«Трейдер должен быть удачливым»: правила Ярослава Подсеваткина из «Атона»
В свои 30 лет Ярослав Подсеваткин руководит трейдингом в ИК «Атон». О том, почему лучшие сделки заключаются в кризис, какие возможности открывает перед инвесторами Brexit и как справляться со стрессом во время торговли, он рассказал РБК.
«Я нигде специально не учился торговать»
- О фондовом рынке и торговле я задумался еще в школе, когда учился в 8 классе. Тогда я читал «Трилогию желания» Теодора Драйзера («Финансист», «Титан», «Стоик»), и эта история меня очень увлекла. Мне захотелось делать что-то подобное – торговать, покупать активы, строить бизнес. Это предопределило выбор вуза – Российский экономический университет имени Плеханова. Я закончил кафедру менеджмента по специальности «Инвестиции и инновации», чем, по большому счету, сейчас и занимаюсь.
- Я пришел на фондовый рынок в 2006 году. Начинал карьеру с позиции финансового консультанта в компании «Тройка Диалог». Мы предоставляли клиентам информацию по стандартным продуктам: ПИФам, интернет-трейдингу и т.д. Позже перешел в Private Banking, а в дальнейшем, по мере своего развития, я постепенно уходил в трейдинг.
- Я нигде специально не учился торговать. В основном это было самообразование, плюс тот багаж знаний, который я получил в университете, и самое важное - наставничество других трейдеров. То есть я старался перенимать знания и опыт у старших коллег. Думаю, наставничество – это самый правильный путь развития, потому что он дает больше всего практических навыков и экспертизы, того, что нельзя прочитать в книгах или выучить в вузе.
- Есть такой анекдот: когда набирают на работу трейдеров, резюме складывают в пачку. Ее сразу же делят на две части. Одну выкидывают в урну, не читая, а вторую – внимательно просматривают, говоря: «Трейдер должен быть удачливым».
- Торговать можно по-разному. Два человека могут показать результат на уровне +15% в конце года. Однако у одного в середине года будет сначала минус 30%, а потом плюс 15%, а другой не допустит просадки и покажет в конце года плюс 15%. Кого вы выберете? Уж точно не того, кто потерял в моменте 30%, потому что с такими показателями как правило дальше никто не ждет роста и позицию закрывают в момент максимальной просадки.
- Качество торговли превыше всего. Когда мы говорим о доходности той или иной сделки – мы говорим о стабильности результата. Он должен быть устойчивым и желательно с маленькой волатильностью.
- Как минимум один-два раза в год всегда происходит какое-то событие, которое позволяет заработать деньги. Если трейдер терпелив и достаточно хладнокровен, он может эту возможность использовать. Большинство нетерпеливых, которые хотят разместить свои деньги так, чтобы они сразу приносили доход, как правило, попадают уже в стадию перегретого рынка.
- Мы стараемся находиться в числе очень терпеливых трейдеров и искать те возможности, где премия за риск выше, поскольку наша стратегия состоит не в том, чтобы обыграть индексы, а в том, чтобы показать абсолютный доход.
- Со временем становится трудно определить, что именно влияет на твои решения в трейдинге: ты сделал это по теханализу, из-за того, что «так показалось» или потому, что ты увидел какую-то фундаментальную историю? Обычно речь идет о комплексном решении и смеси факторов.
- Я бы не сказал, что теханализ – это какая-то предопределяющая вещь. Мы все смотрим на графики, потому что это самое простое и понятное отображение поведения цены. Смотря на график, ты можешь довольно просто себе представить, что происходило с акцией или облигацией в прошлом, как она себя вела. Но, прежде всего, мы смотрим на фундаментальные показатели компаний. Трейдер должен понимать, что происходит с эмитентом, в какой стадии рынка он находится – растет, стагнирует или падает, смотреть на финансовую отчетность и понимать долговую нагрузку.
- Сейчас больше доверяю своей интуиции при торговле, чем раньше. Зачастую бывает так, что я могу рассмотреть какие-то рациональные факторы, пять раз передумать и в итоге ничего не сделать. А бывает, что мне достаточно 15 минут для принятия какого-то решения, и я до конца не отдаю себе отчета в том, как его принял. С течением времени начинаешь замечать, что такие интуитивные решения в большинстве случаев приводят к положительному результату, и прислушиваешься к себе уже чуть больше.
