Из экскурсионных зимних направлений наибольший спад наблюдается по Финляндии. В минувшем декабре, по информации ее статистической службы, количество россиян, остановившихся в гостиницах, сократилось более чем в два раза, до 26,2 тыс. человек. В результате, если по итогам декабря 2013 года Финляндия по российскому турпотоку была вторым европейским направлением после Германии (где преобладают самостоятельные туристы, а не воспользовавшиеся услугами турфирм), то по итогам декабря 2014 года она пропускает вперед уже не только Германию (67,5 тыс. человек; минус 23% к аналогичному периоду 2013 года), но и Чехию (44,8 тыс.; минус 38%), Австрию (38,4 тыс.; минус 31%) и Испанию (33,9 тыс.; минус 28%).
Отчасти такое падение спроса на Финляндию может быть связано с крахом туристического рынка Санкт-Петербурга. В прошлом летнем сезоне свою финансовую несостоятельность признали крупнейшие туроператоры Северо-Западного региона, для которых соседняя Финляндия была одним из ключевых направлений, – «Нева», «Верса», «Солвекс-Турне».
Из популярных европейских горнолыжных направлений пока есть информация только по Австрии; Италия и Франция публикуют свои данные с большой задержкой. Отчет статистического ведомства Австрии за декабрь свидетельствует, что в этом месяце снизился не только общий турпоток из России, но и тех, кто ездит кататься на горных лыжах. Число россиян, посетивших федеральные земли Зальцбург и Тироль, где расположены основные горнолыжные курорты, в декабре уменьшилось соответственно на 32%, до 5,8 тыс. человек, и на 27%, до 10,2 тыс.
Увеличьте инфографику, чтобы посмотреть динамику
Надежда на Турцию
Именно падением турпотока на всех массовых направлениях заканчивающийся зимний сезон принципиально отличается от летнего. Тогда туроператоры говорили о падении спроса на 20–25%, но статистика свидетельствовала, что меньше за границу соотечественники ездить все-таки не стали.
На самом массовом летнем направлении – турецком – рост российского турпотока наблюдался все лето. В июне он увеличился, по данным Министерства туризма Турции, на 17%, до 805,3 тыс. человек, в июле – на 20%, до тех же 805,3 тыс., в августе – на 6%, до 776,6 тыс.
Количество россиян, выбирающих летом для отдыха Турцию, настолько велико, что даже самый скромный прирост на этом направлении с лихвой компенсирует потери на всех остальных. Но и на втором по значимости летнем направлении – греческом – в июне и июле 2014 года также был рост: по данным статистического ведомства этой страны, соответственно на 2%, до 236,5 тыс. россиян, и на 9%, до 293,8 тыс. Падение – на 21%, до 252 тыс. человек, – было лишь в августе, когда свою финансовую несостоятельность признал туроператор «Лабиринт». Он был одним из крупнейших игроков как раз по Греции, и большинство его клиентов пришлось в срочном порядке вывозить домой именно из этой страны.
Туроператоры, впрочем, обращают внимание, что зарубежная статистика дает представление лишь об общем турпотоке, в котором с каждым годом увеличивается доля самостоятельных путешественников. «Объемы не падают в целом, но объемы, которые генерируют туроператоры, из года в год снижаются, – признавался в минувшем ноябре в интервью РБК президент «Натали Турс» Владимир Воробьев. – И это очень существенный фактор, который тоже туроператоры должны учитывать при организации своей деятельности».
Дорого летать
Главная причина снижения общего турпотока этой зимой очевидна: поездки за границу стали дорогим удовольствием. Если 1 ноября 2013 года $1 по курсу ЦБ стоил 32,08 руб., а €1 – 43,94 руб., то ровно через год – уже 41,96 руб. (плюс 31%) и 52,72 руб. (плюс 20%). По состоянию на 31 декабря 2014 года годовая динамика еще более значительна: доллар подорожал на 72%, до 56,26 руб., евро – на 52%, до 68,34 руб.
Соответственно, подорожали и туры, цена которых формируется из привязанной к валюте стоимости авиаперевозки и отелей. По информации управляющей компании сети турагентств «Горячие туры» на конец декабря, стандартный недельный тур на одного человека в Египет с заездом с 1 декабря 2014-го по 31 января 2015 года стоил в среднем 26,8 тыс. руб., что на 37% больше, чем в аналогичный период предыдущего года. Стандартный тур в Таиланд подорожал на 19%, в среднем до 43,6 тыс. руб., во Вьетнам – на 29%, до 47,9 тыс. руб., в Индию и Чехию – на 36%, до 40,6 тыс. руб. и 33,2 тыс. руб. соответственно.
Однако на отдельных направлениях «Горячие туры» зафиксировали в декабре–январе и снижение стоимости туров, что можно объяснить избытком предложения и желанием туроператоров продать тур ниже его себестоимости, чтобы хотя бы частично вернуть свои расходы на самую затратную часть – авиаперевозку. Стандартный тур в Доминиканскую Республику подешевел на 8%, в среднем до 67,3 тыс. руб., в ОАЭ – на 31%, до 31,9 тыс. руб.
Впрочем, общее число туристов, посетивших Доминикану, по данным ее туристического управления, в минувшем декабре все равно снизилось на 36%, до 14,5 тыс. россиян. По ОАЭ пока доступна информация только по эмирату Абу-Даби (снижение на 13%, до 3 тыс. человек), тогда как основной поток из России приходится на Дубай (в декабре 2013-го было 44,2 тыс. человек).
Никаких предпосылок для изменения отрицательной динамики нет, констатирует исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее словам, уже стартовавшие традиционные акции раннего бронирования позволяют предположить, что в будущем летнем сезоне продажи туров в Турцию в лучшем случае останутся на прошлогоднем уровне, по Египту будет снижение примерно на 10–20%, по всем остальным направлениям – на 30–40% от организованного турпотока, который начал падать еще в прошлом году.