Российскому авторынку предсказали падение в 2015 году на треть
Пятилетка вялого роста
По базовому прогнозу PricewaterhouseCoopers (PwC), в этом году продажи новых легковых автомобилей без учета легких коммерческих достигнут своего дна, снизившись на 35%, до 1,52 млн штук относительно результата 2014 года, говорится в опубликованном вчера отчете компании, посвященном состоянию автомобильного рынка страны. Восстановление рынка начнется с 2016 года. В PwC полагают, что в 2016 году продажи подрастут на 6,7%, до 1,6 млн машин. Это примерно столько же, сколько россияне купили в 2005 году и в кризисном 2009 году.
На уровень прошлогодних продаж (2,3 млн) рынок вернется только в 2018 году, а к максимальным историческим значениям 2008 и 2012 годов (2,8 млн) – в 2020 году. По долгосрочному прогнозу компании, в 2025 году в России будет продано 3,1 млн автомобилей – вдвое больше, чем в 2015 году.
PwC обновил свой предыдущий долгосрочный прогноз, опубликованный в начале 2013 года. По нему ожидаемый темп роста продаж на 1–3% в год должен был продолжаться до 2024 года, достигнув максимального значения в 3,7 млн автомобилей. В 2014 году, в частности, компания прогнозировала объем продаж автомобилей в 2015 году на уровне 3,1 млн, в 2016 году – 3,2 млн. То есть в два раза больше, чем по новому прогнозу.
В 2014 году, по оценке PwC, продажи автомобилей снизились на 10%, до 2,34 млн штук. При этом в денежном выражении рынок сократился еще сильнее – на 16%, до $58,2 млрд. Расхождение произошло из-за того, что не все производители корректировали цены синхронно с изменением курсов валют, говорит Сергей Литвиненко, директор автомобильной практики PwC.
Плохой год
Заметные колебания продаж автомобилей начались в середине 2013 года из-за снижения темпов роста экономики, ослабления рубля и сокращения бюджетных расходов. Но тогда рынок удалось стабилизировать за счет государственной программы льготного автокредитования. В 2014 проблемы автопроизводителей только усилились, добавилось обострение ситуации вокруг Крыма. За год курс доллара к рублю вырос на 99%, евро – на 67%, южнокорейская вона и японская йена – на 93 и 77%. Рост ВВП составил 0,6% против 1,3% в 2013 году, инфляция – 11,4% против 6,5%, реальные располагаемые доходы снизились на 0,3%. В результате к августу падение рынка составило 26%.
Замедлить спад получилось в сентябре. Рынку помогла девальвация (покупатели тратили сбережения на машины), государственная программа утилизации и trade-in подержанных автомобилей и ожидания потребителей роста цен на автомобили. Все этом спровоцировало ажиотажный спрос, достигший пика в декабре, когда автопроизводителям даже удалось выйти в плюс. Но спрос иссяк (см. врез).
Согласно консенсус-прогнозу рейтинговых агентств и инвестиционных банков, в текущем году ВВП России снизится на 3,5%, инфляция вырастет до 11,6%. Продолжатся ослабление рубля и падение реальных доходов населения (-2,8%). Все это будет оказывать давление на продажи машин. Негативным фактором также станет продолжение роста цен на автомобили. По данным PwC, с сентября по середину января машины разных брендов уже подорожали в диапазоне от 7 до 56% (см. график).
Влияние макроэкономических факторов на автопроизводителей будет разным. В 2015 году объемы продаж брендов в основном будут зависеть от уровня локализации производства. Так, по оценке PwC, российские бренды – Lada, UAZ – потеряют только 10% (370 тыс. машин в год), иномарки российского производства – 33% (860 тыс.). Сильнее всего продажи упадут у чистых импортеров (у кого нет заводов в России) – на 55%, до 290 тыс. автомобилей. В результате рыночная доля российских брендов вырастет с 17,5 до 24%, российских иномарок – с 54 до 56%, а присутствие импортных автомобилей упадет с 27,8 до 19%.
Ставка на локализацию
АвтоВАЗ, локализация которого превышает 80%, в 2015 году планирует увеличить продажи Lada на 20%, заявил в начале февраля президент компании Бу Андерсон. Если у него это получится, то тольяттинский завод нарастит рыночную долю с 15 до 29%, с учетом данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) и прогноза PwC. Kia с локализацией 15% (данные «Автостата» за 2012 год) также намерена нарастить долю, об этом в январе говорил РБК управляющий директор компании в России Артем Гусаров.
