Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Nournews узнал, что замороженные из-за санкций США активы Ирана освободят Политика, 02:49
Вучич счел вопрос о субъектах Украины в составе России сложным для Сербии Политика, 02:13
Почему при инсульте надо успеть попасть в «терапевтическое окно» Партнерский проект, 01:44
Пентагон не увидел признаков, что Россия решила применить ядерное оружие Политика, 01:41
ВМС Франции сопроводили подлодку и буксир России в Бискайском заливе Политика, 01:21
Роспотребнадзор заявил об интенсивном снижении заболеваемости COVID-19 Общество, 00:56
Рудковская поддержала переход Трусовой от Тутберидзе к Соколовской Спорт, 00:45
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подпишитесь за 99 ₽ в месяц
Глава разведки Украины заявил о работе в стиле «Моссада» Политика, 00:41
Тарасова назвала отношения с Кондратюком причиной смены тренера Трусовой Спорт, 00:37
В Херсоне прогремело несколько взрывов Политика, 00:26
Пригожин поддержал выступление Кадырова с критикой генерала за Лиман Политика, 00:15
Полянский заявил об устроенном Францией скандале на заседании Совбеза ООН Политика, 00:13
Промес в фаворитах. Кто является лучшим по итогам трети сезона РПЛ Спорт, 00:00
Топ-6 направлений медтуризма в России Партнерский проект, 01 окт, 23:59
Финансы ,  
0 

Зампред ЦБ — РБК: «Росгосстрах» — не тот случай, когда мы выбрали жертву»

ЦБ снял запрет на продажу полисов ОСАГО «Росгосстрахом» меньше чем через две недели с момента его введения. Зампред ЦБ Владимир Чистюхин рассказал РБК, о чем удалось договориться за это время с крупнейшим страховщиком
Заместитель председателя Центрального банка (ЦБ) России Владимир Чистюхин
Заместитель председателя Центрального банка (ЦБ) России Владимир Чистюхин (Фото: Коммерсантъ)

​Страховые компании перестали слушаться

— На страховые компании приходится 75% поступающих в ЦБ жалоб. Почему страховщики сами не могут справиться с претензиями своих клиентов?

— За весь прошлый год с момента образования в Банке России службы по защите прав потребителей и миноритарных акционеров 3 марта 2014 года к нам поступило более 33 тыс. жалоб, из которых 72% было связано с субъектами страхового дела. В этом году, с января по апрель включительно, к нам поступило около 20 тыс. обращений, из которых уже 75% пришлось на страховые компании. Большинство жалоб на страховщиков — 78% — связано с ОСАГО. Э​то говорит о том, что на рынке ситуация еще не стабилизировалась: страховые компании продолжают минимизировать свои расходы, в том числе за счет некачественного обслуживания своих клиентов. Изменение подхода к ОСАГО требует времени. Для того чтобы повышение доступности и качества услуг произошло как можно скорее, нужны усилия надзорного органа.

— Повышение тарифов проблему решит?

— С одной стороны, система ОСАГО должна отвечать бизнес-интересам страховщика, с другой — социальным интересам страхователя. После повышения тарифа страховые компании теперь не могут сказать, что им невыгодно работать на рынке ОСАГО в тех или иных регионах, потому что в ряде регионов территориальные коэффициенты повысились значительно. В ответ страховые компании должны улучшить качество обслуживания клиентов. В настоящее время и сами компании, и ЦБ ведут эту работу очень серьезно, буквально в режиме онлайн.

— Можно оценить первые результаты повышения?

— Пока еще рано давать детальные оценки, но мы видим, что страховые компании возвращаются в регионы, сократились очереди, страховщики увеличили количество сотрудников в офисах. Но тем не менее говорить, что проблема решена, пока еще нельзя.

— Ограничение лицензии «Росгосстраха» в части ОСАГО продлилось меньше двух недель. Снятию ограничений предшествовала встреча руководства компании с регулятором. О чем на ней договорились?

— Для крупной компании ограничение лицензии — серьезный сигнал. Когда Банк России ограничил действие лицензии «Росгосстраха», компания незамедлительно начала с нами консультации по поводу того, что ей нужно сделать, чтобы исправить ситуацию.

