Перейти к основному контенту
Финансы ,  
0 

Счетная палата указала на манипуляции с пенсионными накоплениями граждан

Счетная палата предупреждает о рисках фальсификации заявлений граждан при смене пенсионного фонда. Схемы выявлены в ходе проверки процедур подачи заявлений граждан в электронной форме
Фото: Павел Смертин / ТАСС
Фото: Павел Смертин / ТАСС

Счетная палата выявила на рынке негосударственных пенсионных фондов (НПФ) несколько схем по фальсификации заявлений от граждан на переход из одной организации в другую, говорится в релизе контрольного ведомства.

Риски таких фальсификаций сосредоточены в работе удостоверяющих центров, генерирующих квалифицированную электронную подпись граждан, указывает Счетная палата. Удостоверяющие центры используют агенты (банки и сотрудники НПФ) негосударственных пенсионных фондов для подачи заявлений.

Всего Счетная палата проверила три НПФ, среди которых НПФ «Сбербанк», НПФ «Газфонд пенсионные накопления», НПФ «Электроэнергетики». В качестве агентов Счетная палата проверяла Сбербанк России, «Ханты-Мансийский банк Открытие», ОАО «Номос-Банк», Бинбанк, Газпромбанк, Совкомбанк, Промсвязьбанк, Военную страховую компанию, «Связной Логистика», Сетелем Банк. Период проверки охватывал 2012–2016 годы.

Пресс-служба НПФ «Газфонд пенсионные накопления» заявила, что «в данном контексте речь об НПФ «Газфонд пенсионные накопления» не идет». Как заявил директор по развитию НПФ «Сбербанк» Александр Прокопенков, все договоры, в том числе в электронном виде, заключались в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается положительным решением ПФР по этим договорам и внесением изменений в единый реестр застрахованных лиц. «Ключевым агентом фонда является Сбербанк, партнерство с которым несет огромную социальную значимость и ответственность. Именно поэтому мы уделяем особое внимание технологичности и доступности всех процессов, тщательно изучая все юридические аспекты пенсионного законодательства», — уточнил Александр Прокопенков.

Пресс-служба НПФ «Электроэнергетики» не ответила на запрос РБК на момент публикации материала.

Как приходили заявки

Счетная палата выявила, что в ПФР от удостоверяющих центров массово поступали два заявления от одного клиента в один и тот же день (сроки выявления таких нарушений не уточняются). Одно было заявлением о смене пенсионного фонда, а второе — еще об одном переходе, обратном, — в НПФ, откуда клиент намеревался уйти на момент подачи первого заявления, говорится в пресс-релизе Счетной палаты. Также в ПФР поступали дублирующие заявления от одного и того же клиента. Согласно действующему законодательству при поступлении в один день нескольких заявлений от одного застрахованного лица ПФР должен отказать в их рассмотрении, напоминает Счетная палата.

В 2014 году ПФР запустил пилотный проект по подаче заявлений граждан при переводе пенсионных накоплений из одного пенсионного фонда в другой в электронной форме. После этого переходы стали осуществляться в том числе через агентов, сотрудничающих с удостоверяющими центрами.

Как заключила коллегия Счетной палаты, решение о проведении этого пилотного проекта принято ПФР самостоятельно, «с заинтересованными органами не согласовывалось, нормативная база не формировалась, критерии отбора территориальных органов ПФР для участия в пилотном проекте и удостоверяющих центров не устанавливались», указывается в пресс-релизе.

Главный канал

Канал подачи заявления — через агентов, а следовательно, и через удостоверяющий центр — наиболее популярный у граждан. В 2015 году объем таких заявлений составил 67%, а в 2016-м — более 87%, говорится в релизе Счетной палаты. Всего же объем переходной кампании по итогам 2016 года составил 6,5 млн заявлений, свидетельствуют данные ПФР.

Переходная кампания 2016 года вызвала недовольство граждан и участников рынка, так как почти половина заявлений не была рассмотрена ПФР. Как сообщал ПФР, наиболее частая причина отказа — это второе заявление с более поздней датой (56%).

