Сотрудник выгорел: как это понять и впредь не доводить до крайности
Почти 60% сотрудников выполняют работу с низкой активностью из-за выгорания, стресса и недостаточной мотивации (данные опроса Microsoft и специалистов Gallup). Еще 18% проявляют недовольство по созданным условиям труда в организации. Из-за этого мировой рынок теряет $8,8 трлн в год, или около 9% ВВП.
ВОЗ описывает выгорание как синдром, возникающий в результате хронического стресса на работе, с которым не удалось справиться. Чаще всего к профессиональному выгоранию работников приводит:
- несправедливое отношение к сотруднику;
- отсутствие признания и позитивной обратной связи;
- жесткие дедлайны, перегруженность задачами и коммуникацией;
- отсутствие четких ролей, ясной коммуникации с руководителем;
- неопределенность и нестабильность в работе, если работа связана с постоянными изменениями.
Чтобы определить, находится ли сотрудник на грани выгорания, обратите внимание на следующие признаки.
- Нарушение сроков выполнения задач. Сотрудник начинает откладывать работу на потом, испытывает чувство неудовлетворенности и беспокойства, ему становится скучно.
- Снижение активности и инициативности. Сотрудник перестает проявлять интерес к новым задачам, его реакция на предложения по работе замедляется или он обещает подумать о них на выходных. Это один из главных признаков выгорания работников.
- Увеличение числа запросов на отгулы. Если это связано с одним сложным проектом, дополнительный выходной может помочь сотруднику восстановиться и вернуться к работе. Однако, если запросы на отгулы повторяются, возможно, сотрудник неправильно распределяет свои силы и нуждается в помощи для корректировки рабочего ритма.
Зачастую топ-менеджмент видит только низкие финансовые показатели, а на людей не хватает внимания и времени. И тогда, чтобы понять степень выгорания работников, можно провести социологическое исследование. Его задача — понять, есть ли симптомы выгорания в коллективе.
Как выявить симптомы выгорания
Вот несколько вопросов, которые следует задать сотрудникам:
- Вы наблюдаете у себя потерю удовольствия или интереса к ранее приятным занятиям?
- Насколько часто вы чувствуете тревогу без видимой причины?
- Вас мучает бессонница или постоянная сонливость?
- Вы чувствуете себя постоянно усталым?
- Вы замечаете за собой потерю концентрации или нарушения памяти?
- Вас посещают мысли о смерти, чувство вины или никчемности?
- Вы замечаете у себя отсутствие интереса к социальной или профессиональной сфере жизни?
Подтвердить полученные результаты можно с помощью опросника выгорания — Маслач (MBI/ПВ). Использование этого инструмента помогает корректно оценить эмоциональное выгорание сотрудника.
Что работодателю делать с результатами
Проверьте ключевые моменты работы людей и выясните что в них не так:
- Условия труда. Здесь подразумеваются такие параметры, как график работы, равномерность рабочей нагрузки и периоды отдыха.
- Уровень рабочей нагрузки. В данном случае оцениваются требования, предъявляемые к сотруднику, степень ответственности, уровень эмоционального напряжения, объем обрабатываемой информации и характер взаимодействия с коллегами.
- Наличие поддержки от работодателя. Важно учесть, насколько работодатель готов поддержать сотрудника в случае возникновения проблем, связанных с неблагоприятным психологическим климатом в коллективе или давлением со стороны.
- Справедливость системы материального стимулирования. Это фактор позволяет избежать неравенства в распределении вознаграждений, а также ошибок, связанных с организацией труда. Прозрачная обратная связь снижает риск эмоционального выгорания работников.
Также стоит обратить внимание на следующие особенности коллектива:
- молодые сотрудники часто подвержены профессиональному выгоранию из-за несоответствия их завышенных ожиданий реальной ситуации на рабочем месте и недостатка опыта;
- взрослые сотрудники, занимающие одну и ту же позицию в течение длительного времени, также подвержены риску выгорания;
- женщины испытывают большую эмоциональную нагрузку как на работе, так и в семье;
- люди с такими личностными особенностями, как трудоголизм, перфекционизм и проблемами с самооценкой, низкой стрессоустойчивостью, повышенной эмоциональной чувствительностью и отсутствием мотивации также находятся в зоне повышенного риска профессионального выгорания.
