Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Обвиняемого в отмывании $4 млрд через Bitcoin Винника доставили в Париж Крипто, 18:05 Что готовят в ресторанах Москвы на китайский Новый год Стиль, 18:01 Сизиф и критик: как детские травмы мешают добиваться успехов в бизнесе Pro, 17:57 Российских дипломатов вышлют из Болгарии после обвинений в шпионаже Политика, 17:57 Выздоровела женщина, первая в мире заразившаяся вирусом в Китае Общество, 17:56 Роджер Федерер выиграл 100-й матч на Australian Open за карьеру Спорт, 17:54 Разработчику «Бурана» предложили должность уборщика в РКК «Энергия» Общество, 17:52 Защита обсудит с израильтянкой Иссахар ходатайство Путину о помиловании Общество, 17:39 Турчак сообщил о возможном исключении главы Чувашии из «Единой России» Общество, 17:38 Шесть человек погибли в результате стрельбы в немецкой общине Рот-ам-Зе Общество, 17:38 Суд по просьбе ЦБ закрыл заседание по иску «Открытия» к бывшим владельцам Общество, 17:30 Адвокат Винника сообщил о его критическом состоянии Общество, 17:25 «Новотранс» направила комиссию на место обрушения крыши завода в Кузбассе Общество, 17:17 В Рязанской области умерла старейший практикующий хирург Левушкина Общество, 17:11
Финансы ,  
0 

Владельцы премиальных банковских карт стали чаще брать микрокредиты

Микрофинансовые организации отмечают рост заемщиков с банковскими картами Gold и Platinum. За микрозаймами их привели трудности с получением кредита в банке, считают эксперты
Фото: Никита Попов / РБК

Почти каждый восьмой онлайн-заемщик микрофинансовых организаций (МФО) ​— владелец премиальной банковской карты Visa или MasterCard, говорится в исследовании сервиса онлайн-кредитования, проведенного MoneyMan (есть у РБК).

По данным MoneyMan, на дебетовые и кредитные карты премиального класса микрозаймы получают 13,1% онлайн-клиентов российских МФО. Из них 6,7% заемщиков используют карты категории Gold и 6,4% — Platinum, говорится в исследовании. По данным компании, расплачиваются по долгам с премиальных карт 12,5% клиентов. Платежи с карт Gold приходят от 6,8% клиентов, с Platinum — от 5,7% заемщиков.

В целом на банковские карты оформляется подавляющее большинство микрозаймов. В «МигКредит» заем на карту получают 75% онлайн-клиентов, в «Е заем» — 70%, сервис Webbankir.com в 94%.

Представители микрофинансовых организаций отмечают, что приток клиентов в МФО с премиальными картами, традиционно считавшимися атрибутом для более состоятельных клиентов, растет. Так, в 2013 году онлайн-микрозаймами интересовались лишь 8,2% клиентов с премиальными картами. Только в MoneyMan их число выросло за неполные три года в 28 раз — с 300 до 8400 клиентов, говорит представитель компании. В процентном соотношении число таких клиентов выросло у всех МФО, добавляет представитель MoneyMan.

По словам управляющего директора сервиса онлайн-кредитования «Е заем» Лиги Трупа, в этом году заемщиков с премиальными картами среди клиентов компании стало на 20% больше. Это люди с более высоким доходом, чем у обычных держателей микрозаймов. «Около 13% наших клиентов имеют месячный доход более 60 тыс. руб. в месяц. Скорее всего, именно им принадлежат премиальные карты», — говорит эксперт. Это могут быть люди, которым нужны небольшие суммы в предельно сжатый срок — геймеры, трейдеры, представители малого бизнеса и работники со сдельной оплатой труда, считает она.

По данным MoneyMan, средняя зарплата клиентов с премиальными банковскими картами — 75 тыс. руб., у 1% клиентов она превышает 150 тыс. руб. Онлайн-заемщики с обычными картами зарабатывают в два раза меньше — 35 тыс. руб., уточняет представитель компании.

Владельцы премиальных карт занимают в МФО в среднем около 18 тыс. руб., держатели обычных карт — 11,5 тыс. руб. Средний срок онлайн-займа у них один и тот же — 22 дня. При этом владельцы премиальных карт отличаются большей дисциплинированностью в возврате долгов, признает представитель компании.

Клиенты с золотыми картами идут за микрозаймами из бизнеса, считают представители МФО. Среди заемщиков растет доля индивидуальных предпринимателей, которые пока не могут получить кредит в банке. «Часто короткие микрозаймы используют владельцы бизнеса, которым нужны деньги для расчета с контрагентами (если оплата нужна сегодня, а сумма, которая покроет ее, будет только через несколько дней)», — соглашается директор по развитию онлайн-кредитования компании «МигКредит» Роман Халанский.

В MoneyMan также не исключают, что «премиальный» приток в МФО обеспечили и заемщики с «подпорченной» кредитной историей в банке. «Клиент обращается в компании, берет несколько займов, погашает их вовремя. Следовательно, его кредитная история становится лучше и у клиента значительно увеличивается шанс получить кредит в банке», — полагает представитель MoneyMan.

Выводы экспертов находят подтверждение и в данных Национального бюро кредитных историй (НБКИ). В бюро в этом квартале зафиксировали первый за три года рост просрочки по микрозаймам. К 1 октября ее уровень составил 21,9%. По сравнению со вторым кварталом она выросла на 0,7%.

Старт роста клиентов МФО с премиальными картами совпадает с пиком выдачи таких карт банками. Начальник управления развития продуктов Бинбанка Алексей Охорзин связывает рост спроса на такой «пластик» с развитием дистанционных технологий, а также желанием клиентов платить за качественный сервис, повысить свой социальный статус. «Раньше премиальная карта была куском золотого пластика, говорящая напрямую о статусе и доходе клиента», — говорит Охорзин. Сейчас премиальные карты оформляются больше как пакеты с дополнительными услугами — страхование, программы лояльности, консьерж-сервис, перечисляет он.

По мнению главы ассоциации «Электронные деньги» Виктора Достова, рост заемщиков МФО с премиальными картами связан именно с широкомасштабной выдачей карт Gold и Premium в последние годы. «Поэтому фактически премиальными они уже быть перестали, сам рынок реальных премиальных карт медленно исчезает», — констатирует он. Завлабораторией финансовых исследований ИЭП имени Гайдара Михаил Хромов все же допускает, что владельцы премиальных карт пошли в МФО из-за трудностей с получением кредита в банке и экономического кризиса.

К 1 октября 2016 года россияне заняли у МФО уже 109,8 млрд руб., свидетельствуют данные НБКИ. Только за третий квартал эта сумма выросла на 23,2%. На 1 октября НБКИ фиксировало 7,97 млн действ​ующих микрозаймов. По словам гендиректора НБКИ Александра Викулина, 10 млн человек пользуются или раньше пользовались услугами МФО или кредитных потребительских кооперативов.

Магазин исследований: аналитика по теме "Банки"