Перейти к основному контенту
Финансы ,  
0 

Ошибка хипстеров: какие уроки стоит вынести из истории с «Рокетбанком»

Держателям карт сервиса «Рокетбанк» теперь придется вытаскивать свои деньги из проблемного банка-партнера «Интеркоммерц», приостановившего операции. Что стоит знать пользователям таких сервисов?
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Банковский сервис «Рокетбанк» 28 января разослал своим клиентам сообщение о том, что у его партнера — банка «Интеркоммерц» (36-е место по объемам средств физлиц – 68,4 млрд руб.) возникли проблемы с ликвидностью. Ранее несколько предпринимателей жаловались на проблемы с проведением платежей. Как выяснилось позже, банк «Интеркоммерц» получил предписание ЦБ провести докапитализацию на 3 млрд руб.

«Рокетбанк» посоветовал держателям своих карт как можно скорее перевести средства на счета в других кредитных организациях. «На тот момент системы переводов и обслуживания карт работали в нормальном режиме, банк выполнял поручения. Был шанс, что все клиенты «Рокетбанка» смогут вывести и обезопасить свои средства», — так «Рокетбанк» комментирует ситуацию на своем сайте.

В ответ на это «Интеркоммерц» отключил шлюз, через который шли все транзакции «Рокетбанка». С этого момента по картам последнего нельзя было провести ни одной операции: ни снять деньги в банкомате, ни расплатиться в магазине, ни перевести средства со счета на счет. На следующий день ЦБ назначил временную администрацию в банке «Интеркоммерц», и ему пришлось приостановить вообще все платежи.

Игра в банк

Проблемы у клиентов «Рокетбанка» возникли из-за того, что он, по сути, не является банком. Это онлайн-сервис банковских услуг. Владелец Тинькофф Банка Олег Тиньков даже призывал руководство «Рокетбанка» убрать слово «банк» из названия, чтобы не вводить клиентов в заблуждение. На сайте «Рокетбанка» сказано, что теперь его партнер — банк «Открытие», который, по данным РБК, собирался купить его за $4,5 млн. «Рокетбанк» сегодня является «оператором программы» «Открытие Рокет».

В России таких сервисов для частных клиентов единицы, отмечает гендиректор исследовательской компании Frank Research Group Юрий Грибанов. Кроме «Рокетбанка» есть еще сервисы «Инстабанк» и Ubank, а также, например, Modulbank, специализирующийся на услугах для предпринимателей.

Лицензии на осуществление банковской деятельности у таких продуктов нет, это посредники между клиентами и «настоящим» банком, говорит Грибанов. Для «Рокетбанка» базовые банки — это «Открытие» и банк «Интеркоммерц», для «Инстабанка» — Военно-промышленный банк (ВПБ), для Ubank — Райффайзенбанк, Банк Москвы и МДМ Банк, который выпускает карты пользователям сервиса. Банковские услуги для Modulbank предоставляет банк «Региональный кредит».

Как сервису «Рокетбанк» удалось привлечь клиентов в небольшой коммерческий банк? «Эти банки позиционируют себя как сервисы с человеческим лицом, которые позволяют быстро решить все проблемы. Поэтому их клиентами становятся люди, которым важно ощущение сопричастности к чему-то передовому, аура стартап-тусовки», — отмечает Грибанов из FRG. Главное и, по сути, единственное отличие виртуальных банков от «обычных» — ориентированность на клиентов, соглашается замдиректора «Интерфакс-ЦЭА» Алексей Буздалин.

Гендиректор сервиса «Рокетбанк» Виктор Лысенко согласен, что целевая аудитория банка «Интеркоммерц» полностью отличалась от аудитории сервиса. «Из наших клиентов в этот банк сами по себе пришли бы единицы», — говорит он.

Лысенко, впрочем, уверен, что его клиенты знали, что де-факто их деньги будут находиться в банке «Интеркоммерц», это прописывалось в договоре. По его мнению, их не беспокоило, что у банка могут возникнуть проблемы. «Рокетбанк» предлагает только карты, на которых редко держат сумму, превышающую страховую. Поэтому люди понимали, что эти деньги в любом случае не пропадут», — поясняет Лысенко.

«Рокетбанк», «Инстабанк» и Ubank предлагают услуги, которые можно найти и в обычных банках. В «Инстабанке» можно завести дебетовую карту с начислением 8% на остаток собственных средств. «Рокетбанк» предлагает оформить карту с 7,8% годовых и кешбеком от 1 до 10%. Ubank предлагает 7% на остаток средств на карте. Сервисы делают упор на бесплатное обслуживание карты (в течение первого года), а также возможность снимать средства в банкомате без комиссии. Нестандарных банковских продуктов у этих приложений нет. По словам Лысенко из «Рокетбанка», его клиентов привлекал в первую очередь сам сервис, а не необычные финансовые продукты.

