Срезаем путь к вершине: как построить карьеру за пять лет
Публикуем отрывок из книги Милы Семешкиной «Ваша карьера на миллион: 11 уроков для прорывной карьеры». Книга вышла в издательстве «Альпина Pro».
Станьте профессионалом — пусть и в узкой сфере
Помните авторитетное мнение Гая Юлия Цезаря, что лучше быть первым в варварской провинциальной Галлии, чем вторым в Риме? Цезарь знал, как делать карьеру, и нам завещал. Пробуйте разные варианты и маршруты. Лучше пробовать, ошибаться и исправлять эти ошибки, чем ничего не делать вообще. Не забывайте о том, что карьеру нельзя строить в розовых очках. Проходя собеседование, оценивайте свои силы здраво. Да, вы можете выгодно продать свою кандидатуру работодателю. Навык продажи себя очень важен, обучайтесь ему, если вы не умеете грамотно презентовать себя как лучшего на свете сотрудника. Продешевить на собеседовании и получить зарплату ниже, чем вы могли бы, тоже очень обидно, но не заигрывайтесь! Если вы продадите себя на ту должность, до которой не дотягиваете, это вовсе не стимулирует вашу карьеру, а погубит ее. Стремиться к большему — похвально, но подумайте, точно ли вы сумеете «апгрейднуть» себя для этой должности в кратчайшие сроки, если сейчас до нее не дотягиваете? Не подводите бизнес, иначе подведете себя.
Не прыгайте по ступенькам, а шагайте по ним. Станьте профессионалом в своей области, даже если эта область совсем крошечная. Пускай вы будете профессионалом низшего уровня, зато профессионалом! Если вы лучший из лучших в своем деле, перед вами автоматически разблокируются двери на следующий уровень. Поэтому насильно тянуть себя за уши ввысь вовсе не обязательно — достаточно развиваться.
Чтобы дойти до следующего майлстоуна (например, получить повышение), вы должны твердо стоять на ногах, не шатаясь. Добивайтесь максимального профессионализма в каждом шаге, тогда развитие станет вашей привычкой. Это добавит вам ценности на рынке труда, потому что уверенный в своей позиции специалист, умеющий обучаться и здраво оценивать себя, априори профессионал. Ступенька, ступенька, еще ступенька... Возможность получить новую должность или повышение будет всегда, главное — не споткнуться.
Карьерный рост похож на компьютерную игру. Вы точно так же проходите уровень за уровнем, получаете за это особые награды и «ачивки», а когда побеждаете финального босса, то теряете к игре всякий интерес. Что тогда происходит? Если эта игра не может предложить более сложные уровни, вы заканчиваете ее и переходите к новой. Точно так же происходит и с карьерой. Почему люди теряют мотивацию? Потому что уровни закончились и потому что рост прекратился. Они и так знают, что ждет их в офисе сегодня, и знают, что ждет их завтра, послезавтра и даже через год. Это рутина без точек роста, и она может погубить даже самого талантливого профи. Поэтому постоянно повышайте себе уровень сложности, словно вы живете в компьютерной игре. Таким образом вы будете оттачивать свои профессиональные навыки, шаг за шагом, шаг за шагом.
Это доказывает и история девушки, которая однажды пришла ко мне за консультацией. Ей на тот момент было 30 лет, и она занимала должность продакт-менеджера в одном достаточно крупном IT-агентстве. Ее задачей было выяснить, правильно ли развивается ее карьера. Мы начали с ней исследовать, что и как она делает. У девушки тогда было уже около семи лет опыта, а начинала она с обычной позиции стажера, пока не стала сеньором и не начала руководить новыми проектами. Однако, несмотря на стабильный успех, она до сих пор сомневалась, правильно ли все делает, и не знала, как ей прокачивать свой профессионализм.
Одним из вариантов дальнейшего развития для нее было открыть собственную компанию, однако ей нравилось работать по найму, поэтому от идеи со стартапом она категорически отказалась. Анализируя иные пути развития, мы пришли к выводу, что ее карьера в принципе развивается планомерно и поэтапно, а значит, правильно. Следующим ее вызовом должно было стать усложнение всех проектов, которые она вела. Например, увеличение числа клиентов, расширение команды и т.д. Это была новая ступень, на которой интерес девушки к работе загорелся бы с удвоенной силой и на которой непременно открылись бы новые профессиональные перспективы. Это также позволило бы девушке больше зарабатывать и однажды, быть может, выйти на позицию руководителя отдела. Такой путь мы в итоге для нее и выбрали.