Производители, у которых есть возможности локальной сборки, получат преимущество, так как они могут частично компенсировать повышение стоимости автомобиля из-за курсовой разницы, поясняет директор дилерского центра BMW группы «Авилон» Евгений Королев. «Поэтому дилеры берут предзаказы на автомобили импортного производства, а большую часть запасов по возможности формируют из авто локальной сборки», – добавил он.
Часть брендов могут уйти из России, не исключает директор автомобильной практики PwC Сергей Литвиненко. В основном те, чья доля рынка не велика, а также если не было существенных вложений в локальное развитие бренда, в том числе китайские марки. В прошлом году продажи уже свернули Seat, Dodge и ряд мелких иностранных брендов.
Планы относительно российского рынка также могут быть скорректированы исходя из доли российских продаж в общем объеме выручки иностранных автопроизводителей. Если для Renault-Nissan этот показатель составляет 9%, для KIA-Hyundai – 4%, то у Suzuki, Fiat-Chrysler, Honda – меньше 1%.
Во сколько обходится владение автомобилем
PwC также рассчитал стоимость владения автомобилем по состоянию на январь 2015 года. Дешевле всего автовладельцу обходится машина В-класса – 223 тыс. руб. в год, С – 335 тыс. руб. На компактный кроссовер уходит 334 тыс. руб., на автомобили D-класса и среднеразмерный кроссовер – около 450 тыс. руб. В среднем ценовом диапазоне полноразмерный внедорожник стоимостью до 3 млн руб., а также Е-класс – 634 и 680 тыс. руб. соответственно. Дороже всех стоит владение внедорожника стоимостью свыше 3 млн руб. – 1,2 млн руб. в год. PwC впервые проводит подобное исследование, поэтому проследить динамику стоимости владения автомобилем пока невозможно.
Холодный январь
Прогноз PwC уже получил первое подтверждение. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за первый месяц 2015 года в России было продано 115,4 тыс. машин – на 24,4% меньше, чем за январь 2014 года. «Если в декабре у многих производителей была веселая вечеринка, то в январе, как следствие, наступило горькое похмелье», – прокомментировал результаты продаж председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Лидерами падения продаж стали автомобили марки Honda и Chery – минус 80%. Продажи Peugeot упали на 77%, Opel – 75%, Citroёn – 72%, Chevrolet – 68%. При этом некоторые автомобильные марки показали рост продаж. Продажи Hyundai выросли на 15%, Škoda – на 8%, Mercedes-Benz прибавил 17%. Лидеры – Infiniti и Porsche – плюс 46 и 54% соответственно.
Автодилеры еще в декабре предсказывали резкое падение продаж в январе. Из-за ажиотажа в конце 2014 года произошло существенное смещение спроса в текущем году. В начале года дилеры продолжали выдавать автомобили по контрактам, заключенным в ноябре–декабре. Дальше падение усилится, полагает директор дилерских центров «Mercedes-Benz Звезда столицы Каширка», «Mercedes-Benz Звезда столицы Варшавка» группы «Рольф» Ольга Петрова. По ее данным, уровень нового контрактования в целом по рынку уже снизился вдвое
По оценке директора дилерского центра BMW группы «Авилон» Евгения Королева, совокупный объем продаж в феврале снизится на 40%. Директор по продажам дивизионов «Премиум» и «Эла» ГК «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев ожидает падение продаж машин в феврале до 35%.
Рост цен на автомобили продолжается, запасы машин производства 2014 года со старыми ценниками почти исчерпаны, отмечет Йорг Шрайбер: «Изменение цен на рынке еще не закончилось, так что головная боль может усилиться, прежде чем исчезнет окончательно». В данный момент дилеры пытаются адаптировать потенциального клиента к новой цене, предлагая специальные условия на покупку автомобиля, кредит и каско.
Производители повышают цены, и автомобили будут дорожать дальше, уточняет Петрова. По оценке «Авилона», в целом по году продажи в массовом сегменте могут упасть на 50%, премиум – на 30%. В результате, добавляет он, число игроков на рынке будет сокращаться в первую очередь за счет дилеров-монобрендов. «Чтобы удержать рынок от обвала, одной программы утилизации недостаточно. Ситуацию можно переломить, если правительство разрешит использовать материнский капитал на покупку автомобиля и возобновит программу льготного автокредитования», – считает Петрова.