Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Минтруд сообщил о выплате почти 3 млрд руб. на детей от трех до семи лет Общество, 16:29 Баланс между работой и семьей — как молодому отцу обойтись без жертв РБК и STADA, 16:28 В Италии умерла сестра чемпиона мира по футболу Гаттузо Спорт, 16:27 Губернатор назвал срок открытия железнодорожного сообщения с Мурманском Общество, 16:25 В Гидрометцентре спрогнозировали возвращение тепла в Москву Общество, 16:23 Суд одобрил отправку в психбольницу шедшего изгонять Путина шамана Общество, 16:11 Россия определила главные угрозы в стратегии ядерного сдерживания Политика, 16:08 В Венесуэле предложили продавать бензин за криптовалюту Крипто, 16:08 Как выйти на зарубежный рынок по модели «представитель в регионе» Pro, 16:02 Антикризисный поп-ап: чем временные пространства помогут бизнесу и городу Экономика шеринга, 16:00  Вице-премьер назвал число готовых к снятию ограничений регионов Общество, 15:51 The Bell узнал о грядущем «разводе» Сбербанка и «Яндекса» Бизнес, 15:50 Audi назвала российские цены на обновленный Q7 Авто, 15:46 В Минобороны раскрыли детали проведения парада Победы в Москве Общество, 15:45
Финансы ,  
0 

Власти поспорили с Грефом о последствиях для экономики сбора с грузовиков

Чиновники и бизнес не могут прийти к согласию, как повлияет новый дорожный сбор на инфляцию. ЦБ и Минфин говорят, что это не отразится на росте цен, а представители бизнеса и МЭР предрекают ускорение инфляции
Оплата проезда для транспортных средств массой свыше 12 тонн через систему взимания платы «Платон»
Оплата проезда для транспортных средств массой свыше 12 тонн через систему взимания платы «Платон»

Греф — за бизнес

В понедельник лагерь критиков платы за проезд грузовиков пополнил глава Сбербанка Герман Греф: он заявил, что система введена «с проектными ошибками» и что из-за нового сбора инфляция в 2016 году дополнительно увеличится на 1,5 п.п. Это существенно больше, чем оценки Минфина и ЦБ, которые считают, что дорожный сбор практически не повлияет на инфляцию.

«Система взимания платы с фур за проезд по федеральным дорогам «Платон» введена в эксплуатацию с проектными ошибками», — заявил Греф, выступая на съезде «Опоры России». По его словам, сбои в работе системы начались «с самого первого шага», что отразится на логистике, строительстве и ассортименте товаров в м​​агазинах. «В следующем году вклад в инфляцию этого изменения составит 1,5 п.п.», — считает глава Сбербанка. Текущий прогноз Sberbank CIB по инфляции в 2016 году составляет 7%.

Точка зрения банкира совпала с мнением предпринимателей, которые полагают, что сбор с большегрузов может добавить до 2,7 п.п. к инфляции в 2016 году. Транспортная составляющая в стоимости товара составляет от 3 до 70% в зависимости от географии доставки, типа продукции и ее стоимости, объяснял бизнес-омбудсмен Борис Титов в письме на имя президента России Владимира Путина от 19 ноября (копия есть у РБК). Новый сбор (сейчас — 1,53 руб. за 1 км) автоматически увеличивает транспортные издержки не менее чем на 5%, а планируемый в марте 2016 года рост тарифа до 3,06 руб. за 1 км — на 10,2%, пишет Титов. Ссылаясь на «оценку специалистов», он утверждает, что новый сбор может привести к увеличению текущего уровня инфляции на 2,7 п.п.

Бизнес-омбудсмен предложил перевести работу «Платона» в тестовый режим на год, поскольку, по его мнению, система оказалась не готова к работе.

