Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Какие технологии необходимы отделу закупок в условиях турбулентности Pro, 11:34
В Запорожской области сообщили о напряженной обстановке на фронте Политика, 11:32
Правительство продлило упрощенный порядок вывода на рынок стройматериалов Недвижимость, 11:30
В ЛНР назвали тревожной, но контролируемой обстановку в городе Сватово Политика, 11:29
Названы 50 лучших баров мира. Победитель впервые не из США Life, 11:28
Силовики пришли с обысками к активистам «Голоса» Политика, 11:25
Российский боец UFC Анкалаев назвал дату поединка с Блаховичем Спорт, 11:24
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подпишитесь за 99 ₽ в месяц
Жизель Бундхен разводится с футболистом Томом Брэди после 13 лет брака Life, 11:21
Патрушев обвинил Запад в стремлении перенести военные действия в Россию Политика, 11:10
Власти Херсонской области заявили о перегруппировке российских войск Политика, 11:08
Как частичная мобилизация изменит экономику: мягкий и жесткий сценарии Pro, 11:08
На Украине заявили, что заявку страны в НАТО уже поддержали 11 государств Политика, 11:04
Работать с 13 лет: все «за» и «против» Партнерский проект, 11:02
Банки в России начали повышать ставки по ипотечным кредитам Недвижимость, 10:55
Финансы ,  
0 

Власти решили помочь РЖД за счет пенсионных фондов

Минэкономразвития агитирует негосударственные пенсионные фонды вкладывать деньги в облигации госкомпаний - "Роснефти" и РЖД. Фонда национального благосостояния на все проекты не хватит - тут пенсионные деньги и пригодятся.
Фото: ТАСС
Фото: ТАСС

На вторник, 7 июля, в Минэкономразвития назначена встреча с участием представителей негосударственных пенсионных фондов и РЖД, рассказал РБК топ-менеджер крупного НПФ, который приглашен на это совещание. Представитель РЖД подтвердил факт запланированной встречи, но отказался от подробных комментариев. На совещании будут обсуждать возможность инвестирования пенсионных накоплений «в инфраструктурные проекты, реализуемые ОАО «РЖД», указано в приглашении (есть у РБК), подписанном замминистра экономического развития Николаем Подгузовым.

Цель совещания — убедить пенсионные фонды вкладывать в инфраструктурные проекты через длинные финансовые инструменты, говорит знакомый с позицией РЖД источник. «Сейчас фонды вкладывают пенсионные деньги в короткие инструменты с гарантированной доходностью. На встрече представители ведомства хотят продемонстрировать, что есть такие же инструменты с доходностью выше инфляции, но длинные», — рассказал РБК источник, знакомый с позицией РЖД.

Где взять 145 млрд рублей

У РЖД есть четыре инфраструктурных проекта: приобретение локомотивов, строительство восточной части БАМа, а также железнодорожных веток к портам северо-запада России и Азово-Черноморского бассейна. Финансировать эти проекты планируется с помощью средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) через инфраструктурные облигации. В декабре 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился выделить 100 млрд руб. из ФНБ на четыре инвестпроекта РЖД по следующей схеме: монополия выпускает облигации в пользу ВТБ, а банк их выкупает на средства, которые ему выделяет ФНБ.

В марте 2015 года совет директоров РЖД принял решение разместить 11 выпусков инфраструктурных облигаций на общую сумму 145 млрд руб. В этом году будет размещена только часть этих бумаг, говорил ранее РБК представитель монополии. Согласно данным на сайте компании, уже размещено 45 млрд руб. 

Ранее ТАСС со ссылкой на источник в кабинете министров сообщал, что у РЖД могут возникнуть проблемы с получением средств из ФНБ. Источник РБК, близкий к РЖД, признает, что компания получила первый транш денег из ФНБ через размещение инфраструктурных облигаций, но следующие транши задерживаются.

Возможно, сейчас Минэкономики ищет потенциальных инвесторов, говорит источник, близкий к РЖД. «Раз РЖД госкомпания, то и инвесторов для крупных и важных проектов должно искать государство», — говорит источник, знакомый с позицией РЖД.

Крупнейшие инвестпроекты РЖД
Фотогалерея 
Модернизация БАМа и Транссиба

2013-2020
Позволит к 2020 г. увеличить объемы вывоза грузов с месторождений Восточного полигона до 113,2 млн т в год (для сравнения в 2012 г. - 57,9 млн т). Объем инвестиций в проект оценивается в 562 млрд руб., 260 млрд руб. из которых РЖД должна получить от правительства из Фонда национального благосостояния. Однако, как в январе 2014 г. написала газета “Ведомости” со ссылкой на презентацию принадлежащего монополии Института экономики и развития транспорта, сама РЖД сейчас оценивает стоимость модернизации в 1,2 трлн руб. Причина такого удорожания – неучтенный в предыдущей версии программы рост перевозок угля из Кузбасса. Новая сумма правительством пока не согласована.