Советы для менеджеров по работе и профилактике выгорания сотрудников
Сотрудники перегружены задачами и коммуникацией. Подумайте, есть ли у вас возможность скорректировать их работу. Возможно, стоит обсудить делегирование части задач или функций кому-либо из коллег или нанять нового сотрудника. Поговорите с выгорающим сотрудником, возможно у него сейчас сложный период в работе или он неэффективно расходует время. Если в компании уже есть курсы по тайм-менеджменту, предложите коллегам их пройти. Если обучающей программы пока нет, составьте чек-лист базовых практик, которые помогут концентрироваться на задачах и меньше отвлекаться, и сделайте рассылку. Так вы укрепляете профилактику профессионального выгорания работников на уровне процессов.
Сотрудники испытывают стресс от непредсказуемых изменений и неопределенности будущего. В кризис забота о сотрудниках должна быть главным приоритетом компаний. Будьте открытыми и честными, объясняйте, что происходит, рассказывайте о трудностях, делитесь планами и отвечайте на вопросы, которые всех беспокоят. Организуйте психологическую поддержку. Если есть возможность, пригласите коуча или психолога, чтобы он обучил основам информационной гигиены, объяснил природу страха, помог сотрудникам взглянуть на ситуацию под другим углом и просто прожить негативные эмоции не в одиночку. Когда люди чувствуют, что вы о них не забыли, они готовы пройти через любые испытания и могут долго оставаться вовлеченными даже в условиях повышенного стресса и нагрузок. Подобные меры — основа для профилактики эмоционального выгорания работников.
Сотрудники выгорают от отсутствия признания и позитивной обратной связи. Внедрите в компанию культуру «спасибо». Хвалите в присутствии коллег. Если человек видит, что его работа полезна и ценна для компании, у него растет мотивация продолжать эффективно работать. Старайтесь максимально использовать набор корпоративных льгот и преимуществ. В случае карьерного продвижения сотрудника расскажите коллективу о его достижениях и навыках, которые способствовали этому. В качестве поощрения можно организовывать совместные мероприятия для топ-менеджмента и успешных сотрудников, например деловые завтраки.
Менеджерам следует регулярно общаться с подчиненными, обсуждая успехи, проблемы и приоритеты, выступать в роли наставников и обеспечивать наличие у сотрудников всех необходимых ресурсов и понимания рабочих задач.
Руководителям важно знать свою команду, понимать их реакцию на стресс, отслеживать любые изменения в эффективности и поведении сотрудников. Если сотрудник, который обычно активно генерирует идеи, внезапно замолкает, скорее всего, что-то его беспокоит. В этом случае стоит проявить инициативу и спросить у него о причинах такого поведения.
Проводите в организации дни здоровья, рассказывая о методах по профилактике выгорания.
Три метода, которые помогают разгрузить мозг, даже если работы очень много
Метод «Помодоро»
Вы работаете 25 минут, затем 5 минут отдыхаете. И так четыре раза подряд. После этого заводите таймер для работы уже на 15 минут, а на отдых опять 5 минут — и все повторяете по кругу.
Метод «52/17»
Исследователи обнаружили, что проактивные люди работают по схеме — 52 минуты интенсивной работы 17 минут отдыха.
Метод «Пульс — пауза»
Суть метода в том, чтобы ваш рабочий процесс занимал 90 минут, а отдых — 15–30 минут. Этот метод основан на ультрадианных ритмах — промежутках с разной активностью мозга.
Разумеется, выгорание сотрудника — это в равных долях ответственность и организации, и руководителя и самого сотрудника.
Так, организация создает управленческую и организационную среду, где:
- цели и принципы оценки результата донесены и понятны;
- есть возможность быть услышанным и приносить пользу;
- есть возможность развиваться и расти;
- есть ощущение безопасности (забота о здоровье и достатке);
- работа с людьми приносит радость.
В свою очередь — сотрудник:
- заботится о своем ментальном и физическом здоровье, позитивно настроен к компании и коллективу;
- берет столько загрузки, сколько может унести;
- проактивно вовлекается в активности, которые предлагает компания;
- открыто сообщает компании о своих потребностях и дискомфортах.
Руководитель:
- доступно доносит до сотрудника его цели, задачи, зону ответственности и принципы оценки результативности;
- создает для коллектива комфортные условия труда;
- регулярно экологично дает корректирующую и поддерживающую ОС;
- поддерживает психологически;
- создает и поощряет здоровую среду в коллективе, пресекая токсичность.
Так выстраивается профилактика выгорания сотрудников и снижается риск повторных эпизодов.
По материалам pro.rbc.ru
