Перейти к основному контенту
РБК Образование⁠,
0

Работникам поддержка нужна ежедневно. Как не впасть в тотальный контроль

Все научились поддерживать сотрудников в сложных ситуациях, но мало кто умеет помогать каждый день, не сваливаясь в микроменеджмент. Андрей Донских (BITOBE) рассказывает о восьми способах необходимой поддержки, рисках все испортить и как их обойти
Фото: Oli Scarff / Getty Images
Фото: Oli Scarff / Getty Images

Как-то попалась на глаза фраза «Менеджмент — это как выходить на прогулку каждый день. Каждый день вам кажется, что именно сейчас у вас на это нет времени, но благодаря прогулкам вы станете здоровее, сильнее и дольше проживете». Это на 100% относится и к поддержке сотрудников.

Мы часто слышим от руководителей, что им на это не хватает времени. Ну какая поддержка, когда здесь нужно «тушить пожар», а в другом месте «устранять потоп»? И в результате они скатываются в банальный микроменеджмент, выматывая свою команду чрезмерным контролем. Надо ли говорить, что пользы от такого подхода крайне мало.

Гораздо большего эффекта можно добиться, если занять по отношению к сотрудникам партнерскую позицию. И здесь ваша задача — позаботиться о том, чтобы у команды были все ресурсы для того, чтобы качественно и в срок выполнять свою работу. Нужно мотивировать и поддерживать, развивать сотрудников, отмечать их результаты и успехи.

Остается только понять, как это все реализовать. Мы подобрали несколько вариантов, как можно обеспечить поддержку своим сотрудникам.

1. Вся ответственность — на вас

Вы руководитель. А значит, отвечаете за все, что происходит в вашем подразделении. Если кто-то из команды совершил промах, ответственность за это несете вы. В том числе и за это вам платят зарплату. Далее вы уже сами решаете, нужно или нет разбираться с человеком и как это лучше сделать.

Но тут следует действовать осторожнее, чтобы не угодить в ловушку микроменеджмента. Часто руководители думают, что раз они несут ответственность за все, то и все решения принимают тоже только они. Так можно завязнуть в работе и лишить команду самостоятельности. Этого делать не стоит.

2. Открытая коммуникация

Выстраивайте настолько прозрачное общение, насколько это возможно. Сотрудники должны чувствовать себя полноценными участниками обсуждения решений, планов на будущее и других важных моментов в деятельности компании.

Рассказывайте команде о дальнейших шагах компании и/или своего отдела. Всегда говорите как есть, не стремясь что-то скрыть или приукрасить. Сотрудники должны быть в курсе происходящего. И лучше, если они это будут узнавать от вас.

Фото: Chris Robbins / moodboard / Global Look Press

Если срезали бюджет по проекту, так и говорите. Если в компании планируются сокращения, про это тоже нужно прямо и открыто информировать. Так же как и про повышение зарплаты или изменение системы мотивации. Давайте только те обещания, которые можете исполнить.

3. За команду — горой

Защищайте своих людей. В том числе и от самой компании. Вы должны принимать все удары на себя. Отстаивайте все решения, которые предлагают ваши сотрудники. Даже если они не совсем правильные, все равно прикрывайте свою команду. Позднее разберетесь уже внутри отдела или наедине.

Помните, ни у кого из компании не должно быть права воздействовать на ваших сотрудников в обход вас. Даже у вышестоящего руководства. Если кто-то решит выступить с критикой в адрес ваших людей, пусть он это делает в отношении вас. Дальше вы уже сами разберетесь. По нашему опыту, в такой поддержке нуждаются очень многие команды.

4. Доверие, только доверие

С вами работают классные специалисты. Поэтому не нужно терзать их чрезмерным контролем и микроменеджментом. Доверяйте им. Не нужно перепроверять за ними всю работу или указывать, что делать. Как нет смысла и в бесконечных совещаниях, на которых ничего не решается.

Лучше вложите в головы ваших сотрудников мысль, что если у них возникнут проблемы, они могут к вам обратиться и получить необходимую поддержку, что вы открыты и готовы им помочь разобраться в задаче.

5. Фокус на целях и результатах

Ставьте перед каждым сотрудником реальные и измеримые цели. И обязательно регулярно обсуждайте с ними процесс их достижения. Совместно выявляйте препятствия, которые возникают, и ищите пути их преодоления.

Требуйте результата. Будьте мягкими, но и твердыми. Лояльными, но не слабыми. Не позволяйте сотрудникам садиться вам на шею.

Если в компании или вашем отделе есть определенные правила, они должны соблюдаться. А ваши поручения — выполняться. Вас не должна устраивать работа вполсилы кого-то из команды. Говорите об этом сотрудникам. Только наедине. Вы же помните, что хвалить нужно при всех, а ругать — один на один.

