Банкинг не для всех: состоятельные россияне не любят премиальные банки

Международная исследовательская компания Ipsos Comcon выпустила обзор «Premier’2017: Тенденции финансового поведения», в котором она проанализировала, какими финансовыми услугами пользуются россияне с уровнем дохода выше среднего. Эксперты Ipsos Comcon опросили 2800 человек из российских городов с населением от 500 тыс. жителей, относящихся по материальному положению к 10% россиян с максимальным ежемесячным заработком. В выборку вошли жители Москвы и Санкт-Петербурга с доходом более 70 тыс. и 60 тыс. руб. в месяц соответственно, а также россияне из других городов, зарабатывающие свыше 50 тыс. руб. в месяц.
По данным Ipsos Comcon, привилегированные банковские услуги (private-banking) не очень популярны среди обеспеченных россиян — подобными сервисами пользуются лишь треть опрошенных граждан. Из числа респондентов, являющихся клиентами private-банков, порядка 13% вкладывают деньги в специальные страховые программы — это несколько больше, чем годом ранее: тогда страховые продукты использовали 10% опрошенных.
Еще 13% премиальных клиентов пользуются услугами персональных менеджеров (против 11% в 2016 году), а 12% респондентов — премиальными банковскими картами (рост на 3 п.п. — с 9% в прошлом году). В других сегментах private-банкинга существенных перемен нет: доля владельцев премиальных вкладов и индивидуальных банковских сейфов осталась на уровне прошлого года — 9 и 6% соответственно. Доля респондентов, оформивших премиум-кредиты, также осталась неизменной — 3% от числа клиентов private-банков.
Выбор богачей
По мнению директора по развитию бизнеса «БКС-Премьер» Антона Граборова, высокий интерес состоятельных клиентов банков к страховым продуктам во многом обусловлен их образом жизни и психологией. Обеспеченные россияне довольно много путешествуют — соответственно, среди них очень востребовано бесплатное страхование выезжающих за рубеж, которое предоставляется в премиальных пакетах банков, приводит пример финансист.
Также они вкладываются в полисы накопительного и инвестиционного страхования, поскольку эти инструменты обеспечивают более высокую доходность, чем депозиты. «Состоятельные клиенты склонны больше думать о будущем, им важно обеспечить стабильность семьи. Поэтому мы действительно замечаем, что чем выше благосостояние человека, тем более ему это интересно и тем больший набор услуг страхования его начинает интересовать», — добавляет Граборов.
Популярность услуг персонального менеджера опрошенные РБК эксперты связывают с тем, что в поисках более высокой доходности состоятельные клиенты начинают интересоваться более сложными, чем вклады, инструментами. Инвестиции в такие продукты требуют определенных знаний и умений, которыми среднестатистический россиянин не обладает.
Как отмечает руководитель дирекции частного банковского обслуживания, старший вице-президент банка ВТБ Дмитрий Брейтенбихер, в спектр премиальных инструментов входят облигации надежных эмитентов или облигационные фонды и стратегии доверительного управления, структурные продукты прежде всего с гарантией возврата капитала, накопительное и инвестиционное страхование. Работать с этими бумагами без помощи профессионала крайне затруднительно.
«Персональный менеджер должен быть экспертом и консультантом, который помогает клиенту управлять его финансами. Раньше он был только банковским клерком, который мог сделать за вас платеж, перевод, оформить страховку», — рассказывает Антон Граборов.
Повышенный интерес к премиальным картам эксперты объясняют тем, что VIP-клиентов привлекает возможность использования бизнес-залов в аэропортах, а также конвертация валюты по льготному курсу и льготные условия по снятию наличных с карты за границей. Кроме того, в пакеты по обслуживанию премиальных банковских карт обычно включены скидки в магазинах и ресторанах, интересных для состоятельных клиентов, и это дополнительный довод в пользу такого продукта.
В свою очередь, относительно слабый интерес клиентов к премиальным вкладам эксперты связывают с тем, что ставка по таким продуктам, как правило, отличается от ставки по «обычным» депозитам всего лишь на несколько десятых процентного пункта — существенной выгоды подобные предложения не несут. По наблюдениям начальника управления по работе с состоятельными клиентами ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Андрея Хохрина, сегодня клиенты заинтересованы в получении доходности не менее чем 5% в долларах и 9% в рублях, тогда как ставки по валютным депозитам близки к нулю, а по рублевым колеблются в пределах 6–7%.
Правда ли только треть?
Правда ли только треть?
Опрошенные РБК финансисты сходятся во мнении, что оценка доли премиальных банковских клиентов, приведенная в отчете Ipsos Comcon, выглядит заниженной. «Вместе с действительно состоятельными людьми в выборку попали те, кто имеет достаточно небольшой уровень средств, которые они хранят в банке», — говорит международный финансовый консультант FCP (Financial Management) Ltd Исаак Беккер. По его мнению, даже если у гражданина есть во владении дорогая недвижимость или другие активы, он не может воспользоваться премиальным обслуживанием, если на его счетах нет достаточной суммы средств, например от 1 млн руб.
По словам Беккера, выборка по такому принципу «размыла» исследовательскую базу и является нетипичной для тех, кто профессионально изучает финансовое поведение состоятельных граждан. Вице-президент, директор департамента по обслуживанию VIP-клиентов ВТБ24 Павел Кудрявцев убежден, что значительная часть обеспеченных россиян в том или ином виде все-таки пользуется специальными программами обслуживания. Это подтверждает динамика прироста депозитов и портфеля инвестиционных инструментов в российских банках, отмечает он. «Доля таких людей явно больше, чем треть», — подчеркивает он.
Антон Граборов напоминает, что порог возмещения по вкладам из АСВ сегодня составляет 1,4 млн руб. и поэтому многие клиенты не держат в одном банке больше этой суммы. «Часто порог входа в премиум-сегмент начинается от большей суммы. Поэтому у людей могут быть деньги, но формально с точки зрения конкретного банка они не подпадают под критерий премиального клиента», — поясняет финансист.
Впрочем, скептикам стоит учитывать, что даже в городах-миллионерах далеко не в каждом офисе доступен формат обслуживания привилегированных клиентов, добавляет эксперт. В России в целом в отличие от Москвы не до конца сформирована культура использования private-банкинга, поэтому оценка Ipsos Comcon имеет право на жизнь, заключает Граборов.
Как выбрать премиальный банк
Как выбрать премиальный банк