Перейти к основному контенту
Обвал рубля ,  
129 

Скачок курса доллара обошелся «Транснефти» в 75,3 млрд руб.

«Транснефть» страховалась от падения доллара с помощью производных инструментов. Чистый убыток от этих операций составил 75,3 млрд руб.
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

В декабре прошлого года директор департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев говорил, что регулятор наблюдает убытки, которые несут крупные корпорации от производных инструментов с валютной компонентой, исчисляющиеся десятками миллиардов рублей. Тогда ЦБ наотрез отказывался сообщить подробности.

Одним из участников тех событий могла быть ​«Транснефть», которая раскрыла сделки с деривативами в отчете за 2014 год. Чистый убыток компании от операций с производными финансовыми инструментами за 2014 год составил 75,3 млрд рублей, говорится в отчетности "Транснефти". Это почти 10% от выручки за прошлый год.

Компания страховалась от обесценения доллара, а также покупала специальные инструменты у одного из госбанков, чтобы снизить стоимость заимствований, говорится в отчетности.

«Транснефть» покупала опционы пут и продавала опционы колл на доллар: в 2013 году — на $4,2 млрд, в 2014 году — на $2,7 млрд. Опционы, купленные в 2013 году, имели срок исполнения с мая 2013 по октябрь 2014 года, а купленные в 2014 году — в августе–декабре 2014 года, как раз когда происходила девальвация рубля. Продажа опциона колл означает, что компания взяла на себя обязательство продать доллар по заранее оговоренной цене, а покупка опциона пут дает ей право продать доллар по определенной цене. Такая комбинация эквивалентна короткой позиции по доллару, которую открывают для того, чтобы заработать на падении актива. Если цена исполнения опциона выше рынка, компания зарабатывает, если она ниже — теряет. «Такие сделки используют для хеджирования валютных активов или для спекуляций. В ситуации, когда доллар укрепляется, компании проходится продать доллары по более низкой цене», — объясняет начальник отдела структурных продуктов компании «Атон» Евгений Москаль.

Хеджирование и авиакомпании

«Аэрофлот»

«Аэрофлот» захеджировал 70% объемов топлива на 2015 год, ориентируясь на цену нефти $80–85 за баррель. Однако нефть, вопреки ожиданиям, не подорожала, а подешевела. По расчетам аналитиков VTB Capital Research, из-за этого «Аэрофлот» может недополучить более $220 млн прибыли. В 2014 году прибыль компании составила 13,15 млрд руб., или более $233 млн по курсу на конец года (56,26 руб. за доллар), в 2015 году прибыль может уменьшиться до $7 млн.

«В момент заключения сделок аналитики рынка не могли представить, что стоимость нефти упадет так сильно, как, впрочем, и не могли предположить, что стоимость валюты вырастет в разы», — прокомментировал ситуацию источник, близкий к совету директоров «Аэрофлота».

Ryanair, Easyjet и другие

От хеджирования топлива пострадают и другие авиакомпании. Так, в отчетности Ryanair говорится о хеджировании 90% потребностей на 2015 год, Easyjet захеджировала 80%, а Lufthansa — 65%. В то же время, например, S7 Airlines осуществляет хеджирование в незначительных объемах (3–5%), а «Трансаэро» заключает контракты, в которых содержится формула цены, минимизирующая риски.

Чтобы снизить стоимость заимствований, «Транснефть» купила в 2013 году специальный барьерный дериватив почти на $2 млрд у одного из госбанков, говорится в отчете. Барьеры представляли собой купленный опцион пут и проданный опцион колл. В сентябре–октябре 2014 года эти барьерные инструменты были реструктурированы, после того как компания заключила с тем же банком сделку процентного свопа: барьер был повышен. Такие барьеры срабатывают, когда стоимость валюты выходит за определенное значение.

На 31 декабря 2014 года, говорится в отчетности, балансовая стоимость обязательства по барьерным опционам составила 62,6 млрд руб., а по свопу — 13,8 млрд руб., эти суммы включены в состав прочей кредиторской задолженности.

О похожих инструментах в конце прошлого года рассказывал РБК источник в Сбербанке: по его словам, одна из компаний просила увеличить барьер, когда курс доллара приблизился к 40 руб., Сбербанк пошел ей навстречу и передвинул барьер на 50 руб. Рост курса доллара выше этого значения увеличил убытки компании. Что это за компания, собеседник в Сбербанке не сказал. Другой источник в банке признал, что Сбербанк продавал барьерные продукты «Транснефти», но отметил, что потери компании (а значит, и заработки банка) на них были не столь большими — около миллиарда рублей.

Почему «Транснефть» ставила на падение доллара? Компания держит на долларовых депозитах значительную сумму, напоминает аналитик «Уралсиб Кэпитал» Алексей Кокин: «Если часть этих средств предназначена для покрытия их рублевых расходов, то они могут хеджировать риск обесценивания доллара». Аналитик предполагает, что эти средства могли появиться у компании в 2009 году благодаря китайскому кредиту. В отчетности компании значится долларовый кредит от Банка развития Китая, его балансовая стоимость — 540,7 млрд руб. «Долгое время эти средства были просто долларовой ликвидностью, которой нужно было как-то управлять. Возможно, эти средства компания размещала на депозитах, чтобы деньги работали и накапливали проценты для покрытия кредита. Из-за этого образовалась денежная подушка, которую компания защищала от обесценивания», — предполагает Кокин.