6. Право на ошибку

Ошибки совершают все. Просто не все на них учатся. Создавайте атмосферу, в которой сотрудники не боятся сделать ошибку. Главное, чтобы потом они исправили ее, сделали правильные выводы и извлекли урок.

Ошибки совершают все. И вы не исключение. Рассказывайте команде о своих промахах. Это даст удивительный эффект. У сотрудников укрепится мысль, что ошибаться не страшно. Более того, это абсолютно нормально.

В результате у вас будет более смелая и ответственная команда с нестандартным мышлением. В нашем быстро меняющемся мире это большой плюс.

7. Один на один и обратная связь

Старайтесь чаще встречаться и общаться с сотрудником один на один. Спрашивайте, как дела, о чем он беспокоится в настоящий момент. Например: «Что ты собираешься делать сегодня?», «Какой у тебя приоритет?», «Какой план?», «На чем фокусируешься?», «Нужна ли тебе моя помощь?», «Какие ресурсы тебе нужны?», «Как думаешь, какие проблемы у тебя могут возникнуть?», «Как ты поймешь в конце дня, что день был успешным?» и т.д.

Давайте сотруднику инициативу в разговоре. У него должна быть возможность регулярно делиться с вами своими проблемами, сомнениями, целями. Просите высказываться о конкретной проблеме или задаче. Это поможет вам обоим более объективно посмотреть на ситуацию.

Периодически спрашивайте у сотрудников, что им нравится или не нравится. Что бы они хотели поменять. Вы можете это делать один на один или коллективно. А можете запустить анонимный опрос. Главное, потом расскажите всем, что беспокоит членов команды, и предложите возможные решения.

8. Доброе слово

Как известно, оно и кошке приятно. А уж человеку тем более. Поэтому хвалите сотрудников и отмечайте их успехи. Но только за то, что вы сами считаете правильным, нужным и т.д. Делайте это от чистого сердца. Отмечайте даже самые незначительные моменты. Вдохновляйте и зажигайте свою команду.

Ваша работа как руководителя — не стать для своих сотрудников мамочкой или психотерапевтом. Ваша работа заключается в том, чтобы дать им возможность расти и добиваться успеха. Помочь им понять, какие ресурсы им нужны. Достать эти ресурсы. Направить и скорректировать их движение. Признать и отметить их усилия и полученный результат. Дать развивающую обратную связь.

Именно в такой поддержке руководителя заинтересованы сотрудники.

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Новость

Проект о людях, создающих позитивные долгосрочные изменения в бизнесе 
и обществе

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья

Что такое импакт 
и почему он критически важен 
для бизнеса в 2025 году

ИМПАКТ-БИЗНЕС Интервью

Психолог Асмолов: «Ключевой вопрос 
в развитии компании — поиск смысла»

ИМПАКТ-БИЗНЕС Колонка

Что останется после меня: как поиск смысла формирует устойчивые компании

ИМПАКТ-БИЗНЕС Статья СберПро

Как и для чего 
бизнес инвестирует 
в социальную инфраструктуру

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 12 декабря
EUR ЦБ: 92,94 (+1,56)
Инвестиции, 21:59
Курс доллара на 12 декабря
USD ЦБ: 79,34 (+1,44)
Инвестиции, 21:59
Белый дом сообщил о чрезвычайном разочаровании Трампа Россией и Украиной Политика, 22:06
Истина в стекле: как выбрать винные бокалы РБК и СберПервый, 22:05
Власти Бельгии предупредили, что активы России пойдут на помощь Украине Политика, 22:02
Это на новый год: куда ездят отдыхать россияне РБК и Ozon Travel, 21:46
Карим Бензема допустил возвращение в сборную Франции на ЧМ-2026 Спорт, 21:44
Три истории из 2027 года: чем удивит многозадачный курорт на берегу реки РБК и Dream Riva, 21:40
Москва договорилась о покупке аэропорта «Остафьево» у «Газпрома» Бизнес, 21:39
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Disney вложит $1 млрд в OpenAI и предоставит доступ к своим персонажам Технологии и медиа, 21:28
Axios узнал, что США ввели санкции против племянников Мадуро Политика, 21:25
Сверхсекретная база времен холодной войны: что посетить в Крыму РБК и ВТБ, 21:23
Лучшему российскому лыжнику сезона отказали в нейтральном статусе Спорт, 21:18
Путин провел совещание о ситуации в зоне военной операции. Видео Политика, 21:15
Ельцин-центр объявил о закрытии театра Общество, 20:56
Дума подготовила запрет осужденным релокантам менять паспорта и жениться Политика, 20:48