Показывайте результаты выше среднестатистических
Важно понимать, что для вашей индустрии значит «среднестатистические результаты». Ведь ваша цель — давать сверхрезультаты, чтобы обеспечить себе рост. Следовательно, вам нужно превосходить то самое «среднестатистическое», но для этого нужно его выявить. Что привычно для специалистов вашего уровня и ниши? Что вы должны делать, чтобы давать больший результат, чем они? Какой результат будет считаться «сверх»?
В каждой нише есть своя прослойка середнячков. Ваша задача — делать больше, чем делают ваши среднестатистические конкуренты или коллеги. Делать что-то «сверх». Это и есть рост. Делать на том же уровне, что и другие, — это стагнация. Вы будете стоять на месте. По-настоящему вы включаетесь в конкурентную борьбу лишь тогда, когда ставите себе цель сделать что-то лучше остальных. Соответствовать чужому уровню — значит плыть по течению, а не бороться.
Расти = делать больше и лучше остальных.
Очень важно понимать, что в среде так называемых середнячков рост невозможен. В среде середнячков остаются таким же середнячком. А для того, чтобы расти, вы должны находиться в «компании роста», то есть в компании тех людей, которые продвигают свою сферу вперед. Печальная правда такова, что среднестатистические компании, то есть те самые середнячки, в конечном счете вымирают: их поглощают экстраординарные компании с экстраординарными результатами. И потому вы должны решить для себя, чего вы хотите: среднюю жизнь со средней зарплатой или все-таки экстраординарную жизнь с экстраординарным доходом? Если второе, то окружите себя теми людьми, которые ставят цели «на вырост», которые будут для вас примером. Станьте тем, кто двигает вашу нишу вперед, и это, в свою очередь, будет двигать вперед и вашу карьеру. Работайте больше остальных — работайте лучше остальных. Пусть это станет вашей ежедневной мантрой.
Усложняйте задачи
Обучение сегодня должно длиться всю жизнь. Почему? Сейчас покажу вам на одном любопытном примере!
Александра из-за декрета аж на десять лет выпала из своей профессии врача. За это время она родила троих детей, но растеряла абсолютно все свои медицинские компетенции, хотя прежде была востребованным и заряженным профессионалом. И вот Александра попала ко мне на консультацию. Она искренне хотела вернуться в медицину, но проблема состояла в том, что медицина за эти годы ускакала далеко вперед. И пускай раньше Александра блестяще делала очень точную диагностику и УЗИ, сейчас она не была уверена, что освоится с новым оборудованием и вспомнит былой опыт. Так она пережила серьезный эмоциональный кризис, когда поняла: она больше не профи. Те методики и технологии, что она использовала в работе десять лет назад, устарели, ведь наука не стоит на месте. Александра потеряла абсолютно все свои hard skills и даже половину soft skills.
Вместе мы определили, что ей придется начинать свою карьеру с нуля, благо нужное образование у нее уже есть. Но вот что касается использования технологий... С ними Александре предстояло знакомиться заново, как и заново осваивать такие навыки, как коммуникация, работа в команде и т.д. Мы составили четкий план, что ей необходимо изучить, и даже сформулировали сложные цели (оказывается, Александра всегда мечтала переехать в Германию и работать врачом-узистом там). Помимо основных навыков, необходимых для работы врачом, Александре также предстояло выучить за год немецкий язык, чтобы она могла уехать. И что в итоге? Сейчас Александра — известный специалист в Германии, она полностью восстановила свой профессиональный бэкграунд и, несмотря на то что потеряла десять лет, рвет всех конкурентов на рынке труда и получает очень высокую зарплату.
Что я подразумеваю под обучением?
Это не просто чтение книги перед сном или походы на семинары — это должно быть неотъемлемой частью вашей повседневной жизни и без стремления к успеху. Я же говорю о том, чтобы, выполняя ежедневные задачи, каждый раз усложнять их. Все больше, больше и больше. Как в видеоигре: справились с одним боссом — пошли искать следующего! Именно через преодоление незнакомых ранее преград и происходит рост.
Новые навыки приобретаются тогда, когда вы пробуете что-то новое. Если вы постоянно увеличиваете сложность своей работы, если постоянно беретесь за что-то новое, расширяете свой профессиональный инструментарий. Только так достигают больших должностей и больших результатов. Если вы постоянно делаете одно и то же, вы хороните свой профессионализм. Научились что-то делать на 100%? Научитесь делать на 110%!