Pro
Почему резко дорожал рубль и что с ним может быть без торгов на бирже
Pro
Фото: Kim Kyung Hoon / Reuters Стоит ли сейчас покупать облигации в юанях
Pro
Фото: Владислав Шатило / РБК Русский транзит: как не прогореть, торгуя параллельным импортом
Pro
Фото: Stefan Postles / Getty Images Почему советы медитировать и дышать сейчас бесполезны
Pro
Фото: Олег Яковлев / РБК Комиссия по брони, положение мобилизованных: как действовать кадровикам
Pro
Фото: Stuart C. Wilson / Getty Images Сейчас тревожно не только родителям, но и детям. Вот как им помочь
Pro
«Гибли» не погибли: неожиданные секреты бизнес-успеха Хаяо Миядзаки
Pro
Фото: Ian Forsyth / Getty Images Забудьте про лидеров: какие качества на самом деле нужны управленцу

Первый транш денег из ФНБ железнодорожники получили с большим трудом. Правительство должно было выделить его в начале января, но первые выпуски инфраструктурных облигаций в пользу ВТБ на 30 млрд руб. монополии удалось разместить лишь в апреле. Это привело к коллапсу у основных поставщиков локомотивов — «Трансмашхолдинга» миллиардеров Искандера Махмудова и Андрея Бокарева, «Синары» и «Уральских локомотивов» Дмитрия Пумпянского. Проблемы из-за неподтвержденного заказа возникли у производителей локомотивов и их поставщиков, на которых работают около 40 тыс. человек, рассказывали РБК в начале февраля два источника в отрасли. В конце января руководство входящего в «Трансмашхолдинг» Новочеркасского электровозостроительного завода заявило, что сократит производственный план на этот год в полтора раза относительно изначального и в апреле уволит более 440 рабочих. В роли спасителя выступил банк ВТБ, который 20 февраля объявил о том, что выдал кредиты на общую сумму 15 млрд руб. все тем же «Трансмашхолдингу», «Синаре» и «Уральским локомотивам». Предприятия должны были вернуть кредит после того, как в начале второго квартала получат аванс от РЖД, объясняли тогда РБК источники, близкие к одному из производителей и РЖД. 1 июля РЖД разместили облигации еще на 15 млрд руб.

Пенсионные деньги в реальный сектор

Это уже не первая встреча, которую проводят чиновники для обсуждения инвестиций в инфраструктурные проекты, рассказали РБК три топ-менеджера крупных пенсионных фондов. По их словам, предыдущее состоялось примерно полторы недели назад. «Представителей негосударственных пенсионных фондов пригласили на встречу с Подгузовым для обсуждения инвестиций в реальный ректор. Однако он не пришел, а другие представители министерства долго расспрашивали, во что мы инвестируем и готовы ли инвестировать в инфраструктуру», — рассказывает один из участников совещания. «Мы заверили, что готовы, если доходность этих проектов будет гарантирована», — говорит другой участник того же совещания.

Говорить о вложениях пенсионных денег в проекты реального сектора начали весной этого года. Когда правительство спорило о том, сохранять или ликвидировать накопительный компонент пенсионной системы, одним из основных аргументов сторонников ее ликвидации было отсутствие инвестиций в реальный сектор экономики со стороны пенсионных фондов. «Накопления не работают как длинные деньги, потому что большая часть денег размещается в ОФЗ или банковские депозиты», — говорил ранее РБК источник в соцблоке правительства.

По итогам совещания 1 апреля 2015 года президент Владимир Путин поручил правительству и Банку России разработать и представить механизмы направления средств НПФ на финансирование долгосрочных инвестиционных проектов. Минфин и ЦБ сейчас работают над тем, чтобы убрать барьеры, мешающие НПФ инвестировать в инфраструктуру. К примеру, ведомство предлагает снять ограничения по максимальной доле инфраструктурных облигаций в портфеле НПФ. А ЦБ вводит портфель удерживаемых до погашения активов, которые не будут переоцениваться ежедневно и, значит, не будут зависеть от колебаний рынка. Минфин также хочет ввести обязательную минимальную долю инфраструктурных облигаций в портфеле НПФ, но Банк России категорически против, знают два источника РБК, близких к правительству и регулятору.

«Пока Минфин и ЦБ занимаются такой работой, Минэк проводит совещания, где напоминает фондам о необходимости инвестиций в инфраструктуру, а также встречи с потенциальными эмитентами», — говорит собеседник РБК из крупного НПФ. Как писали «Ведомости», 15 июня Подгузов провел совещание с участием вице-президента «Роснефти» по экономике и финансам Святослава Славинского, на которое были приглашены все крупнейшие частные пенсионные фонды. «Роснефть» предложила НПФ через инфраструктурные облигации профинансировать ее проекты средствами пенсионных накоплений.

«Фактически Минэкономразвития сейчас занимается road-show государственных эмитентов», — комментирует топ-менеджер НПФ.

В Минэкономразвития отказались комментировать совещание, которое состоится во вторник. Помощник министра Елена Лашкина сказала только, что в ведомстве ежедневно проводятся рабочие совещания, информация о тех, о которых они «готовы сообщать СМИ, размещается на сайте либо в виде анонса, либо в виде релиза».

Право или обязанность

«По законодательству облигации РЖД под инфраструктурные проекты — это обычные корпоративные облигации. Обязать покупать их никто не может. Поэтому компании нужно заинтересовать инвесторов, предложить привлекательные условия, в другом случае фонды имеют право их не покупать», — говорит заместитель генерального директора УК «Паллада Эссет Менеджмент» Александр Баранов.

Инвестиции в инфраструктуру сейчас для НПФ — обязанность, говорит топ-менеджер одного из крупных НПФ. «Это необходимо, чтобы не было претензий со стороны противников накопительной пенсионной системы. Минэкономразвития начало активно предлагать НПФ инвестировать в различные инфраструктурные инструменты, чтобы показать социальному блоку, что держит руку на пульсе», — говорит он.

«Мы готовы участвовать в различных инфраструктурных проектах, которые предлагает Минэкономразвития, при условии, что они будут соответствовать стандартам риск-менеджмента, принятым фондом, и будут отвечать интересам наших клиентов как с точки зрения доходности, так и качества», — заверила гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова.​

Авторы