Перейти к основному контенту
Финансы ,  
0 

ЦБ и ФАС утвердили стандарты по раскрытию размера комиссий в банкоматах

ЦБ и ФАС разработали стандарты по информированию клиентов о комиссиях за услуги в банкоматах или платежных терминалах. Ряд игроков рынка используют психологические трюки, чтобы ввести потребителя в заблуждение об их размере
Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости
Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Банк России и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработали для банков единые рекомендации о том, как раскрывать информацию о размере комиссии, взимаемой с клиента при использовании банкомата или платежного терминала. Как сообщает ФАС, стандарт утвержден совместным письмом службы и ЦБ и кроме банков распространяется и на другие организации, оказывающие платежные услуги, — на банковских платежных агентов и субагентов, а также платежных агентов.

Рекомендации подготовлены в связи с поступлением в антимонопольные органы информации о том, что некоторые участники рынка пытаются получить преимущество при оказании платежных услуг гражданам, предоставляя им неточные или искаженные данные о комиссиях. РБК направил запрос в ЦБ.

Рекомендации не являются обязательным к применению документом, ответственности за их неисполнение не предусмотрено, пояснила РБК начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Ольга Сергеева. Но, по ее словам, в случае выявления признаков недобросовестной конкуренции при информировании о размере комиссии против оказывающей платежные услуги организации будут приняты меры, предусмотренные антимонопольным законодательством.

Ответственности за их неисполнение не предусмотрено. Вместе с тем в случае выявления признаков недобросовестной конкуренции при информировании о размере комиссии, взимаемой с клиента при использовании банкомата или платежного терминала, в отношении соответствующей организации, оказывающей платежные услуги, будут приняты предусмотренные антимонопольным законодательством меры.

С этой целью, пишет ФАС, используются различные психологические уловки, которые делают информацию о комиссиях недоступной для нормального восприятия:

  • на дисплее банкомата/терминала информация о наличии комиссии предоставляется только после нажатия на дополнительные кнопки, при этом применяется не бросающаяся в глаза цветовая гамма таких кнопок — например, серого или белого на белом фоне экрана терминала;
  • возможность получить информацию обо всех размерах комиссий в зависимости от суммы платежа появляется только в результате нажатия нескольких кнопок;
  • информация о размерах комиссии представляется в одном списке в разных выражениях — в рублях и процентах в зависимости от суммы платежа: в меньшем случае указывается сумма в рублях (например, комиссия при пополнении от 100 до 500 руб. составит 25 руб., а при пополнении от 500 до 5000 руб. будет 25%). Так как условия идут в одном списке, потребитель может должным образом не воспринять разницу в итоговой сумме комиссии, пишет ФАС.

«Все эти уловки можно расценивать как стремление владельца терминала/банкомата ввести потребителя в заблуждение относительно стоимости предлагаемой платежной услуги, что может являться проявлением одной из форм недобросовестной конкуренции», — приводятся в сообщении слова начальника управления контроля финансовых рынков ФАС Ольги Сергеевой.

Как ФАС и ЦБ рекомендуют раскрывать комиссии

ЦБ и ФАС предписывают раскрывать всю информацию о комиссии за услугу до начала внесения наличных в банкомат/платежный терминал, говорится в совместном письме. До начала внесения денежных средств потребитель должен быть ознакомлен с информацией о возможности или невозможности возврата наличными внесенных денег, если он откажется от совершения операции. Клиент также должен быть осведомлен, сможет ли о вернуть излишне внесенную сумму.

Среди других рекомендаций ЦБ и ФАС:

  • необходимо раскрывать информацию о размере комиссии в полном объеме, используя терминологию, понятную «лицам, не обладающим специальными знаниями в финансовой области»;
  • отображать информацию и вознаграждении четким, хорошо читаемым шрифтом на контрастном фоне так, чтобы для ее получения клиенту не требовалось совершать дополнительные действия (переходить по ссылкам, нажимать на кнопки);
  • если информацию о размере комиссии нельзя разместить на дисплее в полном объеме так, чтобы для ее получения не требовалось совершать дополнительные действия, то на экране рекомендуется размещать данные о минимально и максимально возможной стоимости услуги. Одновременно там же должна быть размещена кнопка (ссылка) на отдельный раздел меню с полноценными сведениями о размере комиссий за услугу;
  • если сумма для внесения известна потребителю заранее, на экране необходимо показывать итоговую сумму для внесения с учетом комиссии. Если сумма неизвестна заранее, рекомендуется получить от потребителя однозначное подтверждение того, что он ознакомлен и согласен с размером взимаемой комиссии, еще до внесения денег.

Люди на такие мелкие недобросовестные действия, как правило, не жалуются, потому что в большинстве случаев это десятки или сотни рублей, но это не значит, что такой проблемы нет, говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Однако, так как документ носит рекомендательный характер, ничего не изменится — в России такой формат скорее демонстрация активности чиновниками, полагает он. Те участники рынка, которые используют подобные уловки, будут продолжать это делать до тех пор, пока документ не станет обязательным для исполнения, резюмирует Янин.

Стандарты по полному информированию клиентов о комиссии за услуги, если им следовать, могут лишить некоторые банки прибыли, извлекаемой из комиссионных платежей, говорит зампредправления Локо-банка Андрей Люшин. Но, по его мнению, такая мера не станет критичной, поскольку клиенты используют банкоматы «чужих» банков преимущественно в экстренных случаях и комиссия в таких случаях не является существенной частью дохода.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Банки"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 3 мая
EUR ЦБ: 98,64 (+0,62)
Инвестиции, 16:32
Курс доллара на 3 мая
USD ЦБ: 92,05 (+0,27)
Инвестиции, 16:32
«Перегретый рынок сейчас остывает». Что будет с биткоином в мае Крипто, 21:03
Чубайс запустил в Израиле центр изучения будущего России Политика, 21:03
Может ли закон об иноагентах отложить вступление Грузии в Евросоюз Политика, 20:53
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 20:52
В Израиле задержали мужчину за попытку напасть на кортеж Нетаньяху Политика, 20:36
В Белгородской области сбили три украинских дрона за вечер Политика, 20:30
Хоккеисты «России 25» начали майское турне с победы над Казахстаном Спорт, 20:26
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Украина пожаловалась на включение гимна российскому велогонщику в Италии Спорт, 20:20
Польских пограничников забросали камнями на границе с Белоруссией Общество, 20:15
Разведка США предупредила о возможном прорыве России на двух направлениях Политика, 20:08
В Киеве призвали перейти к наступательной украинизации Политика, 20:05
Raiffeisen летом начнет сокращать бизнес в России по требованию ЕЦБ Финансы, 19:52
ЕС выделил €1 млрд Ливану в обмен на сдерживание потока беженцев Политика, 19:46
Путин наградил Гладкова орденом Мужества Политика, 19:30