Поверивший в Украину инвестор потерял на вложениях $3 млрд
Сейчас рыночная стоимость украинских госбумаг, разбросанных по нескольким фондам Templeton, составляет $4 млрд, в то время как еще весной 2014 года она достигала $7 млрд. Больше всего украинских бондов на балансе Templeton Global Bond Fund – $1,8 млрд по рыночной стоимости на конец 2014 года, следует из его отчетности (.pdf). В общей сложности фондам Franklin Templeton принадлежит около половины находящихся в обращении валютных гособлигаций Украины.
Доходность Templeton Global Bond Fund по итогам прошлого года составила 1,99%, в то время как на протяжении последних десяти лет она составляла в среднем 10,1%. По оценке Bloomberg, основную роль в падении доходности сыграли именно вложения в украинские ценные бумаги.
В 2014 году инвесторы вывели $14 млрд из американских и европейских версий Templeton Global Bond Fund и Templeton Global Total Return Fund – еще одного фонда, инвестировавшего в госдолг Украины.
Представители самого Хэйзенстэба и Franklin Templeton отказались прокомментировать Bloomberg стратегию компании на Украине. «Franklin Templeton известна своими инвестициями, которые идут вразрез с текущими настроениями на рынке. У нас есть исследовательские возможности, ресурсы и многолетние планы для того, чтобы покупать и владеть активами, которые в данный момент непопулярны», – говорится в послании, которое представитель компании Стейси Коулман направила агентству.
Доходность десятилетних гособлигаций Украины с погашением в 2022 году, по данным Tradeweb, сейчас составляет около 21%, тогда как еще в июле этот выпуск торговался с доходностью 8,3%. Подскочившие в этом году ставки по украинским бондам отражают ожидания инвесторов, что Киеву, вероятно, придется реструктурировать задолженность. Недоверие инвесторов связано с бедственным состоянием экономики страны, вызванным в том числе войной на востоке.
Майкл Хэйзенстэб получил известность как инвестор в рискованные активы. Его последние громкие успехи – покупка суверенных облигаций Ирландии в разгар мирового финансового кризиса. Расчет Хэйзенстэба состоял в том, что ЕС поможет Дублину. Когда он оправдался, стоимость ирландских облигаций резко выросла.
5 апреля 2014 года финансист записал видеообращение из Киева, в котором заявил о вере в долгосрочный потенциал Украины. Проблемы, переживаемые тогда местной экономикой, он назвал «краткосрочными фискальными трудностями». На тот момент фонд владел украинскими облигациями на $7,3 млрд. Franklin Templeton наращивала свои вложения в Украину даже после того, как в стране начался политический кризис.
По оценке Международного валютного фонда, в 2015 году Украине понадобится $15 млрд, чтобы покрыть финансовые нужды. ВВП страны, по прогнозам украинского правительства, в 2015 году сократится на 4,3%, в то время как по итогам 2014 года он упал на 7,5%.
В конце января президент Украины Петр Порошенко на Всемирном экономическом форуме в Давосе попросил главу МВФ Кристин Лагард продлить уже существующую кредитную программу, а также выделить его стране дополнительные средства. В 2014 году МВФ согласился выделить Киеву $17 млрд. Порошенко выразил желание продлить срок кредита МВФ на 10 лет.
27 января стало известно, что Брюссель согласовал кредит Киеву на €1,8 млрд из-за «невыносимой ситуации в экономике». Финансирование ЕС зависит от выполнения Украиной реформ в экономике, прежде всего в энергетической и финансовой сферах.
В сентябре Украина должна погасить обязательства на $500 млн, а еще через два года – уже на $2,6 млрд. Всего же в этом году, по оценке The Wall Street Journal, страна должна вернуть внешним кредиторам $10 млрд. При этом международные резервы Нацбанка Украины к концу 2014 года сократились до $7,5 млрд.
В связи со значительной задолженностью и нехваткой средств Киев может попросить кредиторов о реструктуризации. 21 января The Financial Times сообщила, что министр финансов Украины Наталья Яресько заявила о намерении «провести консультации с владельцами суверенных долговых обязательств для достижения среднесрочной стабильности». В издании предположили, что это может служить намеком на желание восточноевропейской страны изменить структуру задолженности и сроки ее погашения.
Крупным держателем украинских долговых обязательств является Россия. В 2013 году Москва выделила Киеву кредит в $3 млрд. По его условиям, в случае превышения госдолгом Украины порога в 60% ВВП Россия может потребовать его досрочного погашения. В этом случае страну, скорее всего, ждет дефолт. Россия первоначально заявляла, что не собирается этого делать, однако к концу 2014 года министр финансов РФ Антон Силуанов уже не стал исключать этой возможности.