Работа над ошибками

Перед тем как завести себе карту онлайн, надо понять, с чем вы имеете дело — с собственно банком или банковским сервисом, напоминает Грибанов из FRG. Определить это несложно: у сервиса нет лицензии на осуществление банковской деятельности.

Ваш следующий шаг — выяснить, какой банк (их может быть несколько) является базовым для этого проекта: то есть, где на самом деле будут храниться ваши деньги, говорит Буздалин из «Интерфакс-ЦЭА». При открытии счета надо оценивать надежность именно базового банка, добавляет он. Дополнительных рисков из-за того, что вы пользуетесь сервисом, возникнуть не должно, считает Грибанов из FRG.

На сайте «Рокетбанка» говорится, что его команда узнала о проблемах банка «Интеркоммерц» из СМИ. «Конечно, мы следили за рейтингами, но не подозревали, что у банка настолько серьезные проблемы», — подчеркивает гендиректор «Рокетбанка» Виктор Лысенко. Однако намеки на то, что у банка вот-вот начнутся проблемы, все-таки были, считает кредитный аналитик S&P Виктор Никольский.

По его словам, в банке была высокая концентрация кредитного портфеля и депозитной базы, и уход даже нескольких крупных вкладчиков-юрлиц мог спровоцировать серьезные проблемы. В сентябре 2015 года S&P подтвердило долгосрочный и краткосрочный рейтинги Интеркоммерцбанка на уровне В- с негативным прогнозом.

«Прогноз отражает наше мнение о том, что негативные тенденции [в банковской отрасли] могут ослабить кредитное качество [банка], в частности его показатели ликвидности и капитализации», — говорилось в сообщении S&P. В то же время простому вкладчику предвидеть такой сценарий было сложно: формально показатели ликвидности банка на конец 2015 года согласно отчетности по РСБУ выглядели очень неплохо, добавляет ​Никольский.

Что делать клиентам

Теперь клиентам «Рокетбанка» и «Интеркоммерца» придется дожидаться решения ЦБ. То, как клиенты смогут вернуть свои деньги, будет зависеть от того, как будет развиваться ситуация с банком «Интеркоммерц», говорит Лысенко. Либо ЦБ восстановит работу банка, и он сохранит свои обязательства, либо в случае отзыва лицензии клиенты получат деньги через АСВ, если, конечно, они не превышали страховую сумму в 1,4 млн руб., говорит Лысенко.

На клиентов банковских сервисов распространяются те же правила, что и на клиентов обычных банков, добавляет Грибанов из FRG. Он также отметил, что сегмент этих сервисов в России настолько мал, что в ближайшее время они вряд ли попадут в поле зрение ЦБ. А значит, и особой системы регулирования для них создано не будет — судьба клиентских денег так и останется в руках базового банка, заключил он.

При этом клиенты могут продолжить пользоваться сервисом «Рокетбанка». «Мы предложим им выпустить карту на базе банка «Открытие», с которым «Рокетбанк» заключил соглашение о партнерстве в ноябре 2015 года», — обещает Лысенко.

Игорь Песин, партнер, инвестиционный директор фонда Life.Sreda, миноритарного акционера «Рокетбанка» и «Инстабанка» не исключает, что проблемы в банке-партнере могут незначительно сказаться на имидже «Рокетбанка». «Рокетбанк» вырастил сильный бренд, возможно клиенты могли воспринимать его именно как банк, а не сервис. И эти клиенты могут испытывать негатив к бренду. «Я думаю, что последствия если и будут, то они будут быстро устранены. Я бы не стал драматизировать», — отметил Песин.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31
МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске Общество, 01:11
Украинские военные назвали два тяжелых для ВСУ места боев Политика, 01:05
Дрон взорвался возле электроподстанции в Калужской области Политика, 00:52
Дрон атаковал село Истобное в Белгородской области Политика, 00:36
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Белый дом выразил готовность немедленно возобновить поставки оружия Киеву Политика, 00:26
Американца осудили за помощь в обходе санкций против украинского олигарха Общество, 00:08
ПВО уничтожила пять беспилотников над Курской областью Политика, 00:06
Русское звено и «волшебный сезон». Как россияне переписали историю НХЛ Спорт, 00:00
Аэропорт Владикавказа закрыли на полчаса из-за ямы после удара молнии Общество, 19 апр, 23:56
МВД Эстонии призвало православные приходы выйти из подчинения Москвы Общество, 19 апр, 23:52
В Брянской области при падении дрона загорелся энергообъект Политика, 19 апр, 23:46