.

— Что изменилось сейчас?

— Решение проблемы лежит в неожиданном направлении, а именно: давайте сделаем космический корабль очень маленьким. Настолько маленьким, что он будет весить несколько граммов или один грамм. А также сделаем очень легкий парус. И вот если это удается сделать, проблема становится принципиально решаемой. А почему это удается — за последние 15 лет произошел прогресс в области микроэлектроники, который в основном применялся к мобильным телефонам и другим устройствам.

Берем фотокамеру — она за последние десять лет в 100 раз подешевела и в 100 раз уменьшилась в размерах, примерно. На Amazon сейчас можно купить фотокамеру за $10, которая будет весить несколько граммов. Это произошло не только с камерами, но и с другими приспособлениями, которые должны находиться на любом уважающем себя космическом корабле. Мини-двигатели, которые работают на фотонах, батарейка, навигационное оборудование. Все это, согласно нашему анализу, можно сделать в пределах одного грамма — кумулятивно.

— Когда может быть построен такой аппарат?

— Аппарат уже сегодня можно сделать, тут 20 лет ждать не надо. Наиболее сложная часть — это фотонный двигатель, комплекс лазеров — это намного превосходит то, что мы можем делать сегодня. Но с другой стороны, это вопрос масштабирования. Идея в том, что для того, чтобы сделать этот проект, ничего нового изобретать не надо, все было изобретено за последние 15 лет. Берем последние достижения и пытаемся их масштабировать и применять именно к космонавтике. Применение закона Мура к космонавтике — это свежая идея, мне кажется.

— У вас есть понимание, сколько лет понадобится для реализации проекта?​

Такого понимания, к сожалению, нет, как в любом большом проекте. Мы говорим, что в принципе такой проект можно осуществить на протяжении жизни одного поколения. Все-таки выйти за пределы Солнечной системы — это была давняя мечта человечества, и то, что мы ее можем в принципе реализовать, это уже нетривиально.

Первый этап — исследования, второй — прототип. Что касается корабля, у меня особых сомнений нет. Дальше по сложности идет парус, здесь нужны будут дополнительные исследования. Ну и наиболее сложная часть — вот эта лазерная конструкция. Безусловно, какие-то результаты мы можем показывать, можем делать пробные запуски и так далее. Я думаю, это не дискретный проект, а постепенный. Не сразу же переходить к скорости 100 млн км/ч, можно постепенно. Главное, что это можно сделать — это просто обычная физика, здесь споров быть не может.

Но если вы что-то отправляете куда-то во Вселенную, нужно всем между собой договориться. И это требует построения какого-то глобального консенсуса, и это тоже может занять 20–30 лет, чтобы просто договориться. Даже если мы докажем, что это технически возможно, дальше вопрос: поддержит ли нас общественность, понимаете? (смеется)