Банк России выдвинул требования по улучшению конкретных направлений деятельности в оказании услуг клиентам. Речь шла об обязательном информировании клиентов о возможности приобретения полиса ОСАГО без каких-либо дополнительных услуг, о корректном применении коэффициента бонус-малус. Компания также согласилась не препятствовать аудио- и видеосъемке со стороны потребителей при заключении договоров ОСАГО и сообщать потребителям о такой возможности. «Росгосстрах» также будет распространять брошюру, которую подготовила служба Банка России, по защите прав потребителей и миноритарных акционеров под названием «Осаго+» и вручать ее при приобретении полисов. Это очень важный шаг для повышения финансовой грамотности потребителей.

Pro
Фото: polymetalinternational.com Поможет ли смена юрисдикции спасти «Полиметалл»
Pro
Фото: Shutterstock У вас есть 100 тыс. руб. Как начать торговать на Wildberries
Pro
Фото: Chris McGrath / Getty Images Мелатонин: стоит ли принимать на ночь?
Pro
Фото: Michael Loccisano / Getty Images Шесть упражнений, чтобы предотвратить проблемы из-за сидячей работы
Pro
По каким отраслям ударят новые санкции ЕС
Pro
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС Какие документы нужны для отсрочки и какие выплаты ждать мобилизованным
Pro
Фото: Михаил Метцель / ТАСС Что сейчас покупают на Wildberries: рейтинг поставщиков
Pro
Фото: Shutterstock Что будет с ценами на нефть в случае глобальной рецессии

Кроме того, «Росгосстрах» будет продолжать использовать пятидневный «период охлаждения» по добровольным видам страхования, которые наиболее часто предлагаются при реализации ОСАГО. В течение этого периода страхователь сможет вернуть полис компании и получить уплаченную за него страховую премию.

В целом мы сформулировали 18 позиций, которые компании нужно будет учитывать в своей деятельности. «Росгосстрах» предпринял большие усилия, представил нам свои варианты действий по обозначенным направлениям. Теперь после возобновления действия лицензии мы будем проверять их реализацию на практике.

—​ Раньше диалога с компанией не было? «Росгосстрах» был готов к такому решению?

— Если говорить в целом о рынке, то многие компании перестали слушать регулятора в те годы, когда розничный сегмент моторного страхования, в первую очередь ОСАГО, был убыточным. Еще ФСФР направляла страховщикам свои требования и предложения, как изменить ситуацию. Но, когда у компании убыток, ее сложно заставить что-то делать. Компании ко многим нашим предупреждениям относились как к некой формальности, которую так же формально можно выполнять. Поэтому фактически ограничение лицензии стало квинтэссенцией проведенной работы, не достигшей, к сожалению, того результата, на который мы рассчитывали.

— Рынок называет решение регулятора в отношении «Росгосстраха» показательной поркой. Это действительно так?

— Я бы сказал по-другому. У нас были достаточно серьезные претензии к «Росгосстраху». Это не тот случай, когда мы выбрали крупную жертву и решили на ее примере показать всему рынку серьезность наших намерений. Меры были применены к конкретной компании за конкретные нарушения. У других страховщиков свои проблемы, и мы с ними будем разбираться.

— В скором времени ЦБ сможет санировать проблемные страховые компании. Какой механизм санации страховщиков сейчас рассматривается и чем он отличается от того, который действует в отношении банков?

— Санация страховых компаний будет построена по той же модели, что и санация банков. Мы планируем поменять законодательство о банкротстве соответствующим образом. В целом процесс санации должен проходить при помощи инвестора, которому будет передаваться портфель и оказываться финансовая поддержка на возвратной основе.

— А будут ли такие инвесторы?

— Если условия санации будут рыночными, то инвесторы найдутся.

170 млрд рублей без гарантий

— Каким вы видите рынок пенсионных фондов со следующего года? Что будет с фондами, которые не вступят в систему гарантирования?

— Фонды, не вступившие в систему гарантирования, не смогут работать с пенсионными накоплениями, и мы должны будем ввести для них запрет на работу с этими ресурсами. Они могут остаться с пенсионными резервами, то есть с корпоративными пенсиями. Но если они не выполнят своих обязательств по пенсионным накоплениям, прекратится работа фонда как такового.

Пока картина неплохая, потому что порядка 85% рынка (общий объем рынка пенсионных накоплений — 1,1 трлн руб.) находится сейчас в системе гарантирования, это 24 фонда. На данный момент 63 фонда из 87, имеющих право работать с пенсионными накоплениями, акционировались и подали заявки на вступление в систему гарантирования.

