Ложная тревога: что делать клиентам оставшихся без лицензии форекс-контор
ЦБ 2 июня отказал в выдаче лицензии двум крупнейшим форекс-дилерам: «Альпари» и «Форекс-клуб». По данным «Интерфакс-ЦЭА», «Альпари» — лидер форекс-рынка и занимает первое место как по обороту ($90 млрд в месяц), так и по количеству активных клиентов (137 тыс. человек). У «Форекс-клуба» их вдвое меньше: среднемесячный оборот компании — $54 млрд, а число клиентов — 80 тыс. человек.
Об отказе выдать лицензию регулятор сообщил на своем сайте, не разъясняя причины отказа. В ответ на запрос РБК пресс-служба ЦБ сообщила, что не имеет права комментировать действующие компании. «Альпари» и «Форекс-клуб» также не смогли объяснить действия ЦБ. Пресс-служба «Форекс-клуб» подчеркнула, что компания уже отреагировала на замечания ЦБ и скоро вновь обратится к нему за лицензией.
Формальная лицензия
Как сообщила пресс-служба ЦБ, на сегодняшний день лицензию удалось получить всего трем конторам: это «Финам форекс» (ей выдали лицензию первой еще в декабре 2015 года), «Телетрейд груп» и «Трастфорекс». Но ни одна из них по-прежнему не имеет права оказывать услуги как российский форекс-дилер. Дело в том, что по закону для этого надо вступить в зарегистрированную саморегулируемую организацию (СРО), подчеркивает пресс-служба ЦБ.
Однако такой СРО по факту просто не существует. Создание СРО по закону возможно, лишь после того как десять дилеров получат лицензии ЦБ, пишет в своем исследовании замгендиректора «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин. При этом дилер не может работать, пока не станет членом СРО. «Пока ни одна контора не имеет права заключать новые договоры от лица именно российской компании», — подтверждает это замгендиректора «Финам форекса» Ярослав Дюсуше.
Из-за отсутствия профильной СРО никто не обслуживается в рамках российских форекс-компаний, соглашается пресс-служба «Форекс-клуб». При этом почти все форекс-конторы продолжают работать с российскими клиентами в прежнем режиме. Как писал РБК, по законодательству получать лицензию ЦБ должны только форекс-компании, работающие в России. Но большинство участников рынка по факту зарегистрированы за рубежом.
В России их представляют или «дочки», или юрлица-посредники. Так работают как минимум 11 из 15 крупнейших (данные «Интерфакс-ЦЭА») на российском рынке форекс-компаний. То есть клиент-россиянин заключает договоры с иностранной компанией и российское законодательство этот процесс не регулирует.
Что ждать клиентам?
Пока никаких изменений для клиентов форекс-контор не произошло. Россияне по-прежнему имеют полное право торговать на иностранных финансовых рынках, в том числе и на рынке форекс, говорит управляющий директор ассоциации ЦРФИН (Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий) Алексей Евсиков. Иностранные компании, в свою очередь, не могут рекламировать себя именно как форекс-дилера, но реклама консалтинговых и прочих услуг не запрещена, говорится в законе, регулирующем рынок форекс. Евсиков из ЦРФИН подчеркнул, что к ним не обратился ни один клиент «Альпари» или «Форекс-клуба», когда стало известно, что ни та, ни другая не получила лицензию ЦБ.
Что будет дальше? Сейчас на форекс-рынке переходный период, но вряд ли так будет продолжаться до бесконечности, предостерегает Дюсуше из «Финам форекса». Он видит два сценария: либо компаниям, у которых нет лицензии ЦБ, на самом деле жестко запретят рекламировать себя. Либо им вообще запретят работать в России, находясь вне ее юрисдикции, заключил Дюсуше. Теоретически возможно, что ЦБ выберет жесткую линию вплоть до блокировки в сети интернет IP-адресов иностранных брокеров, допускает Буздалин из «Интерфакс-ЦЭА». И все равно желающие, вероятно, будут искать и находить способы обхода регуляторных ограничений, добавляет он.