ЦБ предложил облегчить силовикам доступ к банковской тайне
В Банке России прорабатываются варианты изменения действующего порядка доступа к банковской тайне с целью борьбы с выводом активов из банков, заявила в интервью ТАСС глава регулятора Эльвира Набиуллина.
«Сейчас, когда мы выявляем в банках мошеннические действия, вывод активов, мы передаем материалы в правоохранительные органы. Однако мы не вправе передавать информацию, составляющую банковскую тайну, хотя часто вывод активов, например, связан с использованием счетов подставных, аффилированных компаний. Это обстоятельство ограничивает возможности правоохранительных органов в установлении признаков преступления, определении подозреваемых», — сказала Набиуллина.
По ее словам, если правоохранительные органы будут получать эту информацию, то это «позволит сделать еще один шаг к тому, чтобы наказание для виновных банкиров было неотвратимым».
Кроме того, в ЦБ обсуждаются варианты таких изменений в законы, которые позволят привлекать руководителей кредитных организаций к ответственности за фальсификацию отчетности. По действующему сейчас законодательству Банк России обязан лишь выдать предписание банку об исправлении отчетности, если обнаружит признаки ее фальсификации.
«В целом заинтересованные органы власти это предложение поддерживают, потому что фальсифицированная отчетность — это действительно одна из ключевых бед нашей банковской системы», — подчеркнула Набиуллина.
«Банки и так предоставляют всю необходимую информацию по запросам правоохранительных органов, в том числе и составляющую коммерческую тайну», — пояснил РБК один из руководителей банка из топ-50. По его словам, эта процедура уже отлажена и прозрачна. Банкир затруднился ответить, зачем регулятору потребовалось предоставлять сведения, составляющие банковскую тайну, самостоятельно. «Вероятно, есть правовая коллизия, когда в ЦБ приходят запросы из правоохранительных органов, но ЦБ, согласно закону, не может раскрывать всю информацию о деятельности третьих лиц, даже несмотря на то, что формально является регулятором», — предположил он.
«У главы ЦБ очень неблагодарная роль по зачистке банковского рынка от недобросовестных организаций, и естественно, что она хочет иметь больше инструментов для давления на топ-менеджеров банков, которые сознательно нарушают законодательство», — говорит председатель правления СДМ Банка Максим Солнцев. По его словам, ЦБ явно дает сигнал рынку, что если банк идет на фальсификацию отчетности, то его руководителям уже не удастся списать все на техническую ошибку.
По мнению члена совета директоров Бинбанка Олега Вьюгина, намерение ЦБ раскрывать банковскую тайну в интересах правоохранительных органов может касаться ситуаций, когда в отношении финансовой организации начато расследование или ее деятельность связана с расследованием каких-то уголовных дел. «Надеюсь, что речь не идет о том, что регулятор будет предоставлять информацию по любому запросу правоохранительных ведомств. Все-таки для этого нужна веская причина», — считает банкир. В противном случае, говорит Вьюгин, есть коррупционные риски для банков, поскольку заинтересованные лица могут попытаться получить сведения о движении по банковским счетам и о других операциях через правоохранителей.
По мнению партнера Herbert Smith Freehills Алексей Панича, если ЦБ получит право сообщать в правоохранительные органы сведения о банковской тайне, то это не изменит ситуации и не нарушит права клиентов банков. «Правоохранительные органы априори имеют доступ к любой коммерческой информации, получить ее не составляет проблемы независимо от того, кому направлен запрос — банку или регулятору», — говорит он. По мнению юриста, ЦБ также может направить запрос в правоохранительные ведомства, если посчитает, что есть основания подозревать топ-менеджмент банка в совершении преступления. В этом случае следствие также будет иметь возможность знать сведения, составляющие банковскую тайну, указывает юрист.
Ранее 6 февраля Банк России обнародовал рекомендации для банков в связи с активизацией схем отмывания денежных средств при помощи судебных решений и сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России.
ЦБ рекомендует кредитным организациям обеспечить повышенное внимание по всем операциям такого клиента, а также реализовывать право на отказ в совершении операций (предусмотренное 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). В частности, регулятор рекомендует прерывать отношения с клиентами, которые дважды в течение года пытаются использовать схемы вывода активов и легализации незаконно полученных доходов через судебные схемы.
«Коммерсант» описал суть этой схемы. В ее основе лежит искусственно созданный спор двух юридических лиц, которые через суд получают решение о взыскании не существующего на самом деле долга. Судебные приставы на законных основаниях начинают исполнительное производство, выносится судебное решение о взыскании, средства с банковского счета должника списываются на счет службы и перечисляются в пользу взыскателя на его счета, будучи таким образом легализованными. Как указано в рекомендациях ЦБ, используются счета как в России, так и за рубежом. По данным РБК, схема появилась около года назад и ее использование активизировалось в последнее время. При этом в ней используются решения как третейских, так и обычных судов.