Пресс-службы «Транснефти» и Сбербанка отказались от комментариев.

«С целью уменьшения неблагоприятных последствий»

В течение года, закончившегося 31 декабря 2014 года, с целью уменьшения неблагоприятных последствий, связанных с возможным обесценением доллара США, Группа заключила сделки опцион-пут и опцион-колл на сумму 2726,5 млн долларов США с датами исполнения в августе–декабре 2014 года. В течение 2013 года с целью уменьшения неблагоприятных последствий, связанных с возможным обесценением курса доллара США, Группа одновременно приобрела опционы-пут и продала опционы-колл на сумму 4247 млн долларов США с датами исполнения в мае 2013 года — октябре 2014 года... Группа классифицировала эти контракты как финансовые инструменты, учитываемые по справедливой стоимости, изменения которой отражаются в составе прибыли или убытка. Оценка справедливой стоимости производилась на основании модели Блэка-Шоулза, исходные данные для которой являются наблюдаемыми на рынке.

В декабре 2013 года в целях снижения стоимости обслуживания корпоративных облигаций Группа заключила сделку с банком, контролируемым государством, одновременно приобрела барьерный опцион-пут с отлагательным условием и продала барьерный опцион-колл с отлагательным условием (далее «барьерные опционы») на сумму 1999 млн долларов США с датой исполнения в сентябре 2015 года. Группа классифицировала данный контракт как финансовый инструмент, учитываемый по справедливой стоимости, изменения которой отражаются в составе прибыли или убытка. Оценка справедливой стоимости производится на основании модели Блэка-Шоулза, исходные данные для которой являются наблюдаемыми на рынке, за исключением показателя подразумеваемой волатильности.

В сентябре-октябре 2014 года Группа и вышеуказанный банк заключили сделку «процентный своп», предполагающий обмен плавающей ставки на плавающую (float-to-float) на основе амортизируемой номинальной суммы на срок до 2029 года. Согласно условиям сделки Группа осуществляет ежегодные платежи в пользу банка на основе 6MLIBOR, определяемой на дату платежа, а банк осуществляет ежегодные платежи в пользу Группы на основе 6MLIBOR, определяемой раз в год, начиная с даты заключения сделки; обмен номинальными суммами отсутствует. В рамках данной сделки были реструктурированы условия по барьерным опционам в части изменения барьера в сторону увеличения, а также заключены опционы со сроками исполнения в октябре–декабре 2014 года.

На 31 декабря 2014 года балансовая стоимость обязательства по барьерным опционам составила 62607 млн рублей (на 31 декабря 2013 года — 1 836 млн рублей) и 13779 млн рублей по процентному свопу и включена в состав прочей кредиторской задолженности.

Источник: отчет «Транснефти» за 2014 год

Визионерский взгляд

1 из 6

Особый взгляд

Герои проекта «РБК Визионеры» рассказывают, как связаны современные инновации и визионерство

2 из 6

Кристина Судеревская

О том, как вырастить из хобби бизнес-империю и почему самое
важное — это атмосфера

3 из 6

VOYAH DREAM

Узнайте о комфортабельном пространстве премиального гибридного минивэна, где ваши переговоры или отдых никто не потревожит

4 из 6

Алексей Буров

Об особенностях создания концепций, философии ресторанов и премиализации бизнеса 

5 из 6

VOYAH FREE

Узнайте о преимуществах гибридного кроссовера премиум-класса с дерзким характером, увеличенным запасом хода и господдержкой

6 из 6

Айрат Багаутдинов

О том, как малое становится большим, о сложностях делегирования и высокой планке качества

Перейти
Авторы
Теги
Лента новостей
Кто из россиян становился победителем Лиги чемпионов Спорт, 01:15
Сотрудники МЧС разбирают фрагменты сошедшего с рельс поезда. Видео Общество, 01:12
Минтранс создал оперштаб после обрушения моста в Брянской области Общество, 01:07
Кадры первых минут после обрушения моста в Брянской области Общество, 01:02
Прокуратура начала проверку после обрушения моста в Брянской области Общество, 00:58
Во время схода поезда в Брянской области погиб машинист Общество, 00:58
Кто становился победителем Лиги чемпионов Спорт, 00:54
Как располагать к себе людей
Интенсив о харизме
Узнать больше
Во время крушения моста на поезд тяжело пострадал грудной ребенок Общество, 00:49
МЖД объяснила сход поезда «вмешательством в деятельность транспорта» Общество, 00:48
МЧС направило дополнительные силы к рухнувшему в Брянской области мосту Общество, 00:37
Форварда ПСЖ Дуэ в 19 лет признали лучшим игроком финала Лиги чемпионов Спорт, 00:28
Кадры с места крушения моста на поезд в Брянской области Общество, 00:23
Глава Брянской области сообщил о пострадавших при обрушении моста Общество, 00:20
В Брянской области произошло обрушение моста⁠ Общество, 00:20