Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Новороссийске на складе стройматериалов произошел пожар Общество, 17:35 Белоруссия и США восстановят контакты на уровне послов спустя 11 лет Политика, 17:32 Похоже, у Ethereum все плохо: появилась новая проблема Крипто, 17:27 Как косметические марки поддерживают тренд на экологичность Pro, 17:21 Путин заявил о недопустимости пересмотров итогов Второй мировой войны Политика, 17:02 Суд в Болгарии разрешил строительство «Турецкого потока» Бизнес, 17:02 Дума поддержала законопроект об электронных трудовых книжках Политика, 16:58 Кадыров оценил спортивное будущее Кокорина и Мамаева Общество, 16:54 Нефть за несколько минут подешевела на 5% Бизнес, 16:54 Лукашенко предложил США помочь разрешить конфликт на Украине Политика, 16:49 Депутат Госдумы Шаргунов попросил Чайку опротестовать приговор Устинову Общество, 16:48 МИД вызовет дипломата КНДР из-за нападения браконьеров на пограничников Общество, 16:44 Netflix купил права на сериал «Сайнфелд» за $500 млн: от акций ждут роста Quote, 16:43 Киев обвинил Россию в усилении позиций по Донбассу при помощи паспортов Бизнес, 16:37
Протест дальнобойщиков ,  
0 
Газпромбанк предупредил о второй волне роста цен из-за сбора с грузовиков
Аналитики Газпромбанка подсчитали, что сам по себе дорожный сбор добавит к инфляции немного, а вот его повышение с 1 марта 2016 года сможет разогнать рост цен
Автомашина контроля оплаты проезда пользователей, зарегистрированных в реестре государственной системы взимания платы «Платон», на одной из подмосковных автодорог (Фото: «РИА Новости»)

​​«Эффект от ввода в действие платы за проезд по федеральным дорогам с грузовиков массой свыше 12 т на инфляцию составит 0,5 п.п. на горизонте шести месяцев», — пишут в своем обзоре аналитики Газпромбанка Гульнара Хайдаршина, Сергей Васин и Михаил Ганелин. В более долгосрочной перспективе они прогнозируют, что влияние нового дорожного сбора на инфляцию будет значительно выше — на уровне 1–1,5 п.п. Это связано с тем, что 1 марта 2016 года правительство намерено поднять тариф на пользование федеральными трассами с с​егодняшних 1,53 руб. за 1 км до 3,06 руб.

Как считают авторы исследования, повышение сбора приведет к автоматическому росту расходов на автомобильные перевозки — до 17–20%. Дополнительным фактором, влияющим на увеличение стоимости транспортных перевозок, в Газпромбанке называют снижение предложения на рынке из-за ухода с рынка ряда автоперевозчиков.

«Сейчас доля транспортных расходов в себестоимости потребительских товаров <...> является существенной, мы оцениваем ее в 10%», — говорится в обзоре. Авторы исследования также добавляют, что в России многие производители и ретейлеры имеют собственные транспортные службы, поэтому введение дорожного сбора может оказать двойной эффект на конечную стоимость товара для потребителя: свои дополнительные издержки на цену товара могут перенести и производители, и розничные сети.

Оценка Газпромбанка степени влияния на инфляцию совпадает с той, которую накануне высказал глава Сбербанка Герман Греф. «Система взимания платы с фур за проезд по федеральным дорогам «Платон» введена в эксплуатацию с проектными ошибками», — заявил он, добавив, что все это отразится на логистике, строительстве и ассортименте товаров в магазинах. По мнению Грефа, в следующем году вклад в инфляцию нового сбора составит 1,5 п.п.

В ЦБ и Минфине считают, что влияние введения платы за пользование федеральными автодорогами многотонными грузовиками на динамику инфляции будет несущественным и составит около 0,1 п.п. С финансовыми ведомствами согласны и в Минтрансе: глава министерства Максим Соколов заявил, что долгосрочный эффект от введения сбора просчитывался. «Размер нагрузки на экономику в целом, на ВВП, транспортные услуги находится за пределами арифметической погрешности», — цитирует его слова «РИА Новости». Соколов привел пример, что, если фура перевезет 20 тыс. пакетов молока на расстояние 100 км с учетом действующего сбора, себестоимость пакета возрастет на 1,5 коп., если на 1000 км — на 15 коп.

Фотогалерея 
Марш на Смольный: как дальнобойщики обратились к властям Петербурга

Минэкономразвития оценивает вклад нового сбора в инфляцию на уровне 1–2 п.п. Учитывая, что базовый официальный прогноз по инфляции в 2016 году составляет 6,4%, сбор может увеличить его почти на треть (если ориентироваться на вклад сбора в инфляцию в 2 п.п.).

Текущий прогноз Sberbank CIB по инфляции в 2016 году составляет 7%. «По итогам минувшей недели темпы недельной инфляции остались на уровне 0,1%. В результате темпы годовой инфляции, по нашим оценкам, снизились до 15,1% (в октябре они составляли 15,6%)», — пишет в своем сегодняшнем обзоре аналитик Sberbank CIB Том Левинсон. Как полагает эксперт, тенденция к замедлению инфляции, вероятно, сохранится благодаря эффекту высокой базы сравнения и обеспечит Банку России достаточно оснований для снижения ставки: к середине 2016 года она может опуститься на 250 б.п., до 8,5%.

​В Газпромбанке считают, что к концу года рост цен может составить 12,7% в годовом выражении при сохранении текущих темпов недельной инфляции. Однако в следующем году, по мнению Гульнары Хайдаршиной, из-за влияния дорожного сбора темпы инфляции могут оказаться выше ожидаемых, в связи с чем ЦБ будет ограничен в в возможностях смягчения денежно-кредитной политики и снижения процентной ставки.

Плату за проезд большегрузных автомобилей весом более 12 т по федеральным трассам ввели с 15 ноября. Расчет платы производится в специальной системе «Платон», созданной компанией «РТ-Инвест Транспортные системы» — это совместное предприятие Игоря Ротенберга и инвестиционного фонда «РТ-Инвест» («дочка» госкорпорации «Ростех»). Неоплаченный проезд или отсутствие счетчика будут наказываться штрафами как для водителей, так и для владельцев транспортных компаний.

Введение налога спровоцировало протесты дальнобойщиков в регионах, которые жалуются не только на сам сбор, но и на массовые сбои в системе. На прошлой неделе прошла вторая волна забастовок. Водители-дальнобойщики перекрывали улицы, устраивали «цепи протеста» вдоль трасс и пикетировали офисы системы «Платон»​. По подсчетам РБК, акции протеста прошли как минимум в 24​​​ регионах. На 30 ноября намечена общероссийская акция протеста дальнобойщиков, которая пройдет в Москве.​

Магазин исследований: аналитика по теме "Банки"