- Мне интересно работать на всех рынках одновременно. Внутри нашей команды есть разные направления: это и акции, и облигации, и деривативы, а также алгоритмическая торговля. Не стоит себя искуственно ограничивать, если поле для деятельности обширно.
- Современный трейдинг не предполагает, что ты торгуешь только одним классом активов или инструментов. Поскольку в мире корреляция между классами активов стала очень большой, люди всегда ищут рынки, где можно заработать денег. Совсем не обязательно, что твой мандат может быть только в акциях или только облигациях. Простой пример – российский рынок в 2015 году и в этом. В прошлом году лучшим местом для заработка стал рынок евробондов, а в 2016 году – рублевые акции.
«Моя самая неудачная сделка случилась в августе 2011 года»
- Самые удачные сделки происходят в тот период, когда на рынке все плохо. Так, в 2008 и 2009 году большие возможности были в покупке валюты, а затем акций. В прошлом году самой удачной сделкой была покупка российских евробондов. Это, наверное, был самый правильный «трейд» – по нему четко рассчитана премия за риск, и потенциальный доход стоил того.
- 2008 год был отличным примером такого подхода к трейдингу. К тому моменту мы уже могли торговать не только в России, но и по всему миру. В разгар кризиса мы покупали акции страховой компании AIG, банков Bank of America и Citibank, которые стоили очень дешево и впоследствии довольно быстро выросли. Буквально за два месяца доходность по ним превысила 100%.
- Моя самая неудачная сделка случилась в августе 2011 года, когда США понизили рейтинг. В индексе S&P500 и на российском рынке в тот момент была значительная коррекция. Перед этим я долго держал большую позицию в наличных – сидел в кэше фактически с мая по август, было ощущение, что на рынках, скорее всего, произойдет какое-то плохое событие и ждал его. Однако в последний момент, когда практически все коллеги с уверенностью стали прогнозировать рост, у меня тоже сдали нервы и я, как и все, закупился. Это было фантастически неудачное время. На следующей неделе рынки упали где-то на 20% и выход из этой ситуации был очень сложным и болезненным.
- Большое количество сделок сейчас у нас проходит не в России. В разные периоды времени их доля составляет до половины от всего объема. Акциями мы активно торгуем в Великобритании, Европе и США, а еврооблигациями – по всему миру. К примеру, мы очень активно работали в прошлом году и в начале этого года в Латинской Америке, поскольку ситуация там немного походила на российскую: сначала – глубокая коррекция и девальвация, затем – паника у инвесторов, вынужденные продажи, и после этого – очень большой отскок рынка евробондов. Мы предпочитаем большие и ликвидные рынки.
- Мы уже не видим большого потенциала роста в российских еврооблигациях. И здесь будет трудно заработать сверх доходность в этом году. Зато мы видим перспективы у американских высокодоходных бондов (high yield) и долговых бумаг с высокими рейтингами (high grade) , потому что ФРС США пока не повышает процентную ставку и, судя по текущей риторике, повышение ставок будет более мягким.
- Российские акции растут в этом году не потому, что компании-эмитенты показывают активный рост. Просто раньше наш рынок был очень дешевым и всеми забытым. То небольшое количество иностранных денег, которое с начала этого года пришло на фондовый рынок – всего несколько миллиардов долларов – достаточно быстро разогнало его капитализацию.
- Рынок акций в России локально скорее перекуплен, но я думаю, что он еще может вырасти в этом году. Конечно, есть некие неожиданные факторы, способные воспрепятствовать этому, но я согласен с большинством коллег, что цены на нефть стабилизируются и мы уже прошли большую часть негатива. Из-за дешевизны, очень низкой ликвидности и притока иностранных денег российский рынок вероятно продолжит рост. А вот у американского фондового рынка я не вижу особого потенциала к росту. Скорее, тут большие риски снижения. Также мы считаем, что интересной идеей в этом году для сохранения капитала остаются fixed-income инструменты и отдельные дивидендные акции в США, Европе и России.