Дальнобойщики встали: введение платы за проезд привело к протестам
Фотогалерея 
<p>Массовая акция протеста дальнобойщиков в Новосибирске<br />
&nbsp;</p>

Расхождения властей

В Банке России и Минфине опасений бизнеса не разделяют. «Полагаем, что влияние введения платы за пользование федеральными автодорогами многотонными грузовиками на динамику инфляции окажется несущественным и будет носить разовый характер», — сообщила пресс-служба ЦБ. Регулятор считает, что вклад нового сбора в темпы прироста потребительских цен на продовольственные товары не превысит 0,1 п.п. и в текущем, и в следующем году. Влияние сбора на прирост цен на непродовольственные товары и услуги в Банке России оценивают еще ниже.

В Минфине тоже считают, что эффект дорожного сбора для потребительских цен будет пренебрежимо мал. «Учитывая совокупный оборот товаров и услуг, который есть в потребительской корзине, вклад в годовую инфляцию будет минимальным и вряд ли превысит 0,1 п.п.», — заявил заместитель министра финансов Максим Орешкин агентству ТАСС.

Однако согласия в том, как повлияет дорожный сбор на рост цен, нет и в самом правительстве. Минэкономразвития оценивает вклад нового сбора в инфляцию на уровне 1–2 п.п., сообщил РБК представитель ведомства (это близко к тому, что сказал Греф). Учитывая, что базовый официальный прогноз по инфляции в 2016 году составляет 6,4%, сбор может увеличить его почти на треть (если ориентироваться на вклад сбора в инфляцию в 2 п.п.).

Ранее об этом говорилось в заключении Минэкономразвития на проект постановления Минтранса, предполагающего снижение платы за проезд большегрузов. «Повышение затрат бизнеса на грузоперевозки приведет к росту цен на перевозимые товары. <…> увеличение себестоимости готовой продукции оценивается субъектами предпринимательской деятельности до 3%», — говорится в документе.

«Десятые доли процента»

«Конечно, зависимость между повышением стоимости грузоперевозок и стоимостью продуктов на прилавках есть, но влияние этого фактора на инфляцию оценить довольно сложно», — говорит главный экономист Bank of America Merrill Lynch по России и СНГ Владимир Осаковский. По его словам, основной вклад в инфляцию сейчас вносит девальвация рубля. «Именно поэтому у нас инфляция сейчас 15%, а не 7–8%, как это обусловлено монетарными факторами», — отмечает он. По словам экономиста, основным фактором, сдерживающим рост инфляции, является падение потребительского спроса. «В условиях спада продаж возможности бизнеса переложить на граждан свои расходы ограничены», — добавляет Осаковский.

По мнению главного эксперта центра экономического прогнозирования Газпромбанка Егора Сусина, новый дорожный сбор окажет минимальное влияние на инфляцию — «десятые доли процента». «С учетом того, как в стране считается показатель инфляции, его зависимость от роста цен на продовольствие не столь высока. Доля тарифов и роста цен на услуги более весома», — отмечает он. Так, вклад роста тарифов в инфляцию он оценивает в 2 п.п. «К тому же транспортная составляющая в расходах розничных сетей невелика, поэтому в росте цен на продукты она почти не участвует», — уверен Сусин.

Плату за проезд большегрузных автомобилей весом более 12 т по федеральным трассам ввели с 15 ноября. Расчет платы производится в специальной системе «Платон», созданной компанией «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС)  — это совместное предприятие Игоря Ротенберга и инвестиционного фонда «РТ-Инвест» («дочка» госкорпорации «Ростех»). Неоплаченный проезд или отсутствие счетчика будут наказываться штрафами как для водителей, так и для владельцев транспортных компаний.

Введение налога спровоцировало протесты дальнобойщиков в регионах, которые жалуются не только на сам сбор, но и на массовые сбои в системе. На прошлой неделе прошла вторая волна забастовок. Водители-дальнобойщики перекрывали улицы, устраивали «цепи протеста» вдоль трасс и пикетировали офисы системы «Платон»​. По подсчетам РБК, акции протеста прошли как минимум в 24​​​ регионах.

Магазин исследований: аналитика по теме "Банки"