
В свои 30 лет Ярослав Подсеваткин руководит трейдингом в ИК «Атон». О том, почему лучшие сделки заключаются в кризис, какие возможности открывает перед инвесторами Brexit и как справляться со стрессом во время торговли, он рассказал РБК.
«Я нигде специально не учился торговать»
- О фондовом рынке и торговле я задумался еще в школе, когда учился в 8 классе. Тогда я читал «Трилогию желания» Теодора Драйзера («Финансист», «Титан», «Стоик»), и эта история меня очень увлекла. Мне захотелось делать что-то подобное – торговать, покупать активы, строить бизнес. Это предопределило выбор вуза – Российский экономический университет имени Плеханова. Я закончил кафедру менеджмента по специальности «Инвестиции и инновации», чем, по большому счету, сейчас и занимаюсь.
- Я пришел на фондовый рынок в 2006 году. Начинал карьеру с позиции финансового консультанта в компании «Тройка Диалог». Мы предоставляли клиентам информацию по стандартным продуктам: ПИФам, интернет-трейдингу и т.д. Позже перешел в Private Banking, а в дальнейшем, по мере своего развития, я постепенно уходил в трейдинг.
- Я нигде специально не учился торговать. В основном это было самообразование, плюс тот багаж знаний, который я получил в университете, и самое важное - наставничество других трейдеров. То есть я старался перенимать знания и опыт у старших коллег. Думаю, наставничество – это самый правильный путь развития, потому что он дает больше всего практических навыков и экспертизы, того, что нельзя прочитать в книгах или выучить в вузе.
- Есть такой анекдот: когда набирают на работу трейдеров, резюме складывают в пачку. Ее сразу же делят на две части. Одну выкидывают в урну, не читая, а вторую – внимательно просматривают, говоря: «Трейдер должен быть удачливым».
- Торговать можно по-разному. Два человека могут показать результат на уровне +15% в конце года. Однако у одного в середине года будет сначала минус 30%, а потом плюс 15%, а другой не допустит просадки и покажет в конце года плюс 15%. Кого вы выберете? Уж точно не того, кто потерял в моменте 30%, потому что с такими показателями как правило дальше никто не ждет роста и позицию закрывают в момент максимальной просадки.
- Качество торговли превыше всего. Когда мы говорим о доходности той или иной сделки – мы говорим о стабильности результата. Он должен быть устойчивым и желательно с маленькой волатильностью.
- Как минимум один-два раза в год всегда происходит какое-то событие, которое позволяет заработать деньги. Если трейдер терпелив и достаточно хладнокровен, он может эту возможность использовать. Большинство нетерпеливых, которые хотят разместить свои деньги так, чтобы они сразу приносили доход, как правило, попадают уже в стадию перегретого рынка.
- Мы стараемся находиться в числе очень терпеливых трейдеров и искать те возможности, где премия за риск выше, поскольку наша стратегия состоит не в том, чтобы обыграть индексы, а в том, чтобы показать абсолютный доход.
- Со временем становится трудно определить, что именно влияет на твои решения в трейдинге: ты сделал это по теханализу, из-за того, что «так показалось» или потому, что ты увидел какую-то фундаментальную историю? Обычно речь идет о комплексном решении и смеси факторов.
- Я бы не сказал, что теханализ – это какая-то предопределяющая вещь. Мы все смотрим на графики, потому что это самое простое и понятное отображение поведения цены. Смотря на график, ты можешь довольно просто себе представить, что происходило с акцией или облигацией в прошлом, как она себя вела. Но, прежде всего, мы смотрим на фундаментальные показатели компаний. Трейдер должен понимать, что происходит с эмитентом, в какой стадии рынка он находится – растет, стагнирует или падает, смотреть на финансовую отчетность и понимать долговую нагрузку.
- Сейчас больше доверяю своей интуиции при торговле, чем раньше. Зачастую бывает так, что я могу рассмотреть какие-то рациональные факторы, пять раз передумать и в итоге ничего не сделать. А бывает, что мне достаточно 15 минут для принятия какого-то решения, и я до конца не отдаю себе отчета в том, как его принял. С течением времени начинаешь замечать, что такие интуитивные решения в большинстве случаев приводят к положительному результату, и прислушиваешься к себе уже чуть больше.
- Мне интересно работать на всех рынках одновременно. Внутри нашей команды есть разные направления: это и акции, и облигации, и деривативы, а также алгоритмическая торговля. Не стоит себя искуственно ограничивать, если поле для деятельности обширно.
- Современный трейдинг не предполагает, что ты торгуешь только одним классом активов или инструментов. Поскольку в мире корреляция между классами активов стала очень большой, люди всегда ищут рынки, где можно заработать денег. Совсем не обязательно, что твой мандат может быть только в акциях или только облигациях. Простой пример – российский рынок в 2015 году и в этом. В прошлом году лучшим местом для заработка стал рынок евробондов, а в 2016 году – рублевые акции.

«Моя самая неудачная сделка случилась в августе 2011 года»