Перейти к основному контенту
Финансы⁠,
0

Банкинг не для всех: состоятельные россияне не любят премиальные банки

По данным Ipsos Comcon, только треть обеспеченных россиян пользуются премиальными банковскими услугами. При выборе private-банка они ориентируются в основном на его репутацию. Какие еще критерии важны в этом вопросе?
Фото: Toru Hanai / Reuters
Фото: Toru Hanai / Reuters

Международная исследовательская компания Ipsos Comcon выпустила обзор «Premier’2017: Тенденции финансового поведения», в котором она проанализировала, какими финансовыми услугами пользуются россияне с уровнем дохода выше среднего. Эксперты Ipsos Comcon опросили 2800 человек из российских городов с населением от 500 тыс. жителей, относящихся по материальному положению к 10% россиян с максимальным ежемесячным заработком. В выборку вошли жители Москвы и Санкт-Петербурга с доходом более 70 тыс. и 60 тыс. руб. в месяц соответственно, а также россияне из других городов, зарабатывающие свыше 50 тыс. руб. в месяц.

По данным Ipsos Comcon, привилегированные банковские услуги (private-banking) не очень популярны среди обеспеченных россиян — подобными сервисами пользуются лишь треть опрошенных граждан. Из числа респондентов, являющихся клиентами private-банков, порядка 13% вкладывают деньги в специальные страховые программы — это несколько больше, чем годом ранее: тогда страховые продукты использовали 10% опрошенных.

Еще 13% премиальных клиентов пользуются услугами персональных менеджеров (против 11% в 2016 году), а 12% респондентов — премиальными банковскими картами (рост на 3 п.п. — с 9% в прошлом году). В других сегментах private-банкинга существенных перемен нет: доля владельцев премиальных вкладов и индивидуальных банковских сейфов осталась на уровне прошлого года — 9 и 6% соответственно. Доля респондентов, оформивших премиум-кредиты, также осталась неизменной — 3% от числа клиентов private-банков.

Выбор богачей

По мнению директора по развитию бизнеса «БКС-Премьер» Антона Граборова, высокий интерес состоятельных клиентов банков к страховым продуктам во многом обусловлен их образом жизни и психологией. Обеспеченные россияне довольно​ много путешествуют — соответственно, среди них очень востребовано бесплатное страхование выезжающих за рубеж, которое предоставляется в премиальных пакетах банков, приводит пример финансист.

Также они вкладываются в полисы накопительного и инвестиционного страхования, поскольку эти инструменты обеспечивают более высокую доходность, чем депозиты. «Состоятельные клиенты склонны больше думать о будущем, им важно обеспечить стабильность семьи. Поэтому мы действительно замечаем, что чем выше благосостояние человека, тем более ему это интересно и тем больший набор услуг страхования его начинает интересовать», — добавляет Граборов.

Популярность услуг персонального менеджера опрошенные РБК эксперты связывают с тем, что в поисках более высокой доходности состоятельные клиенты начинают интересоваться более сложными, чем вклады, инструментами. Инвестиции в такие продукты требуют определенных знаний и умений, которыми среднестатистический россиянин не обладает.

Как отмечает руководитель дирекции частного банковского обслуживания, старший вице-президент банка ВТБ Дмитрий Брейтенбихер, в спектр премиальных инструментов входят облигации надежных эмитентов или облигационные фонды и стратегии доверительного управления, структурные продукты прежде всего с гарантией возврата капитала, накопительное и инвестиционное страхование. Работать с этими бумагами без помощи профессионала крайне затруднительно.

Дмитрий Брейтенбихер
Дмитрий Брейтенбихер

«Персональный менеджер должен быть экспертом и консультантом, который помогает клиенту управлять его финансами. Раньше он был только банковским клерком, который мог сделать за вас платеж, перевод, оформить страховку», — рассказывает Антон Граборов.

Повышенный интерес к премиальным картам эксперты объясняют тем, что VIP-клиентов привлекает возможность использования бизнес-залов в аэропортах, а также конвертация валюты по льготному курсу и льготные условия по снятию наличных с карты за границей. Кроме того, в пакеты по обслуживанию премиальных банковских карт обычно включены скидки в магазинах и ресторанах, интересных для состоятельных клиентов, и это дополнительный довод в пользу такого продукта.

В свою очередь, относительно слабый интерес клиентов к премиальным вкладам эксперты связывают с тем, что ставка по таким продуктам, как правило, отличается от ставки по «обычным» депозитам всего лишь на несколько десятых процентного пункта — существенной выгоды подобные предложения не несут. По наблюдениям начальника управления по работе с состоятельными клиентами ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Андрея Хохрина, сегодня клиенты заинтересованы в получении доходности не менее чем 5% в долларах и 9% в рублях, тогда как ставки по валютным депозитам близки к нулю, а по рублевым колеблются в пределах 6–7%.

Правда ли только треть?

Опрошенные РБК финансисты сходятся во мнении, что оценка доли премиальных банковских клиентов, приведенная в отчете Ipsos Comcon, выглядит заниженной. «Вместе с действительно состоятельными людьми в выборку попали те, кто имеет достаточно небольшой уровень средств, которые они хранят в банке», — говорит международный финансовый консультант FCP (Financial Management) Ltd Исаак Беккер. По его мнению, даже если у гражданина есть во владении дорогая недвижимость или другие активы, он не может воспользоваться премиальным обслуживанием, если на его счетах нет достаточной суммы средств, например от 1 млн руб.

