Перейти к основному контенту
Обвал рубля ,  
0 

Скачок цен на овощи и фрукты разогнал инфляцию до рекордного уровня

В январе 2015 года инфляция в России росла наибольшими с 1999 года темпами. Примерно четверть январской инфляции обеспечил стремительный рост цен на попавшую под российские контрсанкции плодоовощную продукцию
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

За январь 2015 года потребительские цены в России выросли сразу на 3,9%, что является самым высоким показателем с февраля 1999 года. При этом продукты дорожали еще быстрее – за тот же месяц цены на них выросли на 5,7%, а по сравнению с январем 2014 года – сразу на 20,7% при общей годовой инфляции в 15%.

Ранее Росстат сообщил, что потребительские цены на продукты в России в январе 2015 года выросли на 6,7%, а продуктовая инфляция за год достигла 23,3%.

Столь стремительный рост в опубликованном сегодня отчете Минэкономразвития объясняется «беспрецедентным скачком цен» на плодоовощную продукцию, цены на которую в январе выросли на 22,1%, а за год – на 40,7%.

Скачок цен на фрукты и овощи дорого обошелся россиянам. По подсчетам Минэкономразвития, рост цен на плодоовощную продукцию увеличил продуктовую инфляцию января на 2,4 процентных пункта, а общую инфляцию – на 0,9 процентных пункта. Особенно резко (на 17–27%) в январе выросли цены на капусту, лук, морковь, картофель и другие «овощи массового потребления», а также фрукты и цитрусовые (16,7%), что объясняется ростом издержек и повышенным спросом, в том числе из-за замещения импортируемых овощных товаров, не производимых внутри страны.

«Столь высокий рост прежде всего обусловлен резким сокращением предложения в межсезонный период (импорт из стран дальнего зарубежья, по данным ФТС, сократился примерно на 40%, а реализация отечественной продукции на внутренний рынок осталась на уровне прошлого года). Также выросли отпускные цены и логистические издержки, в том числе из-за смены поставщиков-импортеров (удлинилось транспортное плечо, снизилось качество продукции и др.)», – отмечается в отчете Минэкономразвития.

Цены на остальные продукты выросли в январе на 3,7%, что более чем в полтора раз превышает уровень декабря 2014 года. Ускорение роста продуктовых цен в отчете Минэкономразвития объясняется исчерпанием запасов продуктов, закупленных торговыми сетями до повышения цен у оптовиков и производителей, девальвацией рубля и ростом цен на отечественные продукты отечественных производителей в условиях снизившейся после ухода с российского рынка иностранных производителей конкуренции.

«В январе вновь активизировался рост цен на продовольственные товары, попавшие под контрсанкции, в значительной степени зависимые от импорта. По оценке Минэкономразвития, цены на них выросли на 3,5% с 1,9% в декабре, в том числе в связи с удорожанием импорта из-за поставок товаров по более высоким ценам вследствие смены поставщиков взамен попавших под эмбарго», – отмечается в отчете Минэкономразвития.

Высокая инфляция не только обесценивает сбережения простых россиян, но и заставляет их запасаться продуктами длительного срока хранения, пока цены на них еще не успели вырасти. По данным Минэкономразвития, в январе «в связи с усилением инфляционных ожиданий» продолжил расти спрос на подсолнечное масло, сахар, крупы и макароны, что привело к «опережающему росту» цен на эти товары. В частности, цены на сахар за январь выросли на 19,1%, на подсолнечное масло – на 7,6%, на крупы и бобовые – на 7,4%.

Продолжили дорожать и сыры, цены на которые в январе выросли на 5,6%. В Минэкономразвития отмечают, что конкуренция в этом сегменте после введения контрсанкций и ухода с рынка иностранных производителей ослабла особенно сильно, так как доля импорта на полках с сырами была особенно высока, а увеличение объемов производства на отечественных предприятиях «не смогло сдержать рост цен вследствие высоких издержек».

В отчете Минэкономразвития подчеркивается, что быстрый рост цен заставляет россиян менять свои привычки, сокращать объемы потребления и отказываться от привычных продуктов в пользу более дешевых. В результате по итогам января объем оборота розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями составил всего 94,5% к январю 2014 года.

В начале марта аналитики «ВТБ Капитал» сообщили, что за последние месяцы доля расходов на продовольствие в семейных бюджетах россиян выросло с 36% до 40%, а по итогам 2015 года может вырасти до 50–55%.​

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 20 июня
EUR ЦБ: 89,84 (-0,47)
Инвестиции, 08:58
Курс доллара на 20 июня
USD ЦБ: 78,48 (-0,23)
Инвестиции, 08:58
На ПМЭФ-25 представили новый делюкс-квартал в Санкт-Петербурге Отрасли, 14:20
ВТБ инвестирует ₽72,7 млрд в инфраструктуру новых регионов России Технологии и медиа, 14:19
Как работает гарантийная поддержка предпринимателей в столице Отрасли, 14:19
«Облако подвело нас». Tether представит новый локальный менеджер паролей Крипто, 14:18
Власти отложили введение льготной ипотеки для семей с детьми до 14 лет Финансы, 14:16
На ПМЭФ рассказали о запуске Стандарта общественного капитала бизнеса Отрасли, 14:12
Собянин назвал сроки завершения строительства космического центра в Филях Технологии и медиа, 14:12
Как заводить полезные знакомства?
Интенсив о нетворкинге
Подробнее
Даниил Медведев впервые с марта вышел в полуфинал турнира ATP Спорт, 14:11
Россия и Украина обменялись пленными Политика, 14:11
Захарова сообщила, где нашли детей, в похищении которых обвиняли Россию Политика, 14:10
ПСБ поможет возродить легендарную Ялтинскую киностудию Пресс-релиз, 14:07
Умер конструктор и создатель ПВО Москвы Яков Безель Технологии и медиа, 14:05
Трехкратная чемпионка мира Сакамото завершит карьеру после Олимпиады Спорт, 14:05
Зачем вводится новый национальный стандарт для бизнеса Отрасли, 14:05