Финансовая травма: как появление больших денег влияет на психологию людей
«Один пациент пришел ко мне после того, как выиграл в лотерею огромную сумму денег», — рассказывает выпускник Принстона, профессор психологии Фредерик Ньюман. По его словам, сначала бедолагу уволили с работы — начальник счел, что его богатство деморализует других сотрудников. От нечего делать он подсел на азартные игры, это довело до ручки его жену, и она подала на развод. Друзья испарились один за другим, потому что чувствовали себя неуютно в компании богача. В итоге — ни жены, ни работы, ни друзей.
Это один из примеров, когда большие деньги часто не приносят счастья. Почему так происходит? По мнению доцента лаборатории социальной и экономической психологии РАН Татьяны Дробышевой, многое зависит от того, какую коннотацию несет богатство. Например, доход от высокооплачиваемой работы или прибыль от собственного бизнеса — это подтверждение заслуг. А выигрыш в лотерее означает, что за кратковременным эмоциональным подъемом следует разочарование — обладатель состояния по-прежнему не может считать себя успешным. Директор центра социологических исследований РАНХиГС Виктор Вахштайн говорит, что в этом случае деньги не подтверждают факта признания ваших заслуг.
«Кроме того, деньги — это ресурс, и удовлетворение от него наступает только когда он используется, способствует переменам», — добавляет завкафедрой психоанализа ВШЭ Андрей Россохин. Если же вы становитесь заложником финансовой стабильности, «консервируете» богатство, как бальзаковский Гобсек, — это, напротив, приводит к фрустрации. С какими психологическими проблемами сталкиваются богатые люди и почему это происходит?
Отстраненность и одиночество
Богатство заставляет нас действовать в одиночку. К такому выводу в 2006 году пришли авторы исследования «Психологические эффекты денег» — Кейтлин Вогс, профессор Карлсонской школы менеджмента университета Миннесоты, и ее коллеги Николь Мид и Миранда Гуд. В рамках исследования они разделили респондентов (всего около 200 человек) на две группы. Одну ничем не выделили, а второй постоянно напоминали о финансах. Например, беседовали с ними за столом, заваленным неоплаченными счетами, или заставляли пройти тест на компьютере с изображениями купюр на рабочем столе. В простых логических заданиях на перестановку слов в предложении им также предлагали работать с ориентированными на деньги фразами — например, «оплачиваемая работа высоко», тогда как остальным респондентам давали фразы вроде «холодно улице на очень».
Затем испытуемому предлагали зайти в комнату, где уже сидел другой участник интервью, и поставить свой стул в любом удобном месте. «Ориентированная на деньги» группа устанавливала дистанцию до 118 см, в то время как у «обычных» участников она доходила только до 79–80 см. В ситуациях, где можно сделать выбор в пользу себя или группы, первые вдвое чаще отдавали предпочтение собственной выгоде и пытались решать задачи самостоятельно (в 70% случаев), в то время как 60% «обычных» участников просили помощи преподавателя.
Получается, что деньги действительно убеждают людей ориентироваться в первую очередь на себя: не помогать другим — но и не просить помощи. «Когда люди вспоминают о деньгах, они мгновенно переключаются с коллективных целей на личные», — говорится в исследовании. «Они становятся более бедными с социальной точки зрения, теряют чувство команды», — предполагает Вогс в интервью американскому изданию The Boston Globe.
Склонность к зависимости
Богатые люди (тут, впрочем, речь идет только об американцах) выпивают чаще бедных, хотя, казалось бы, должно быть наоборот. Такой вывод можно сделать на базе данных американского Центра контроля заболеваний (подразделение Департамента здравоохранения США) за 2010 год. Из документа следует, что только 42% семей, чей доход ниже уровня бедности, выпивает ежедневно. При этом из тех, кто получает в четыре раза больше, это делают 79%. Похожий результат дал и ежегодный опрос Gallup (американский институт общественного мнения) за 2015 год. В его рамках 1009 американцев от 18 до 50 лет отвечали на вопрос о том, пили ли они алкогольные напитки в последние 24 часа. Утвердительно на него ответили 45% респондентов с доходом выше $75 тыс. в год, и только 18% из тех, кто получает меньше $30 тыс.
Gallup предлагает такое объяснение этого феномена: богатые люди чаще оказываются в ситуациях, которые подразумевают употребление напитков — например, ужины в ресторане или путешествия. В исследовании, впрочем, не говорилось, что именно и в каких количествах пьют те и другие. Есть и другое мнение. Профессор медицинской школы университета Джона Хопкинса Дэвид Линден в своей книге «Компас удовольствий» говорит о том, что люди с высоким доходом больше склонны к различным зависимостям. Те качества, которые позволяют зарабатывать много — нацеленность на успех, умение жить конкретной целью, не отвлекаясь на побочные факторы, — могут стать и причиной для зависимостей.
Неспособность к эмпатии
Так называемый эмоциональный интеллект — то есть способность считывать эмоции других — зачастую ценится не меньше высокого IQ. При этом у богатых людей этот навык развит довольно слабо. По крайней мере, так считает группа ученых из университета Калифорнии под руководством профессора Майкла Крауза. В рамках исследования 2011 года он попросил 240 студентов заполнить простой опросник: надо было указать свой возраст, национальность, годовой доход и т.д.
Затем он пригласил респондентов на очную встречу, разбил их на пары и предложил каждому придумать никнейм для своего партнера, а также забавную историю его появления. Во время рассказа этой истории респондент должен был внимательно наблюдать за реакцией партнера и пытаться понять, какие эмоции тот испытывает. После этого Круз сравнивал, как сам участник исследования оценивал собственные эмоции во время презентации и как их считывал его партнер. Результат трактовался так: чем больше совпадений — тем выше уровень эмпатии.
В итоге гораздо больше совпадений оказалось у тех, чей доход ниже среднего (среди участников исследования). Представителям низких социальных слоев, вероятно, чаще приходится взаимодействовать с другими людьми для решения различных проблем. Кроме того, они сильнее зависят от других и вынуждены внимательно следить за переменами в настроении окружающих, поясняет Круз.
Скудное воображение
Казалось бы, чем меньше вам надо думать о том, как свести концы с концами, тем больше у вас времени для креативных идей. Но, если верить исследованию группы ученых из университета Иллинойса под руководством профессора Рави Мехта, это не так. В 2015 году они провели эксперимент, используя так называемый тест Торренса. Суть в том, что испытуемому дают лист с изображенными на нем фигурами, линиями и просто закорючками. Его задача — нарисовать картинку на базе каждого из этих изображений и дать ей название.
Результат оценивают в баллах по пяти параметрам, среди которых «абстрактность названия», «оригинальность» и т.д. Кроме того, участникам исследования предложили различные странные задачи. Например, требовалось, прикрепить свечку к стене, используя спички или гвозди.
На основе этих экспериментов Мехта и его коллеги пришли к выводу, что творческие способности выше у тех, чей доход был ниже среднего в группе респондентов. По мнению ученых, причина в том, что у более состоятельных людей нет необходимости придумывать предметам дополнительное назначение (например, использовать обычную чашку в качестве горшка для цветов). «Воображение — как мускул, чем меньше мы его используем, тем быстрее он атрофируется», — рассказывает Мехта на сайте университета Иллинойса.