Счетная палата утверждает, что канал подачи заявлений через удостоверяющий центр стал популярным из-за того, что клиентам были практически недоступны сервисы Единого портала госуслуг и личного кабинета застрахованного лица на сайте ПФР. «Возможность подачи заявлений для граждан через портал государственных услуг в полной мере реализована с марта 2017 года, через личный кабинет на сайте ПФР — с августа 2016 года», — утверждается в релизе Счетной палаты.

Как исправить ситуацию?

Действия аккредитованных удостоверяющих центров по передаче заявлений о смене страховщика в ПФР нуждаются в специальной проверке со стороны Минкомсвязи, считают в Счетной палате.

Удостоверяющие центры — серьезный источник проблем, признает президент пенсионной ассоциации АНПФ Сергей Беляков.

Ранее Минтруд по предложению ПФР выдвинул поправки в постановление правительства РФ от 20 декабря 2012 года №1352 «О порядке установления личности и проверки подлинности подписи застрахованного лица при подаче им заявлений по вопросам, связанным с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, в форме электронных документов», писал РБК со ссылкой на источники, знакомые с инициативой. Эти поправки исключают возможность перевода накоплений через удостоверяющие центры, а значит, убивают агентский канал, пояснял собеседник РБК в одном из крупных пенсионных фондов.

В пресс-службе Минтруда заявили, что министерству известно о случаях, когда без ведома граждан либо когда граждане были введены в заблуждение недобросовестными участниками пенсионного рынка или их агентами в Пенсионный фонд Российской Федерации были направлены заявления о переводе пенсионных накоплений граждан в те или иные НПФ.​ «Несомненно, что данные случаи недопустимы и могут стать предметом внимания и реагирования Минкомсвязи России, правоохранительных и надзорных органов», — утверждают в пресс-службе Минтруда.

В настоящее время отделения ПФР приостановили прием электронных заявлений от удостоверяющих центров до получения результатов их проверки соответствующими государственными органами в соответствии с представлением Счетной палаты РФ.

Одновременно ПФР и ЦБ в настоящее время ведут работу по жалобам застрахованных лиц на неправомерный перевод средств пенсионных накоплений в НПФ.

Раскрой экосистему TECNO

Флагманские технологии 
для продуктивной жизни

Съемка фото и видео 
на профессиональном уровне

Производительность 
и максимально выносливый аккумулятор

Яркий дизайн 
и сбалансированные характеристики

Легкость и мощность для любых задач

Чистый звук и улучшенная эргономика

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "НПФ"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней


 

.

Лента новостей
Курс евро на 9 мая
EUR ЦБ: 98,95 (+0,64)
Инвестиции, 08 мая, 16:17
Курс доллара на 9 мая
USD ЦБ: 91,82 (+0,7)
Инвестиции, 08 мая, 16:17
В Иране режиссера приговорили к восьми годам заключения Политика, 02:14
Мэр Вильнюса назвал ошибочным решение «не сеять панику» из-за учений Политика, 02:05
В Кремле призвали не преувеличивать сложности диалога России и Армении Политика, 01:27
Axios узнал об опасениях Израиля срыва переговоров с ХАМАС из-за США Политика, 01:12
Bloomberg сообщил о возвращении бизнесменами активов в Россию Бизнес, 01:08
В Белгороде объявили ракетную опасность Политика, 01:01
Путин обсудил с Мирзиёевым поставки узбекских овощей и фруктов Экономика, 01:00
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Воронежский губернатор предупредил об угрозе атаки беспилотников Политика, 00:53
Глава ВОЗ призвал к усиленному наблюдению за вирусом птичьего гриппа Общество, 00:26
Оппозиция выбилась в лидеры на выборах в Северной Македонии Политика, 00:23
Власти США будут быстрее отказывать в убежище нелегальным мигрантам Политика, 00:19
«Реал» обыграл «Баварию» и сыграет с «Боруссией» в финале Лиги чемпионов Спорт, 00:05
Что почитать на вторых майских. 5 самых интересных литературных новинок Life, 00:00
Переговоры Путина и Пашиняна продлились чуть больше часа Политика, 08 мая, 23:54