- Мы не ждем сильной девальвации рубля, равно как и его значительного укрепления, поскольку оно будет губительным для бюджета, который у нас пока дефицитный. И уже не похоже, что нефть вернется к уровню $25 за баррель. Думаю, рубль будет торговаться в широком диапазоне 60-75 рублей за доллар США, где уровень ближе к 60 рублям – это нижняя граница, а 70-75 рублей – верхняя граница. В летний период времени я бы порекомендовал, чтобы доля активов в валюте была чуть больше, чем в рубле.
- Основное предстоящее событие для инвесторов - Brexit, референдум о выходе Великобритании из ЕС. На первый взгляд вероятность того, что это случится, кажется невысокой, но, учитывая опросы и настроения в Европе, пренебрегать этим событием не стоит. Политика в этом году может преподнести свои сюрпризы, взять хотя бы необычных кандидатов в президенты США, несколько лет назад сложно было представить в этом качестве женщину политика и крайне эпатажного миллиардера. Если Brexit произойдет – это приведет к очень большой волатильности на рынках, и в ней появится много новых инвестиционных идей. Сразу же после голосования будет одна из самых активных торговых недель за летний период.
«Пока ты сам не потеряешь деньги – ты не сможешь стать трейдером»
- В трейдинге очень важна команда. Пожалуй, в мире нет ни одного трейдера, который мог бы сидеть в четырех стенах в полном одиночестве и успешно торговать продолжительное время. Для этого нужен социум.
- Если вы хотите сделать торговю своей профессией, нужно обязательно идти на работу в инвестиционную компанию, пройти в ней желательно большое количество ступеней обучения, стартовав с достаточно низких позиций и при этом все время впитывать знания очень быстро.
- Пока ты сам не почувствуешь рынок и не потеряешь деньги – ты не сможешь стать трейдером. Каждый, кто хочет успешно торговать, должен в какие-то моменты и заработать, и потерять часть капитала.
- Перед совершением сделки всегда нужно смотреть на риск, который ты готов принять. Основное правило – ты смотришь не на то, сколько потенциально заработаешь, а на то, сколько можешь потерять. Также трейдер должен хладнокровно оперировать цифрами, потому что если он каждый раз будешь смотреть на переоценку и выражать ее в стоимости товаров или услуг – он просто не сохранит свою психику.
- На первый взгляд, если большинство твоих коллег говорят об одном и том же – значит, ты не прав. На практике оказывается, что если тебе что-то очень сильно не нравится или ты не понимаешь этого – лучше постоять в стороне.
- Трейдер – действительно очень нервная профессия. Со стрессом все справляются по-разному. Некоторые, кардинально меняют образ жизни – уезжают в теплые страны, начинают полупрофессионально заниматься спортом, кто-то начинает излишне увлекаться алкоголем или посвящать себя исключительно семье. На мой взгляд, лучше соблюдать баланс и не бросаться в крайности, пускаясь во все тяжкие.
- Самое главное лекарство от стресса – это правильно рассчитанный риск. Если вы его верно оценили, то шансов сохранить нервы больше. А вот если вы принимаете импульсивные решения и неадекватно оценили свой риск, вот тогда вы и начинаете плохо спать по ночам.
- В этом году в России интересно все то, что имеет отношение к рублю. Если исходить из того, что цены на нефть и рубль останутся стабильными, а экономика выйдет из рецессии, то стоит обратить внимание на финансовый сектор, а также на сектор телекомов, у одних перспективы роста, у других –высокая дивидендная доходность.
- Интересен будет и интернет. «Яндекс» с начала года вырос почти на 100% в долларах, но я думаю, что эта история может и продолжиться. Еще мы видим большой приток капитала в электроэнергетику. Пока не очень понятно, продолжится он или нет, но энергетические компании впервые за долгое время начинают платить дивиденды.
- В ожидании Brexit стоит обратить внимание на европейские банки, которые очень сильно упали из-за проблем с капиталом и меняющимся законодательством. Если британцы проголосуют за выход из ЕС – очень интересно будет покупать банковские облигации. Они, скорее всего, упадут в цене и будут давать очень большую доходность, не сопоставимую с риском. Если Brexit не случится – можно будет покупать банковские акции, потому что тогда они моментально «выстрелят» на этом событии на 10-20% в течение недели.