Перейти к основному контенту
Финансы⁠,
0

ЦБ назвал пять признаков телефонных мошенников

Банк России рассказал, как распознать телефонных мошенников, нацеленных на кражу денег, и рекомендовал банкам оповестить об этом своих клиентов. По данным ЦБ, злоумышленники традиционно активизируются в новогодние праздники
Фото: Владимир Гердо / ТАСС
Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Банк России назвал пять признаков, с помощью которых можно распознать телефонных мошенников, пытающихся украсть банковские средства граждан. Регулятор рекомендовал банкам проинформировать своих клиентов о таких признаках, говорится в сообщении ЦБ.

Телефонные мошенники традиционно активизируются перед Новым годом, указал зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин. «Напомнить еще раз о том, как им противостоять, — очень важно. Сто, тысячу раз напоминать — никогда не лишнее, лишь бы люди осознали, что это может случиться с каждым, и смогли правильно поступить в случае такого звонка. Регулятор и банки должны делать сейчас все возможное, чтобы защитить сбережения людей, которые им часто давались совсем не легко», — подчеркнул он.

Список признаков по версии ЦБ

  • Неожиданный звонок, СМС-сообщение, электронное письмо или ссылка в мессенджере от незнакомца, который представляется сотрудником банка, полиции, магазина и т.д.
  • Собеседник ведет разговор о переводе денег и под любым предлогом просит совершить транзакцию на какой-то безопасный счет, оплатить некий налог, бронь, штраф, заплатить залог, аванс и так далее.
  • Сообщение или звонок содержит информацию об очень выгодном предложении — призы, любые выплаты, уникальные условия по кредитам и депозитам, инвестиционные продукты, обещающие огромную доходность. Либо наоборот — собеседник пытается запугать возможной потерей денег.
  • Собеседник пытается под любым предлогом узнать данные банковской карты — номер, трехзначный код на ее обратной стороне, ПИН-код, а также код из СМС или персональные данные.
  • Собеседник использует в разговоре моральное давление, требует немедленно принять решение о переводе денег или сообщить данные карты.

«Настоящий сотрудник банка или любой другой организации никогда не запрашивает у человека какие-либо данные его карты. Представитель банка действительно может связаться с клиентом при подозрении о проведении несанкционированной операции. Но и в этом случае лучше самостоятельно перезвонить в банк по номеру телефона, указанному на его сайте или банковской карте, и уточнить причину звонка», — объяснили в ЦБ.

Мошенники используют телефонные звонки и рассылку сообщений с целью кражи денежных средств со счетов банковских клиентов. Этот способ связи с потенциальной жертвой используется в так называемой социальной инженерии — с помощью психологических методов обмана и запугивания жертвы злоумышленниками. На долю социнженерии приходится 83,8% от общего числа атак на банковских клиентов. Всего в первом полугодии 2020 года мошенникам удалось совершить более 360 тыс. несанкционированных операций и похитить у банковских клиентов примерно 4 млрд руб. — из них банки вернули клиентам только 12,1% украденных средств (около 485 млн руб). 

Банк России за первое полугодие 2020 года заблокировал более 9,7 тыс. мошеннических телефонных номеров, почти в четыре раза больше, чем за январь—июнь прошлого года. Около 80% злоумышленников звонили гражданам с подменных номеров банков. По данным Сбербанка, число мошеннических звонков в России с начала года достигло 15 млн. Банк за этот период зафиксировал более 3,4 млн жалоб клиентов на телефонное мошенничество, что превышает показатель 2017 года более чем в 30 раз и более чем в два раза показатель 2019 года. «Количество мошеннических звонков гражданам России достигает 100 тыс. в сутки, телефонное мошенничество в РФ уже имеет все признаки национального бедствия», — отмечали в Сбербанке.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Банки"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 09:12
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 09:12
Глава IRENA предсказал последствия недоинвестирования в «чистую» энергию Бизнес, 09:01
4 отрасли, где применяются большие языковые модели РБК и GigaChat, 09:00
Слабое начало декабря. Топ-5 криптовалют с ростом за неделю Крипто, 09:00
Глава Института Европы назвал условие удвоения торговли России и ЕС Политика, 09:00
Глава Института Европы — о том, как вернуться к диалогу России и ЕСПодписка на РБК, 09:00
Эксперты «Атона» назвали 14 акций-фаворитов в стратегии на 2026 год Инвестиции, 09:00
На Запорожской АЭС ночью приостанавливалось внешнее электроснабжение Политика, 08:59
Как располагать к себе людей
Интенсив о харизме
Узнать больше
Губернатор Ленобласти сообщил о сбитых беспилотниках Политика, 08:48
Суд в США обязал Минюст рассекретить часть материалов по делу Эпштейна Политика, 08:45
Что такое IPO и зачем компании выходить на Московскую биржу #всенабиржу!, 08:30
Синоптики спрогнозировали облачные выходные в Москве Общество, 08:26
США одобрили возможную продажу Дании 200 ракет AMRAAM Политика, 08:10
Как выглядит дом в Москве, где мелодию для домофона придумал композитор РБК и TATE, 08:00
Афганистан начал поставлять в Россию хлопок Бизнес, 08:00