Надстраивайте навыки
Когда мы хотим поменять карьерную траекторию или профессию, нам часто кажется, что для этого придется полностью переучиваться. На самом деле это не так. Мы живем в мире, где царит многозадачность, и, уверена, вы уже выполняете хотя бы несколько задач из той ниши, о которой грезите по ночам. Ведь сегодня большинство сфер пересекаются между собой, например бухгалтерия, финансы и право.
Часто бывает так, что для повышения собственной зарплаты или открытия новых перспектив нам достаточно освоить навыки из смежной профессии. Допустим, вы работаете в отделе маркетинга и занимаете должность бренд-менеджера, но при этом вы ведь можете изучать пиар и связи с общественностью, чтобы попробовать себя и в этих направлениях. От этого вы и как бренд-менеджер начнете работать в несколько раз эффективнее! И сможете приносить компании более крутые результаты в будущем. Возможно, вы даже возглавите отдел маркетинга, потому что все руководители — это кросс-функциональные специалисты.
Многие сами ставят себе рамки. Например, вы SMM-маркетолог и ничего не знаете о лидогенерации и email-рассылках, потому что ваше дело — вести страничку компании в соцсети.
Но кто сказал вам это? Освойте все виды маркетинга — и новые направления для развития и карьерного роста появятся сами собой! Вы просто не сможете претендовать на должность руководителя, не умея всего, что умеет ваш отдел. Необязательно прокачивать себя по всем направлениям до совершенства — можно изучать все по чуть-чуть. Это своеобразное искусство. Такие маленькие шаги и приводят к большим целям и высоким должностям с солидной зарплатой. К тому же новые знания расширяют ваш взгляд на привычные вещи. Вы можете вдруг осознать, как сделать вашу компанию лучше, сэкономите бизнесу деньги и тем самым заработаете себе повышение.
В любом случае нужно обучаться. Вы должны делать постоянные надстройки навыков, чтобы расти в должности. Без новых навыков не бывает новых должностей. Да, вам нужен уверенный и сильный базис, но его недостаточно. Взять хотя бы генерального или исполнительного директора любой компании: он должен знать все не только о бизнесе, но и о развитии команды, о маркетинге, о продажах, о ведении переговоров, финансовом планировании, юриспруденции и тех нишах, с которыми пересекается деятельность компании. Сложно? Сложно. Но и зарплата условиям соответствующая! Такие высокие должности требуют совершенно невероятного набора навыков столь же невероятного уровня.
Найдите ментора
Обучаться всю жизнь легко и приятно. Если неприятно и трудно, значит, нужно найти другого ментора или сменить темп. Здесь все как с ездой на велосипеде. Научились ездить на трехколесном? Здорово! Теперь научитесь ездить на обычном. Получилось? Попробуйте на мотоцикле!
Начните с задач самого простого, даже примитивного уровня. Затем повысьте их сложность до среднего, затем до сложного, а после — до суперсложного уровня. Что делать дальше? Попробовать изобрести что-то новое, что-то свое! Например, вы изучаете английский — это базовый язык, с которого, по мнению экспертов, начинать свой путь проще всего. Затем после английского возьмите испанский, дальше — арабский, потом китайский, а после попробуйте создать свою образовательную языковую программу!
Помимо того что вы должны сами постоянно повышать уровень сложности своей работы, вы также должны обучаться у лучших. Это одно из железных правил роста. Найдите себе менторов — в идеале это должен быть ваш собственный руководитель. Если руководитель по каким-то причинам недоступен, выбирайте профессионала, который сильнее вас, умнее, известнее, продуктивнее и т.д. Выбирайте специалиста, чью экспертность вы хотели бы перенять. Вы должны понять, как он выполняет ту работу, что ежедневно выполняете вы. Как он закрывает те задачи, которые вас ждут на будущей должности, как он решает проблемы и, главное, как обучается. В карьере все как с восточными единоборствами: у вас должен быть свой сенсей, которого в результате вы обязаны превзойти.
Это те самые менторы, которых я уже упоминала, — «люди-лифты». С ними вы буквально поднимаетесь на следующий уровень! Вашему ментору, к слову, даже необязательно знать, что он ментор: необязательно ставить человека в известность, что вы у него учитесь. Просто наблюдайте и заимствуйте его опыт через эти наблюдения или прямые взаимодействия (если это возможно).
