Перейти к основному контенту

Недвижимость

Для сдачи в аренду

получать пассивный доход

Для продажи

сохранить сбережения

На будущее

сформировать наследство

Технологии и медиа ,  
0 

Кинопрокат стал нерентабельным из-за аренды

Посещаемость российских кинотеатров начала падать во втором квартале, а осенью снизилась и выручка. В итоге киносети оказались перед непростым выбором – либо повышать цены на билеты, либо уходить из торговых центров, собственники которых не готовы снижать ставки аренды
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

Не до развлечений

Во втором квартале 2014 года кинотеатры продали примерно 40,6 млн билетов, что на 4,2% меньше, чем за аналогичный квартал 2013-го, выручка немного выросла – на 1,7%, до 9,983 млрд руб., подсчитал измеритель киносборов Rentrak Corporation. По итогам третьего квартала посещаемость сократилась только на 0,8%, до 42,9 млн билетов, выручка увеличилась на 4,7%, до 10,061 млрд руб. Но уже в октябре, первом месяце четвертого квартала, падение по билетам «год к году» составило 8%, а по выручке – 14%.

Показатели первого квартала были очень удачными, но все последние шесть месяцев рублевая выручка не прекращает падать, признает владелец сети кинотеатров «Киномакс» Борис Асриев. «При этом большая часть наших инвестиций и затрат на аренду и эксплуатацию – в долларах», – утверждает он.​

Кинопрокат стал нерентабельным из-за аренды

«Имеющиеся накопления люди стараются вложить в технику и одежду, если мы повысим цены, то даже эта последняя отдушина в виде похода в кинотеатры им станет недоступна, – говорит владелец сети «Люксор» Игорь Добровольский. – Последний раз такой хаос мы наблюдали, кажется, в 1991 году, когда в пятницу доллар стоил 6 руб., а в понедельник – 120 руб., мы тогда как раз первый фильм покупали».

С лета у всех дела пошли плохо, соглашается аналитик портала Filmz.ru Сергей Лавров: «Мы импортозависимая страна, все оборудование оттуда, расчеты идут в валюте. Свою лепту внесли российские фильмы, по экранному времени они занимают чуть ли не 50%, а выручку дают смешную – залы полупустые». Дальше покупательная способность резко пойдет вниз, а «последней вспышкой» станет Новый год, уверен Лавров.

«Аудитория, приходящая в кинотеатры хотя бы раз в месяц – это около 5–6 млн человек, и это не самые, скажем так, малообеспеченные люди», – обнадеживает руководитель отдела аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» Андрей Белый.

Неподъемные ставки

Кинотеатры больше других арендаторов торговых центров пострадали из-за изменения курсов валют, говорит заместитель руководителя отдела торговых помещений CBRE Надежда Цветкова: «Например, продуктовые сети планомерно повышают цены на ряд товаров. Продукты будут нужны всегда, а развлечения – первое, от чего отказываются в кризис».

Киносети утверждают, что уже не в состоянии платить аренду по старым ставкам. «Сегодня по некоторым объектам, где нам еще не удалось договориться о переходе на приемлемые ставки, размер арендных расходов достигает 25%. Договора по аренде номинированы в долларах, что напрочь убивает экономику кинотеатров», – говорит директор по стратегии сети «Формула кино» Кирилл Иванов. «Половина выручки в любом кинотеатре идет на оплату кинолент. Нормальный целевой показатель по аренде – 8–9%», – добавляет Добровольский из «Люксора».

Кинопрокат стал нерентабельным из-за аренды

С 2011 по 2013 годы ставки аренды для кинотеатров общей площадью 3–5 тыс. кв. м ежегодно увеличивались в среднем на 8–12%, на начало 2014 года средняя ставка составила $250–300 за 1 кв. м в год, рассказывает Цветкова. Правда, по ее словам, в 2014-м долларовые цены постепенно корректируются вниз: ставка для крупных арендаторов площадью 5 тыс. кв. м и более снизилась до $150 за 1 кв. м. в год. По итогам третьего квартала стоимость аренды 1 кв. м в год опустилась до $170–230 против $180–270 годом ранее, подтверждает представитель консалтинговой компании «Магазин Магазинов».

Наилучшим вариантом может стать введение сквозного процента с оборота, когда арендная ставка привязана не к валюте, а к выручке кинотеатра, считает Иванов из «Формулы кино»: «Это нормальная схема, давно практикуемая на Западе. Она создает эффект взаимной заинтересованности владельца торгцентра и кинотеатра в росте и трафика, и доходов. Мы не можем работать себе в убыток, поэтому в случае, если договориться с арендодателями не удастся, мы будем вынуждены закрывать убыточные кинотеатры».

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 16 мая
EUR ЦБ: 98,83 (+0,16)
Инвестиции, 16:33
Курс доллара на 16 мая
USD ЦБ: 91,26 (-0,1)
Инвестиции, 16:33
Премьер-министра Словакии увезли на скорой после покушения. Видео Политика, 18:31
Что известно о возможной попытке госпереворота в Турции Политика, 18:30
Путин предложил насколько возможно «открыть» Минобороны Политика, 18:26
Шольц назвал трусливым покушение на премьера Словакии Фицо Политика, 18:26
Балицкий сообщил о массированном обстреле Каменки-Днепровской Политика, 18:25
Американский миллиардер заявил о планах купить подразделение TikTok в США Бизнес, 18:17
Карлсон посчитал Путина «более впечатляющим», чем Байден Политика, 18:16
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Dennik N узнал, что в Фицо стреляли из зарегистрированного оружия Политика, 18:12
Стрелявший в Фицо оказался писателем Политика, 18:01
В НХЛ объяснили удаление отстраненного Ничушкина из своего приложения Спорт, 17:44
Полицейские около места стрельбы в премьер-министра Словакии. Видео Политика, 17:41
Как не нужно хвалить ребенка — выводы японского ученого Pro, 17:36
Москвичи назвали самые красивые новые станции метро 2023 года Недвижимость, 17:28
«Вечерние новости» узнали о плане Орбана и Вучича проведать раненого Фицо Политика, 17:27