Второй важный критерий — местоположение. Центр должен находиться в жилом массиве (поближе к клиентам) и не более чем в 10 минутах ходьбы от метро. Близость к метро важна в связи с тем, что 80% занимающихся йогой (на опыте «Йоги-практики») — женщины в возрасте 25–45 лет, большинство из которых предпочитают посещать занятия после работы. «Только самые смелые девушки в восемь часов вечера зимой пройдут 20 минут по темным переулкам, чтобы позаниматься йогой», — считает Юшко.
Основная часть затрат при открытии центра йоги уйдет на ремонт и оборудование помещения, рассказывает Ульмасбаева. По ее словам, в среднем на это уходит 30–40 тыс. руб. на 1 кв. м. В эту цифру входят не только пол из натурального дерева и пробковое покрытие на стенах, но и инвентарь — одеяла, стулья, веревки, ремешки для выполнения асан. «Конечно, можно и сэкономить, например, купить одеяла на рынке, но, учитывая частоту их использования, через месяц-другой их придется выкинуть, — сетует Юшко. — У нас они совершенно обыкновенные, производства Орехово-Зуевского завода, но такие прочные, что западные гости не раз говорили: это лучшие одеяла, с которыми им приходилось иметь дело». То же со стульями — они не должны обладать какими-то особенными характеристиками, кроме прочности: ученики выполняют на них упражнения, в том числе вниз головой, и если стул в этот момент сложится или сломается, травм не избежать.
Йога по франшизе
Дополнительным доходом для «Йоги-практики» стала продажа франшизы на открытие студии под своим брендом. Сейчас паушальный взнос составляет 470 тыс. руб., роялти — 8,5 тыс. руб. в месяц. Фиксированная ежемесячная плата позволяет главному офису не зависеть от прибыли франчайзинговых центров. «Когда мы проводим собеседование с будущим франчайзи, мы сначала пытаемся объяснить, что на значительную прибыль рассчитывать нельзя, а сил и времени придется вложить много, — рассказывает Елена Ульмасбаева. — И только если человек готов пойти на подобное, мы переходим к более предметному разговору». Предпринимательница не раскрывает количество проданных франшиз, в базе Роспатента РБК удалось обнаружить только два договора коммерческой концессии на товарный знак Yoga Practika.
Самое сложное для центра йоги — найти преподавателей, считает Ульмасбаева. «До сих пор на рынке есть люди с дредами, которые, съездив на полгода на Гоа и «просветлившись», решают, что могут преподавать, — рассказывает Юшко. — Не имея опыта распознать таких коучей довольно сложно». Единственный шанс: набрать хорошую команду — личное знакомство с преподавателями и/или умение преподавать самому, советует совладелец «Йоги-практики». У него бывают случаи, когда преподаватель звонит за полчаса до занятия и говорит, что не придет. «Предприниматель, у которого есть сертификат преподавателя, сможет провести занятие сам», — говорит Ульмасбаева. По ее словам, многие преподаватели йоги в Москве оставили высокооплачиваемую офисную работу ради своего хобби и ожидают от новой профессии большей свободы. «Заинтересовать их деньгами — тем, от чего человек уже отказался, очень сложно», — рассуждает Юшко.
Расписание занятий в будущем центре необходимо сформировать за три-четыре месяца до открытия. «Правильно составленное расписание — и есть наш основной бизнес-продукт», — говорит Юшко. Чтобы максимально заполнить центр, нужно вывести оптимальное число занятий для разных уровней подготовки, распределить их по дням недели и прикрепить преподавателя к каждому классу.
Экономика йоги
Самая крупная статья операционных расходов центра йоги — это арендная плата. Например, за 150 кв. м центра в Митино «Йога-практика» платит 187 тыс. руб. в месяц (1,25 тыс. руб. за 1 кв. м). Для студий в центре города ставка может быть вдвое выше, что, конечно, влияет на стоимость услуг. На зарплату уходит около 130 тыс. руб., эта цифра может меняться от месяца к месяцу, поскольку преподаватели (их в Митино — шесть) получают не фиксированный оклад, а оплату за каждое занятие. Расходы на коммунальные платежи и хозяйственные нужды (обновление инвентаря, мелкий ремонт, чай для посетителей) обычно невелики. Юшко советует заложить около 20 тыс. руб. в месяц на продвижение нового центра. Юшко советует размещать рекламу о новом центре йоги на стендах внутри жилых домов, договариваясь об этом с управляющими компаниями, — это недорогой и достаточно эффективный способ контакта с целевой аудиторией.
Студии в Митино, чтобы выйти на окупаемость, необходимо около 1,5 тыс. визитов в месяц, говорит Юшко. Сейчас есть 1 тыс. По словам Юшко, в среднем одно посещение приносит студии 450 руб. Разовые занятия стоят дороже — 600–700 руб., но, если человек решил заниматься, то он покупает абонементы на 4–8–12 занятий, в результате которых стоимость каждого посещения снижается. Дополнительный доход приносят индивидуальные занятия с преподавателем (2–3 тыс. руб. за занятие), а также массаж (требуется лицензия на медицинскую деятельность, от 1,5 тыс. руб. в час), а также консультации психолога и астролога (от 3 тыс. руб. в час). Все эти услуги предоставляются на условиях разделения дохода между центром и специалистом (конкретных цифр в компании не раскрывают).
Выручка студии йоги подвержена сезонности: весной и осенью она будет намного выше, чем летом и зимой. Идеальное время для открытия центра — в начале весны и осени. Наполняемость залов, которая позволяет окупать оперативные расходы, должна наступить через два-четыре высоких сезона (т.е. через один-два года после открытия).
Чаще всего предпринимателей на старте подкашивают цены за аренду, считает Владимир Афонин, управляющий директор йога-центров «Федерация йоги»: «Если арендная ставка не заоблачная, то рассчитывать на окупаемость можно через два-три года, и только при условии стопроцентного погружения в дело». По словам Афонина, 9 из 10 центров, открытые в качестве побочных бизнесов, закрываются в течение нескольких лет: «Я знаю пример серийного предпринимателя, который вложил в открытие йога-клуба «для души» внушительные средства, а через три года открыл на этом месте продуктовый супермаркет».
Ульмасбаева подтверждает, что много заработать на йоге не получится, а вывести бизнес на окупаемость получится только при условии личного участия в деле. «Специфика открытия центра заключается в основе йоги — духовности. Если человек не воспринимает йогу как свой путь, прибыльный бизнес на этом ему вряд ли удастся построить, — вторит ей президент Федерации йоги России Сергей Репин. — Хотя подобных дилетантских центров сегодня довольно много, но долго такие «бизнесы» не живут». «Йога не для тех, кто просто хочет вложить куда-то лишние деньги и получать небольшую прибыль», — резюмирует Юшко. По его словам, вернуть вложенные 5 млн руб. в 2013 году в открытие центра в Митино «Йога-практика» надеется за четыре-пять лет.
Його-цифры
По оценкам издания Yoga Journal, расходы россиян на занятия йогой в 2014 году составили 41 млрд руб. (эта цифра не включает в себя траты на одежду или аксессуары).
Согласно опросу TNS marketing Index, во втором полугодии 2014 года занятия йогой посетили 1,37 млн взрослых россиян. Если предположить, что хотя бы половина этих людей в течение прошлого года посещала занятия йогой регулярно (два раза в неделю), а средняя стоимость занятия составила 500 руб., то доход различных студий йоги мог составить около 35,6 млрд руб.