Как минимум у вас должен быть один учитель, а максимум их может быть пять. Допустим, один — ваш руководитель, а остальные четверо — лидеры вашей ниши. Выбирайте в учителя тех людей, при взгляде на которых вы думаете: «Вау, хочу уметь так же!» Сейчас, в эпоху интернета, вы можете учиться вообще у кого угодно, хоть у Александра Македонского. Вам доступны все знания человечества: мировая история, мифы, автобиографии, кейсы, интервью, фильмы, лайфхаки...
Вы генерируете контент и занимаетесь креативом? Прочтите биографию Уолта Диснея, чтобы понять мышление одного из самых креативных людей в истории! Вы можете сделать своим ментором даже собственного кумира — это один из самых бюджетных способов обучения, к слову. Личного ментора во плоти позволить себе может не каждый, это да, но вот Уолта Диснея! ..
У меня тоже есть менторы. Имен называть я не буду, но один из них — американский миллиардер, а другой — миллиардер из Европы. Первый строит просто гигантский бизнес, и я учусь у него тому, как управлять большой международной компанией и постоянно развивать ее. У второго же ментора, из Европы, я учусь тому, как работать со своими внутренними установками и программами, как вести переговоры, взаимодействовать с людьми, работать с самыми разными активами и бизнес-моделями. Эти люди обучают меня совершенно разным вещам, но и то и другое — определенные типы мышления, которые я стараюсь понять и примерить. Ваша задача состоит в том же самом — прокачать определенное мышление, и вовсе не важно, с чьей помощью и каким образом.
У меня также есть и другие менторы: с ними я лично не знакома и уже никогда не познакомлюсь, но все равно считаю их своими учителями — это Бенджамин Франклин, Кристиан Диор и прекрасный писатель Оноре де Бальзак, автор целых сорока томов «Человеческой комедии». В них, кстати, он описал все те принципы, по которым действовало и действует до сих пор человеческое общество. Все пороки, все правила, все добродетели — это прекрасная энциклопедия для работы с эмоциональным интеллектом. На меня оказывают влияние и другие учителя, чьи книги я читаю, чьи фильмы смотрю и чьи семинары посещаю. Да, все исторические личности тоже могут стать вашими менторами, вашими преподавателями! Извлекайте новые полезные знания из всего, что видите или встречаете на своем пути. Это абсолютно бесценно.
Домашнее задание
У вас есть «дорожная карта», и вы должны понимать, как достичь ваших целей на год, три, пять и десять лет. Что для этого нужно делать?
- Заходите на сайты, где находятся должности, которые хотели бы занимать. Смотрите, какие навыки необходимы на каждой конкретной позиции. Что вы должны уметь, чтобы в этой точке быть профессионалом, твердо стоящим на ногах? Вы должны выписать профессиональные навыки (hard skills) и гибкие навыки (soft skills). Вы должны понимать всю «кухню» — нужен ли вам круг знакомств, нужны ли вам связи, какие задачи плюс-минус вам придется решать, какие инструменты вам еще нужны. Вы должны все это прописать — тогда вы будете понимать, чему вам учиться.
- Найдите себе как минимум одного ментора, но лучше пятерых. Определите их. Если эти люди есть в соцсетях, подпишитесь на них. Сделайте так, чтобы они были в вашей повестке дня. Они у вас всегда должны быть на виду, благодаря им вы должны становиться частью профессиональной индустрии. Вы должны настроиться на их волну.
- Найдите топ-10 людей вашей индустрии, интересных вам профессионалов. Вы также должны подписаться на них в соцсетях — в идеале познакомиться лично, но как минимум добавить их в свою жизнь. Вы должны понять, как они живут, ведь у всех успешных людей есть нечто общее: отношение к успеху, трудолюбие, определенный склад мышления, уровень энергии, то, что они постоянно расширяют свой нетворк и интересуются своей профессией, своими достижениями. Вы это все сразу поймете, просчитаете и начнете добавлять в свою жизнь, но для начала вы должны окружить себя этими людьми. В конце главы есть место, специально чтобы вы составили собственный топ-10!
- Обещайте себе, что с сегодняшнего дня вы выделите минимум 30, а лучше 60 минут на развитие навыков, на обучение, которое приведет вас к тем ступеням, где вы хотите оказаться. Вы должны выделить время и начать инвестировать в свое обучение, в приобретение необходимых навыков. Вы не можете пойти спать, если не потратили хотя бы полчаса на движение к цели! Сделайте это своим правилом. Ведь если вы не выделите время на обучение, у вас не будет роста, и все усилия и время будут потрачены впустую.