Лента новостей
В штабе Зеленского назвали приоритетом переговоры с Россией Политика, 19:00 Чемпионат России по футболу. «Спартак» — «Енисей». Онлайн Спорт, 19:00 МВД Украины зафиксировало более тысячи сообщений о нарушениях на выборах Общество, 18:59 Порошенко победил на выборах президента Украины в Австралии Политика, 18:55 Студия «Квартал 95» запланировала съемки без Зеленского Общество, 18:51 31-летний итальянский теннисист впервые в карьере выиграл «Мастерс» Спорт, 18:44 В Туве поймали седьмого сбежавшего из изолятора Общество, 18:26 Открылся последний неработавший избирательный участок Украины Политика, 18:26 СМИ сообщили о нападении на лидера турецкой оппозиции в пригороде Анкары Общество, 18:19 Лавров объяснил решение России признать Порошенко президентом Украины Политика, 18:18 «Роскосмос» опубликовал ролик с созданной из сигналов пульсаров музыкой Технологии и медиа, 18:11 Как предприятию удалось стать лидером зефирно-мармеладного бизнеса РБК и ВТБ, 18:10 Дмитрий Быков начал разговаривать после выхода из комы Общество, 17:42 В столкновениях с полицией из-за ГЭС в Грузии пострадали 27 человек Общество, 17:33
Финансы ,  
0 
Счетная палата указала на манипуляции с пенсионными накоплениями граждан
Счетная палата предупреждает о рисках фальсификации заявлений граждан при смене пенсионного фонда. Схемы выявлены в ходе проверки процедур подачи заявлений граждан в электронной форме
Фото: Павел Смертин / ТАСС

Счетная палата выявила на рынке негосударственных пенсионных фондов (НПФ) несколько схем по фальсификации заявлений от граждан на переход из одной организации в другую, говорится в релизе контрольного ведомства.

Риски таких фальсификаций сосредоточены в работе удостоверяющих центров, генерирующих квалифицированную электронную подпись граждан, указывает Счетная палата. Удостоверяющие центры используют агенты (банки и сотрудники НПФ) негосударственных пенсионных фондов для подачи заявлений.

Всего Счетная палата проверила три НПФ, среди которых НПФ «Сбербанк», НПФ «Газфонд пенсионные накопления», НПФ «Электроэнергетики». В качестве агентов Счетная палата проверяла Сбербанк России, «Ханты-Мансийский банк Открытие», ОАО «Номос-Банк», Бинбанк, Газпромбанк, Совкомбанк, Промсвязьбанк, Военную страховую компанию, «Связной Логистика», Сетелем Банк. Период проверки охватывал 2012–2016 годы.

Пресс-служба НПФ «Газфонд пенсионные накопления» заявила, что «в данном контексте речь об НПФ «Газфонд пенсионные накопления» не идет». Как заявил директор по развитию НПФ «Сбербанк» Александр Прокопенков, все договоры, в том числе в электронном виде, заключались в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается положительным решением ПФР по этим договорам и внесением изменений в единый реестр застрахованных лиц. «Ключевым агентом фонда является Сбербанк, партнерство с которым несет огромную социальную значимость и ответственность. Именно поэтому мы уделяем особое внимание технологичности и доступности всех процессов, тщательно изучая все юридические аспекты пенсионного законодательства», — уточнил Александр Прокопенков.

Пресс-служба НПФ «Электроэнергетики» не ответила на запрос РБК на момент публикации материала.

Как приходили заявки

Счетная палата выявила, что в ПФР от удостоверяющих центров массово поступали два заявления от одного клиента в один и тот же день (сроки выявления таких нарушений не уточняются). Одно было заявлением о смене пенсионного фонда, а второе — еще об одном переходе, обратном, — в НПФ, откуда клиент намеревался уйти на момент подачи первого заявления, говорится в пресс-релизе Счетной палаты. Также в ПФР поступали дублирующие заявления от одного и того же клиента. Согласно действующему законодательству при поступлении в один день нескольких заявлений от одного застрахованного лица ПФР должен отказать в их рассмотрении, напоминает Счетная палата.

В 2014 году ПФР запустил пилотный проект по подаче заявлений граждан при переводе пенсионных накоплений из одного пенсионного фонда в другой в электронной форме. После этого переходы стали осуществляться в том числе через агентов, сотрудничающих с удостоверяющими центрами.

Как заключила коллегия Счетной палаты, решение о проведении этого пилотного проекта принято ПФР самостоятельно, «с заинтересованными органами не согласовывалось, нормативная база не формировалась, критерии отбора территориальных органов ПФР для участия в пилотном проекте и удостоверяющих центров не устанавливались», указывается в пресс-релизе.

Главный канал

Канал подачи заявления — через агентов, а следовательно, и через удостоверяющий центр — наиболее популярный у граждан. В 2015 году объем таких заявлений составил 67%, а в 2016-м — более 87%, говорится в релизе Счетной палаты. Всего же объем переходной кампании по итогам 2016 года составил 6,5 млн заявлений, свидетельствуют данные ПФР.

Переходная кампания 2016 года вызвала недовольство граждан и участников рынка, так как почти половина заявлений не была рассмотрена ПФР. Как сообщал ПФР, наиболее частая причина отказа — это второе заявление с более поздней датой (56%).

Счетная палата утверждает, что канал подачи заявлений через удостоверяющий центр стал популярным из-за того, что клиентам были практически недоступны сервисы Единого портала госуслуг и личного кабинета застрахованного лица на сайте ПФР. «Возможность подачи заявлений для граждан через портал государственных услуг в полной мере реализована с марта 2017 года, через личный кабинет на сайте ПФР — с августа 2016 года», — утверждается в релизе Счетной палаты.

Как исправить ситуацию?

Действия аккредитованных удостоверяющих центров по передаче заявлений о смене страховщика в ПФР нуждаются в специальной проверке со стороны Минкомсвязи, считают в Счетной палате.

Удостоверяющие центры — серьезный источник проблем, признает президент пенсионной ассоциации АНПФ Сергей Беляков.

Ранее Минтруд по предложению ПФР выдвинул поправки в постановление правительства РФ от 20 декабря 2012 года №1352 «О порядке установления личности и проверки подлинности подписи застрахованного лица при подаче им заявлений по вопросам, связанным с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, в форме электронных документов», писал РБК со ссылкой на источники, знакомые с инициативой. Эти поправки исключают возможность перевода накоплений через удостоверяющие центры, а значит, убивают агентский канал, пояснял собеседник РБК в одном из крупных пенсионных фондов.

В пресс-службе Минтруда заявили, что министерству известно о случаях, когда без ведома граждан либо когда граждане были введены в заблуждение недобросовестными участниками пенсионного рынка или их агентами в Пенсионный фонд Российской Федерации были направлены заявления о переводе пенсионных накоплений граждан в те или иные НПФ.​ «Несомненно, что данные случаи недопустимы и могут стать предметом внимания и реагирования Минкомсвязи России, правоохранительных и надзорных органов», — утверждают в пресс-службе Минтруда.

В настоящее время отделения ПФР приостановили прием электронных заявлений от удостоверяющих центров до получения результатов их проверки соответствующими государственными органами в соответствии с представлением Счетной палаты РФ.

Одновременно ПФР и ЦБ в настоящее время ведут работу по жалобам застрахованных лиц на неправомерный перевод средств пенсионных накоплений в НПФ.

Магазин исследований: аналитика по теме "НПФ"