
Паевый «Фонд Еврооблигаций» УК «Атон Менеджмент» стал самым доходным в 2015 году, заработав пайщикам более 70,2% в рублях и 31,4% в долларах. Управляющего этим фондом Евгения Смирнова Bloomberg называет «лучшим скупщиком российских бондов»: за два года до этого, в 2013 году, другой облигационный ПИФ «Атона» под управлением Смирнова занял второе место по доходности среди всех российских ПИФов со стоимостью чистых активов более 10 млн руб. О том, как сделать первые шаги в инвестициях, научиться определять перспективные бумаги и добиваться успеха на долговом рынке, финансист рассказал РБК.
«Стараюсь не лениться и заключать сделки сам»
- Не могу сказать, что конкретно повлияло на мое решение стать финансистом. Я учился сначала в Московском авиационном технологическом институте, потом — в Высшей школе экономики. Но техническое образование мне определенно пригодилось: оно дало лучшее понимание металлургической отрасли и ряда других отраслей, представленных, в том числе, на фондовом рынке.
- О том, что такое теханализ в трейдинге, я узнал в 1998 году. Это была компания, которая обучает людей зарабатывать на рынке Форекс. Надо сказать, я получил довольно интересный опыт: увидел, как работают информационные системы, как трейдеры торгуют на новостях и макроэкономической статистике. Некоторые из них следили за европейскими валютами, некоторые — за японской иеной. Офис работал круглосуточно, и трейдеры приезжали на работу в 3–4 часа ночи, чтобы успеть к открытию торгов.
- Я стараюсь не лениться и заключать все сделки самостоятельно, чтобы лучше чувствовать рынок и понимать, каково реальное соотношение спроса и предложения в «стакане» на бирже или внебиржевой площадке. Хотя иногда я могу воспользоваться и услугами трейдеров.
- Анализировать стратегии других инвесторов — это не мое. Скорее, это занятие для финансистов, которые управляют фондами фондов. Они действительно смотрят на конкретных инвесторов, изучают их результаты, анализируют, выбирают и делают ставки на отдельные фонды. Для меня же важно не то, как зарабатывает другой инвестор, а то, что делает конкретное предприятие, как оно развивается, в какой отрасли оно работает и как эта отрасль себя чувствует.
- При покупке облигаций я смотрю, в первую очередь, на кредитное качество эмитента. Я не инвестирую в какие-то сомнительные истории. Изначально ОПИФ «Фонд Еврооблигаций» запускался как конкурент депозитам в крупных банках. Предполагалось, что качество фонда должно быть на высоком уровне. Поэтому я выбираю понятные качественные истории и в дальнейшем только наращиваю или снижаю долю долгосрочных бумаг в портфеле в зависимости от ситуации.
- В прошлом году весь долговой рынок показывал очень хорошую динамику. Например, в начале года в портфеле «Фонда Еврооблигаций» была приличная доля суверенных бондов, таких как «Россия-30». Они очень хорошо росли. Если в январе 2015 года они стоили 104,5% от номинала, то в апреле я продавал их уже по 118% от номинала. Доходность только одной этой сделки составила 58% в долларах.

- Правильные решения в ответ на корпоративные действия эмитентов также помогли фонду получить хорошую доходность. В 2015 году многие эмитенты пытались выкупить свои бонды с рынка, поэтому выставляли публичные оферты. В первой половине года я не использовал эти предложения, потому что считал бумаги недооцененными. Мои предположения оправдались, поскольку, когда эмитенты выкупали с рынка свою часть (пусть и в меньшем размере, чем они хотели), облигации начинали расти еще сильнее.