— Какие проблемы у оставшихся?

— Кроме этих 63 фондов еще 11 заявили нам о планах по акционированию. Возникает вопрос: на что рассчитывают оставшиеся фонды, как они будут действовать в дальнейшем? Не нужно забывать, что процедура вступления в систему гарантирования достаточно долгая и серьезная. Для того чтобы вступить до нового года, необходимо подать весь пакет документов в августе или в крайнем случае в сентябре.

— Какой объем средств под управлением этих фондов?

— Под управлением фондов, которые не вступили в систему гарантирования, примерно 170 млрд руб. ЦБ должен будет внимательно посмотреть на деятельность этих фондов и обеспечить сохранность активов.

— Вы рассчитывали затраты ЦБ по перечислению средств в ПФР за те фонды, которые не вступят в систему?

— Сегодня сложно сказать, каковы будут наши затраты. Нужно будет реализовывать активы фондов. Сколько средств за это удастся выручить — большой вопрос.

— Ваши расходы будут меньше 170 млрд руб.?

— Я очень надеюсь на это. Затраты ЦБ в 170 млрд руб. будут означать, что у этих фондов ничего нет.

— Вы оценивали, сколько на рынке фондов, у которых нет ничего?

— Мы проводили нашу внутреннюю оценку, в отношении каких фондов нам нужно быть предельно внимательными. Но конкретные цифры мы не раскрываем.

— Сколько фондов сейчас проходит проверку ЦБ?

— В настоящее время 12 фондов проходят проверку. Это те фонды, которые подали нам документы на вступление в систему гарантирования.

— Сколько фондов получили отказ и по каким причинам?

— Некоторым фондам мы действительно отказали во вступлении в систему гарантирования. Всего их было 9. Тем не менее они имеют право подать документы повторно, исправить те замечания, которые мы им сделали.

Самая главная причина отказа — претензии к качеству активов. Кроме того, у фондов есть сложные юридические схемы, когда сложно дотянуться до конечного объекта инвестирования с правовой точки зрения. Среди причин также серьезная концентрация на каком-то сегменте бизнеса, все, что ставит под угрозы средства будущих пенсионеров. У некоторых фондов были проблемы с качеством системы управления рисками, у других — с формальным выполнением закона о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

Когда проблемы превышали критический уровень, мы принимали решение не включать эти фонды в систему гарантирования.

— Пенсионные фонды сейчас активно вкладываются в банковский бизнес: покупают акции банков, размещают средства на депозитах. По мнению регулятора, есть ли риски в этом процессе?

— Сейчас только 2,7% пенсионных накоплений вложено в акции кредитных организаций и 30% размещено на банковских депозитах. Это ​​​приемлемый уровень. С точки зрения оценки риска концентрации мы исходим из того, что банки являются работоспособными финансовыми посредниками, которые могут эффективно инвестировать средства в реальный сектор экономики.

ЦБ смотрит на определенные параметры: у фонда должна быть система управления рисками, те активы, которые он приобретает, должны попадать в список разрешенных и приносить рыночную доходность будущим пенсионерам. Кроме того, юридическая взаимосвязь между управляющей компанией и активом, в который были вложены средства, должна быть понятна и прозрачна.

— Но есть ситуации, когда фонд инвестирует в банковские активы одного собственника, который в свою очередь вкладывает их в собственные проекты. Такие операции полностью законны и отвечают всем требованиям регулятора. Что делать с этим?

— Концентрацию риска, безусловно, нужно ограничивать. Как и в банковской системе, мы предлагаем ограничить крупный риск на одного заемщика либо группу связных заемщиков. Мы с индустрией начали эти вопросы обсуждать, я думаю, что будем двигаться в этом направлении. Планируемый максимум составляет 20–25%.

— Планируется ли создание системы гарантирования для фондов, которые занимаются корпоративными пенсиями?

— Для того чтобы ставить вопрос о гарантировании пенсионных резервов, нужно сначала увидеть, как работает система по пенсионным накоплениям. В течение двух-трех лет мы посмотрим на ее действие, а потом будем решать, нужно ли подключать к ней еще и систему гарантирования пенсионных резервов. Нам кажется, что это было бы логичным продолжением того процесса, который мы начали.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Банки"