Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Захарова ответила на заявление НАТО по списку «недружественных стран» Политика, 20:06 Где провести уютный вечер у камина РБК и «Галс», 19:52 УЕФА угрожал Дании поражением, если матч против финнов не будет доигран Спорт, 19:43 Путин назвал НАТО «рудиментом холодной войны» Общество, 19:42 Что происходит на Евро. День четвертый Спорт, 20:15 Протасевич заявил, что его не принуждали к сотрудничеству со следствием Политика, 19:33 Готов покинуть «Спартак». Что говорили после презентации нового тренера Спорт, 19:20 В МЧС назвали причину взрыва на АЗС в Новосибирске Общество, 19:17 Бузова расплакалась во время обращения к сборной на «Матч ТВ» Спорт, 19:14 НАТО призвало Россию исключить США из списка «недружественных стран» Политика, 19:00 Польша - Словакия. Онлайн матча Евро Спорт, 19:00 Путин заявил об отсутствии оснований не верить Лукашенко по Ryanair Политика, 18:41 Как Катару удалось создать комфортную среду для развития бизнеса РБК и посольство Катара, 18:25 Чешский футболист стал автором самого дальнего гола на Евро с 1980 года Спорт, 18:25
Финансы ,  
0 

Виртуальное ОСАГО: стоит ли покупать автостраховку через интернет

За четыре месяца с момента старта продаж ОСАГО через интернет полисы купили менее 0,2% автовладельцев. Почему онлайн-страхование не пользуется спросом?
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Страховые компании с 1 июля 2015 года должны были начать продавать ОСАГО через интернет. По данным Российской ассоциации страховщиков (РСА), по состоянию на 12 ноября через интернет было оформлено около 27 тыс. договоров. Это всего лишь 0,17% от общего количества проданных за это время полисов ОСАГО.

Сбой в системе

По просьбе «РБК Денеги» сотрудница консалтинговой компании Елена Шатилова попробовала продлить свой полис через интернет. Для этого девушке нужно было создать «личный кабинет» на сайте ее страховой компании «АльфаСтрахование». После прохождения всех процедур и заполнения всех данных Шатилова получила сообщение: «Ожидайте письмо на электронный адрес». Через несколько часов подтверждение от компании не пришло, консультанты также не перезванивали.

Шатилова решила связаться с компанией сама. В ходе разговора с консультантом выяснилось, что по ее заявке до сих пор нет ответа от Российского союза автостраховщиков (РСА). В итоге девушке пришлось ехать в офис и оформлять полис привычным способом. При оформлении полиса Шатиловой произошел сбой, объясняет заместитель руководителя управления методологии обязательных видов страхования «АльфаСтрахование» Сергей Скоморохин.

После того как клиент отправляет запрос на продление полиса в виде электронного документа, автоматически формируется запрос в базу РСА. Его информационная система ищет и проверяет информацию о собственнике и автомобиле. Одна из целей — определить так называемый коэффициент «бонус-малус» — скидку или надбавку к стоимости полиса за безаварийную или, наоборот, аварийную езду.

Бывают ситуации, когда запрос, который отправляется в АИС РСА, встает в очередь на обработку, рассказывает механику процесса Скоморохин. Представители других страховых компаний также рассказывают, что у граждан могут возникнуть сложности с онлайн-покупкой полисов.

Информационная база РСА не всегда успешно идентифицирует клиента, а без этого невозможно определить правильный коэффициент бонус-малус, говорит заместитель генерального директора СПАО «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.«По данным с нашего сайта, лишь две трети автовладельцев, начавших оформление полиса онлайн, успешно завершают эту процедуру. У остальных что-то не совпадает», — говорит Иванов.

Сбой может произойти, если предыдущая страховая компания неверно передала данные в информационную систему РСА. Также проблемы могут возникнуть у тех, кто поменял личные данные — паспорт, водительское удостоверение, место жительства и т.д.

Неэлектронный полис

Пока что онлайн-продажи внедрили далеко не все страховые компании. Сегодня возможность купить полис-онлайн есть всего у 14 из 86 компаний, имеющих лицензию на автострахование. Среди них крупнейшие розничные компании — «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантия», «АльфаСтрахование».

По мнению генерального директора юридической компании «ГлавСтрахКонтроль» Николая Тюрникова, страховые компании намеренно саботируют введение электронного полиса ОСАГО, утверждая что это их право — продавать страховки через интернет или нет. По мнению Тюрникова, страховщики обязаны продавать полисы онлайн. А введение электронных продаж позволит в конечном итоге снизить стоимость ОСАГО, считает он.

Пока что стоимость полиса, купленного в интернете и в офисе страховой компании, не различается. Страховые компании ссылаются на закон об ОСАГО, который, по их мнению, не предусматривает разные тарифы для разных каналов продаж. «Если страховая компания установила определенную стоимость полисов в тарифном коридоре, который у нас существует, то по этой цене и должна продавать полисы и в офисе, и через агентов, и через интернет», — объясняет Иванов из «РЕСО-Гарантия».

«Нет резона платить завышенную премию за ОСАГО, если полисы реализуются в электронном виде», — говорит Тюрников. По законодательству в структуре тарифа на ОСАГО 20% приходится на расходы на ведение дел страховщиков, большая часть из которых — агентские комиссионные.

Советы автовладельцам

Тем, кто все же решил купить полис онлайн, нужно знать о нескольких тонкостях. Полис ОСАГО, купленный через интернет, распечатывается на обычном принтере, а не на специальном бланке Госзнака, что в дальнейшем может вызвать вопросы у сотрудников ГИБДД. «Большой вопрос в том, как такие полисы будут проверять ГИБДД, — рассуждает руководитель управления продаж «Страховые брокеры АСТ» Иннокентий Лукьянов. — На сегодняшний день у сотрудников нет приборов, с помощью которых можно проверить этот полис».

По словам Скоморохина, на сегодняшний момент с этим действительно есть проблемы. Клиенты жалуются на то, что сотрудники ГИБДД очень скептически относятся к электронным распечаткам полисов. «К сожалению, в ГИБДД пока плохо знакомы с этими нововведениями, — говорит Скоморохин. — Поэтому сотрудник ГИБДД должен либо на слово поверить в его законность, либо при наличии технической возможности направить запрос в базу РСА, которая подтвердила бы ему заключение договора».

Эксперты советуют следовать нескольким советам. «При оформлении электронного договора ОСАГО необходимо проследить за тем, чтобы данные СТС или ПТС совпадали с теми, которые указаны в действующем полисе (поле «Вид документа»)», — советует заместитель руководителя дирекции интернет-продаж САО «ВСК» Семен Евдокимов.

Серию и номер документа тоже необходимо указывать именно так, как они зафиксированы в действующем полисе. По такому же принципу вводится информация о VIN-коде. Кроме того, количество лошадиных сил необходимо указывать точно, без округлений, как в документах на автомобиль. Важно помнить, что вписать в полис можно будет только водителей, которые ранее уже были застрахованы по ОСАГО.

Ну и стоит приготовиться к тому, что процесс оплаты и получения полиса может оказаться длительным.

Магазин исследований Аналитика по теме "Интернет"