Аутплейсмент персонала: как корректно расстаться с сотрудниками
Аутплейсмент — это комплекс мероприятий, которые работодатель проводит при увольнении или сокращении персонала. Другими словами, аутплейсмент — это экологичное, или «мягкое», увольнение (аутплейсмент подразумевает поддержку сотрудника, конфиденциальность и контроль кадровых рисков).
Аутплейсмент:
- дает бывшему работодателю гарантию того, что сотрудник не унесет его секреты к конкурентам. В 60–70% это условие заранее оговаривается с представителями компании и рекрутерами;
- помогает смягчить негатив от увольнения, а значит, в будущем прибегать к помощи сотрудников — например, в качестве консультантов или лоббистов;
- укрепляет репутацию добросовестного работодателя;
- обеспечивает психологическую поддержку руководителю, которому непросто расставаться с людьми;
- напрямую влияет на HR-бренд и снижает кадровые риски
Аутплейсмент: что включает в себя «мягкое» увольнение
Как правило, аутплейсмент включает целый комплекс действий. Компания:
- оценивает информацию о сотруднике и его потенциал — в частности, анализирует его карьерный путь, умения и навыки. Для этого HR-специалист или сторонний консультант проводит интервью и анализирует резюме;
- выбирает для сотрудника подходящие вакансии. Рекрутеры изучают не только джоб-порталы, но и запросы компаний из своей индустрии;
- проводит с сотрудником консультации, чтобы обнаружить слабые места в его резюме и скорректировать их;
- помогает договориться о собеседовании и подготовиться к нему;
- после собеседования получает обратную связь от принимающей компании. После чего либо меняет стратегию поиска работы, либо готовит сотрудника к выходу на новое место.
Дополнительно организация аутплейсмента может включать карьерное консультирование, exit-интервью, развитие soft skills, нетворкинг, переобучение, работу с компенсационным пакетом, сопровождение оффера. Также можно использовать диджитал инструменты HR для отслеживания прогресса по карьерному треку и формирования резерва вакансий.
Аутплейсмент может быть полезен как при точечном увольнении, например, топ-менеджера, так и при массовых сокращениях.
Первыми компаниями, которые использовали аутплейсмент в России, стали западные Manpower и DBM, а также российские кадровые агентства, такие как «Анкор».
Хороший пример экологичного увольнения показал сервис аренды Airbnb. Когда компании пришлось попрощаться с 25% персонала, она составила программу аутплейсмента, включающую запуск сайта, где можно разместить свое резюме и портфолио. Внутренние HR-специалисты и карьерные консультанты помогали сотрудникам найти новую работу. Руководство Airbnb также попросило людей, которых увольнения не затронули, поддерживать коллег и рекомендовать их в другие компании.
В среднем процесс аутплейсмента занимает от пары недель до полугода. Стоимость аутплейсмента одного сотрудника начинается от 15 тыс. руб. В среднем помощь в трудоустройстве обойдется в сумму от одного до полутора окладов бывшего сотрудника. Это если говорить об аутплейсменте с помощью HR-специалистов или консультантов. Сейчас технология аутплейсмента активно диджитализируется.
Этапы аутплейсмента: как правильно уволить
Пошаговая технология аутплейсмента, которая помогает понять, как уволить сотрудника корректно и экологично.
Этап № 1. Определение сферы и критериев компаний, в которых человеку хотелось бы работать
Увольнение — хороший шанс для сотрудника переосмыслить свою работу и то, чем именно он хочет заниматься. Компания помогает определить, что будет важно для него в новой работе, а что неприемлемо. Например, важно: гибридный формат работы, ДМС и прозрачность рабочих процессов. Неприемлемо: переработки и строгий дресс-код.
Этап № 2. Создание резюме
Компания показывает сотруднику примеры удачных резюме, подсказывает, как усовершенствовать свое и написать к нему сопроводительные письма, помогает разобраться в требованиях игроков рынка, обращает внимание на неочевидные моменты, влияющие на успех.
Частая ошибка людей, которые меняют работу, — составить резюме, не разобравшись с тем, под какую конкретно вакансию оно должно подойти. Важно понять, какова итоговая цель резюме. Под разные вакансии можно написать разные резюме.
Особенно важно помочь сотрудникам, которые проработали в одной компании 10–15 лет и теряются при необходимости искать новую работу.
Этап № 3. Поиск работы
Работодатель дает сотрудникам практические советы по самостоятельному поиску вакансий, помогает тем из них, кто оказался на перепутье. Для поиска вакансий можно использовать: джоб-сайты, Telegram-каналы, соцсети. Важен в профессиональной среде и нетворкинг.
Этап № 4. Собеседование: телефонное интервью, очное и онлайн-интервью
Компания дает сотруднику конкретные рекомендации о том, какие вопросы ему стоит задать будущему работодателю, как подготовиться к собеседованию и правильно отвечать на вопросы рекрутера.
Этап № 5. Интервью
Цель компании в процессе аутплейсмента — уменьшить волнение сотрудника, а значит, подробно рассказать про разные форматы собеседований (например, есть вероятность, что сотрудник никогда не проходил онлайн-собеседование). Стоит также напомнить сотруднику стратегию поведения, в зависимости от того, на какую роль и в какой компании он претендует.
Важно обратить внимание сотрудника на то, что звонок от рекрутера — тоже этап отбора. Рассказать, к чему готовиться и помочь вести себя увереннее.
Этап № 6. Переговоры по компенсационному пакету
Задача компании — просветить сотрудника о том, какие опции существуют и как правильно сравнивать условия работы в разных компаниях.
Этап № 7. Работа с оффером
Сотруднику важно знать:
- что такое оффер;
- из чего он состоит;
- на что обратить внимание при чтении оффера и условий компенсационного пакета;
- как выбрать, если офферов несколько;
- как правильно считать свою компенсацию — сотрудник должен уточнить, из чего она состоит, входит ли в нее страховка, компенсация питания, парковки и т.д.;
- как вести переговоры, если что-то в оффере не устраивает;
- какие «мягкие» навыки и приемы нетворкинга использовать во время переговоров.
Резюме кратко: как грамотно уволить сотрудника
- Проанализировать ситуацию и четко определиться, с какими людьми вы расстаетесь, а каких оставляете.
- Организовать максимально прозрачный процесс увольнения. Объяснить сотруднику, что увольняют не его одного, и его вины в происходящем нет. Решение принято в связи с внешними событиями, на которые повлиять не может никто — ни работник, ни работодатель.
- Провести личную встречу с руководителем для того, чтобы сотрудник мог задать вопросы и обсудить дальнейшие возможности. На этой же встрече можно рассказать, чем компания готова помочь сотруднику. Это необходимо для экологичного увольнения и сохранения доверия.
FAQ по аутплейсменту:
- Что такое аутплейсмент персонала? Это «мягкое» сопровождение увольнений: оценка профиля, подбор вакансий, подготовка к интервью и поддержка до выхода на новое место.
- Сколько длится процесс? От пары недель до полугода — в зависимости от уровня позиции и скорости подбора.
- Сколько стоит? От 15 тыс. руб. за сотрудника; в среднем — от одного до полутора его окладов.
- Когда особенно полезен? При точечных кейсах (топ-менеджеры) и массовых сокращениях.
По материалам pro.rbc.ru.