По словам Беккера, выборка по такому принципу «размыла» исследовательскую базу и является нетипичной для тех, кто профессионально изучает финансовое поведение состоятельных граждан. Вице-президент, директор департамента по обслуживанию VIP-клиентов ВТБ24 Павел Кудрявцев убежден, что значительная часть обеспеченных россиян в том или ином виде все-таки пользуется специальными программами обслуживания. Это подтверждает динамика прироста депозитов и портфеля инвестиционных инструментов в российских банках, отмечает он. «Доля таких людей явно больше, чем треть», — подчеркивает он.

Фото: Михаил Почуев / ТАСС


Антон Граборов напоминает, что порог возмещения по вкладам из АСВ сегодня составляет 1,4 млн руб. и поэтому многие клиенты не держат в одном банке больше этой суммы. «Часто порог входа в премиум-сегмент начинается от большей суммы. Поэтому у людей могут быть деньги, но формально с точки зрения конкретного банка они не подпадают под критерий премиального клиента», — поясняет финансист.


Впрочем, скептикам стоит учитывать, что даже в городах-миллионерах далеко не в каждом офисе доступен формат обслуживания привилегированных клиентов, добавляет эксперт. В России в целом в отличие от Москвы не до конца сформирована культура использования private-банкинга, поэтому оценка Ipsos Comcon имеет право на жизнь, заключает Граборов.

Как выбрать премиальный банк

«Самым важным фактором при выборе банка для обеспеченных россиян остается его репутация», — отмечается в исследовании Ipsos Comcon. Этот показатель за последние три года не изменился и держится на уровне 45%. Немаловажным фактором также являются выгодные условия предоставления услуг — его значимость в 2017 году выросла на 6 п.п. по сравнению с 2016 годом. Важность наличия широкой сети банкоматов, напротив, сократилась на 4 п.п., подчеркивается в обзоре Ipsos Comcon.

Финансовый консультант Исаак Беккер согласен с таким подходом. По его мнению, банк должен быть надежным и не вызывать сомнений. «Российский премиальный сервис несет на себе отпечаток менталитета страны, которая живет при капитализме всего 25 лет, — говорит он. — Часто людей интересуют такие «игрушки», как консьерж-сервис, кредитная карта с хорошим кешбэком, возможность пользоваться хорошим залом ожидания в аэропорту и т.д.». Однако это очень мелкие вещи по сравнению с тем, насколько сохранны будут деньги клиента, отмечает Беккер.

Дмитрий Брейтенбихер считает, что давать рекомендации по выбору банка применительно к крупным частным клиентам не вполне корректно. У каждого клиента своя структура активов, свой бюджет, соответственно, и портфель продуктов нужно подбирать индивидуально. Однако банкир отмечает, что сегодня для клиента важно отношение с банком, его репутация, доходность инвестиций, комплексное обслуживание, дистанционное обслуживание, продуктовая линейка и расположение офиса. При этом если значение продуктовой линейки для клиента уже снижается, то роль других критериев постепенно возрастает. «Будет расти значимость таких критериев, как надежность и репутация банка, а удобство и качество дистанционного обслуживания станет одним из ключевых критериев выбора банка», — говорит Брейтенбихер.

Антон Граборов подчеркивает, что ключевыми факторами в выборе премиального банка должно быть качественное дистанционное обслуживание (в том числе удобный мобильный банк), а также высокий уровень экспертизы. Последнее включает в себя наличие персонального менеджера, который может подсказать, как клиенту наилучшим образом распорядиться деньгами, чтобы достичь тех целей, которые клиент перед собой ставит. «Выбирая банк, нужно позвонить в отделение, приехать лично и оценить уровень экспертизы и набор вопросов, которые менеджер может помочь решить», — заключает Граборов.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 00:11
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 00:11
В Ивановской области объявили беспилотную опасность Политика, 00:15
Чек-лист новичка: как заработать на нефти, какао и апельсиновом соке #всенабиржу!, 00:10
Кадыров пригрозил Украине жестким ответом после атаки на «Грозный-Сити» Политика, 00:10
Вартанян назвал условие досрочной победы Яна над Двалишвили в UFC Спорт, 00:05
Бундестаг отклонил резолюции по активам России и ядерным сделкам Политика, 00:04
Задержанного у Госдумы «иноагента по приколу» арестовали на 15 суток Политика, 05 дек, 23:58
Дрон атаковал машину председателя избиркома Белгородской области Политика, 05 дек, 23:41
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Почему к косметическим процедурам стоит добавить биотехнологии РБК и КИТ МЕД, 05 дек, 23:30
Большой театр анонсировал старт продаж на январские показы «Щелкунчика» Общество, 05 дек, 23:24
The Atlantic рассказал о странном исчезновении борца с супер-ИИ в США Технологии и медиа, 05 дек, 23:21
Трамп исполнил свой танец на жеребьевке ЧМ по футболу Спорт, 05 дек, 23:10
Россия и Иран: история сотрудничества РБК и РЭЦ, 05 дек, 23:00
Politico узнало, что Венгрия оставила ЕС без «плана Б» по активам России Политика, 05 дек, 22:54
Зеленский исключил Ермака из СНБО и своей ставки Политика, 05 дек, 22:52